Международный фестиваль «Опера Априори» открылся в Москве 18 февраля сольным концертом Юлии Лежневой. На сцене Большого зала консерватории певица в сопровождении Камерного оркестра «Musica Viva» под управлением Александра Рудина представила программу «От барокко до Моцарта», куда вошли сочинения европейских композиторов XVIII столетия.
Юная звезда барочной оперы, послужному списку которой может позавидовать и зрелый артист, Юлия Лежнева уже не первый раз радует москвичей большим концертом. Партнерство с ведущими звездами оперной сцены и оркестрами под управлением знаменитых дирижеров, приглашения на лучшие концертные площадки с 16-летнего возраста, престижные награды – все это вместе как повод задуматься об иммунитете к «медным трубам», ведь и сейчас певице всего 24 года, в этом возрасте многие делают только самые первые шаги к будущему певческому призванию.
Будем честными, получив редакционное задание отправиться на концерт Лежневой, автор данной статьи, очень хорошо знакомый с записями певицы, но волей судьбы не побывавший на живых выступлениях, испытал немалые опасения. Не окажется ли вся шумиха вокруг «чудо-ребенка» на поверку очередным пиаровским преувеличением, какими и богата музыкальная практика, и, увы, во все века были рады обманываться инертные слушатели? Не получится ли так, что одаренного подростка выпихнули в пучину европейского барокко-бума, научив определенным голосовым трюкам, благо, что мягкий, не до конца сложившийся аппарат усваивает многие вещи легче (недаром же выпускницы «Ospedale della Pieta» и ей подобных школ в XVIII веке – еще моложе нынешней Лежневой – с легкостью шагали с ученической скамьи на сцену)? Стоит ли за этим понимание того, о чем и зачем ты поешь?
Опасения были напрасны. Певица абсолютно зрелая, с безупречной техникой, с собственным подходом и почерком (хотя очень отдаленные отзвуки влияния Бартоли и Кермес, поднапрягшись, попытаться рассмотреть было всё же можно). На неординарные природные данные наложился колоссальный проделанный труд, тем более ценный, если учитывать в какие сжатые сроки и в условиях какой гастрольно-концертной нагрузки он проделывается. При этом юная дива не превращается в механическую музыкальную куклу, которую поставили на сцену извлекать трудные пассажи, она буквально расцветает и живет в музыке. Однако нечто неземное и оторванное от реальности мы бы в ней тоже усматривали: вне задач конкретного номера Юлия – совершенно милая, подвижная, улыбчивая и непосредственная, абсолютно современная девушка, даже странно после живого впечатления вспоминать претенциозные рекламные портреты, мало с ней общего имеющие.
Ну да, а что же основной вопрос унылых теоретиков по поводу барочного сопрано – с вибрато или без? Юлия решила вопрос компромиссно: вибрато в ее голосе, безусловно, присутствует (было бы преступлением пытаться полностью выбелить такой многокрасочный голос!), но очень-очень ограниченное, используемое по месту и крайне деликатное по амплитуде. В общем, за голос, за полное соответствие исполнительских приемов репертуару, за степень мастерского владения своим «инструментом» можно поставить пять с плюсом.
К сожалению, не получается выставить столь же сверхвысокую оценку за саму программу – во-первых, показалось катастрофически мало (всего 5 официальных выходов певицы, а потом, к счастью, еще 2 биса). Понятно, что это явление можно слушать бесконечно, и будет хотеться еще. Понятно, что и сами барочные арии, как правило, бесконечно длинные и много их в концерт не войдёт. Понятно, что для 24-летнего исполнителя сольный концерт – задача очень сложная (впрочем, поет же она многочасовые опусы в Европе, где нагрузка не меньше, чем в концерте с постоянными остановками и оркестровыми номерами).
Во-вторых, базис концерта составили проверенные номера. Начала певица сразу с ударного, в головокружительном темпе исполненного ««Agitata da due venti» из оперы «Гризельда» Антонио Вивальди. Суперхитами барокко она и финишировала на бис: прозвучала абсолютно эфирным, растворяющимся в воздухе звуком исполненная «Lascia la spina» из оратории Генделя «Триумф Времени и Разочарования» (российскому зрителю эта музыка лучше знакома по более поздней версии, созданной композитором для оперы «Ринальдо») и тут же на контрасте виртуозноая «Son qual nave» из оперы «Артаксеркс» Рикардо Броски. Мотет 165 «Exsultate, jubilate» Вольфганга Амадея Моцарта, исполненный в рамках основной программы полностью также не отнесешь к числу редко звучащих. Относительно реже, хотя для репертуара Лежнева это тоже не новинка, исполняется ария Ипполиты «Zeffiretti, che sussurrate» из оперы «Геркулес на Термодонте». И отдельное внимание в концерте было уделено опере Генделя «Александр», откуда были исполнены речитатив и ария Роксаны «Solitudine amate… Aure, fonti» и ария Роксаны «Brilla nell'alma». В исполнении этой оперы в Европе партнером Лежневой был Макс Эмануэль Ценчич, который в своем недавнем московском концерте также показал несколько номеров из «Александра» (полностью опера уже не первое столетие дожидается хотя бы концертной премьеры в России).
Как видим, несмотря на то, что концерт был назван «От барокко до Моцарта», внутри программы, если не считать оркестровых номеров были Вивальди, Гендель и Моцарт, композиторы середины XVIII века, за исключением бисового Броски, остались вне сферы внимания, притом что технически и стиль позднего барокко Лежневой явно посилен.
В ряду похвал мастерству певицы следует заметить, что сотрудничество с камерным оркестром (в отличие от более привычных ансамблей) удалось ей тоже весьма успешно. Доводилось слышать упреки в некоторой камерности голоса Лежневой, носящей звание «солистка оперы» - смеем уверить, они тоже безосновательны. Да, стилистика некоторых номеров барокко предполагает достаточно дозированную звучность. Однако тот же моцартовский мотет с полным составом оркестра звучал ничуть не хуже, никакой нехватки громкости не наблюдалось. В общем, как бы долг критика не обязывал нас искать недостатки, упрекнуть героиню вечера, по большому счету, не за что – это сложившийся мастер вокала, четко отдающий себе отчет в своей специализации (старинная опера) и в совершенстве ею владеющий.
Не уступал в мастерстве и камерный оркестр Александра Рудина, в разном составе выходивший на исполнение сочинений разных периодов. В его активе не только гармоничное сопровождение безупречной солистки, но и хорошо подготовленные оркестровые номера – увертюра из оперы «Коронация Дария» Антонио Вивальди, Concerto Grosso No. 5 ре-мажор Генделя и симфония № 49 фа-минор «La Passione» Йозефа Гайдна.
Удивительно, но для многих зрителей в зале и ряд произведений, и сама Лежнева были открытием и откровением. Будем надеяться, что певица станет не просто единичным «дивным цветком» на нашем музыкальном олимпе, но и в какой-то мере – популяризатором произведений европейских композиторов XVIII века в нашей стране.
Фото: © Oleg Chernous/Art-Brand