Темы: Концерт памяти Вольфа Горелика. Фестиваль музыки Римского-Корсакова в ММДМ. Гастроли «Астана Опера» в Петербурге. «Манон Леско» в Римской опере. Новый сезон Метрополитен Опера.
13 марта на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко пройдет концерт памяти Народного артиста России Вольфа Горелика.
В этот вечер на сцену Музыкального театра выйдут все его лучшие солисты: Хибла Герзмава, Евгений Поликанин, Наталья Петрожицкая, Нажмиддин Мавлянов, Сергей Балашов, Ирина Ващенко, Лариса Андреева, Николай Ерохин, Арсен Согомонян, Дмитрий Зуев, Дмитрий Степанович, Дмитрий Ульянов, Роман Улыбин; приедет Михаил Векуа, уже два сезона работающий в европейских и американских театрах.
Режиссер концерта – Александр Титель, художник – Владимир Арефьев, музыкальный руководитель – Феликс Коробов.
В 1993 году, в очень сложное для театра время, дирижер Вольф Михайлович Горелик встал за пульт оркестра Музыкального театра. В 1994 году вышла его первая премьера – опера Дж. Верди «Эрнани», а еще через год – «Богема» Дж. Пуччини, ставшая этапным спектаклем в биографии театра. И дальше у него таких «этапных» спектаклей будет немало: первая «Кармен» на французском и с разговорными диалогами, «Летучая мышь» в ее авторском варианте, «Так поступают все женщины» в год юбилея Моцарта, когда специалисты с удивлением отметили, что оказывается, молодые артисты умеют петь Моцарта и сложнейшие моцартовские ансамбли.
Однажды на спектакль В.М.Горелика, проходивший на Новой сцене Большого театра (Музыкальный театр был в тот момент закрыт на реконструкцию), пришел Г.Н.Рождественский. Послушав спектакль под управлением маэстро, Геннадий Николаевич написал письмо дирижеру, в котором не просто высоко оценил его мастерство, его понимание музыки, но предложил продирижировать любым спектаклем Большого театра (Рождественский в ту пору был главным дирижером Большого). Вольф Михайлович бережно хранил это письмо, но так и не ответил своему коллеге. Стеснялся…
И еще об одном письме: легендарный Альберто Дзедда, посмотрев запись «Севильского цирюльника», высказал теплые слова о спектакле и особенно отметил дирижера, работа которого оказалась очень близка «россиниевскому гуру»…
В Московском Доме музыки с 26 февраля по 11 марта проходит Фестиваль музыки Н.А.Римского-Корсакова.
В первый день, 26 февраля, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представил в Светлановском зале оперу «Сказка о царе Салтане» с использованием светопроекционных технологий.
3 марта в Камерном зале состоится вечер камерной вокальной музыки с участием солистов Государственного академического Большого театра России Александры Дурсеневой (меццо-сопрано) и Всеволода Гривнова (тенор); партия фортепиано – Любовь Орфенова. В программе: арии и дуэты из опер «Снегурочка», «Майская ночь», «Садко», «Царская невеста»; романсы.
5 марта в Светлановском зале Национальный филармонический оркестр России исполнит программу из симфонических фрагментов и оперных арий (в рамках цикла «Парад сопрано»). Солистка – Анна Аглатова (сопрано).
10 марта в Камерном зале будет исполнена опера «Моцарт и Сальери» с участием артиста Молодежной оперной программы Большого театра Богдана Волкова (тенор), солиста Большого театра Олега Цыбулько (бас) и Ансамбля солистов Большого театра России; дирижер – Михаил Цинман. В программе также: Респиги, «Триптих Боттичелли» для малого оркестра, Стравинский, концерт для камерного оркестра «Дамбартон-Оукс». Прозвучат страницы «Летописи моей музыкальной жизни» Римского-Корсакова.
11 марта в Светлановском зале солисты московских музыкальных театров и Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского исполнят оперу «Ночь перед Рождеством».
С 8-го по 10 марта в Петербурге будут проходить гастроли театра «Астана Опера». Гости из Казахстана выступят на сценах Мариинского театра и представят публике оперы «Аттила» Верди (8-го марта) и «Биржан-Сара» Мукана Тулебаева (10-го марта). А 9-го числа состоится гала-концерт балетной труппы театра.
Эту постановку «Аттилы» мы уже представляли читателям. Теперь ее смогут посмотреть и в России с участием таких известных певцов, как болгарский бас Орлин Анастасов и итальянский баритон Клаудио Згура. За дирижерским пультом – Валерий Гергиев. Он же дирижировал оперой на премьере в Астане. А исполнение оперы «Биржан-Сара» даст возможность ознакомиться с национальным искусством Казахстана.
В Римской опере состоялась премьера новой постановки оперы Пуччини «Манон Леско». В заглавной партии выступила Анна Нетребко. За дирижерским пультом - Риккардо Мути.
Это первый опыт сотрудничества двух мастеров. Кроме того, выступление Нетребко стало ее персональным дебютом на сцене римского театра. Певица покорила зрителей своим превосходным сопрано и блестящей драматической игрой. Местная критика уже назвала спектакль с Нетребко одним из лучших за всю историю театра. Исполнившие главные партии Манон Леско и Кавалера де Грие российская певица и азербайджанский тенор Юсеф Эйвазов, по их оценке, составили прекрасный дуэт.
Не разочаровала критиков и сама постановка 40-летней Кьяры Мути, дочери дирижера. В постановке опер она дебютировала именно с отцом - в 2012 году с произведения немецкого композитора Пауля Хиндемита "Святая Суссанна", которым дирижировал Мути на Равеннском фестивале.
Для Римской оперы Мути поставила в прошлом году оперу одного из самых ярких представителей английского музыкального барокко Генри Перселла "Дидона и Эней" по мотивам поэмы Вергилия "Энеида" о легендарном царе Трои. Она с успехом прошла на летней сцене в Термах Каракаллы.
«Манон Леско» - третья по счету опера Пуччини на сюжет одноименного романа аббата Прево, французского писателя XVIII века. Ее премьера состоялась 1 февраля 1893 года в Турине. В центре повествования - неоднозначный образ пылкой женщины, которой приходится выбирать между благополучием и любовью в нищете. Последний раз «Манон Леско» была в афише Римской оперы в 2007 году.
Премьеру постановки Мути посетил президент Итальянской Республики Джорджо Наполитано, которого оркестр встретил исполнением национального гимна.
Анна Нетребко выступит на сцене Римской оперы еще дважды. Все билеты на спектакли были раскуплены задолго до премьеры.
Объявлена программа Метрополитен Опера на сезон 2014-15 гг. Музыкальный руководитель Джеймс Ливайн в два раза увеличит свою нагрузку и будет дирижировать шестью постановками, в том числе новой постановкой «Свадьбой Фигаро» Моцарта и «Нюрнбергскими мейстерзингерами» Вагнера.
Ряд звезд вернется на сцену театра. Так, Джойс ДиДонато выступит в новой постановке «Девы озера» Россини, Рене Флеминг - в новой постановке «Веселой вдовы» Легара. Анна Нетребко исполнит партию леди Макбет в «Макбете» Верди, Йонас Кауфман – партию Хозе в «Кармен» Бизе и Пласидо Доминго – баритоновую партию Дона Карлоса в «Эрнани» Верди. Помимо Моцарта и Вагнера, Ливайн будет дирижировать «Сказками Гофмана» Оффенбаха, «Эрнани» и «Балом-маскарадом» Верди и «Похождениями повесы» Стравинского. Кроме того, он будет дирижировать оркестром театра в трех концертах в Карнеги-холле.
Сезон откроется первой из шести новых постановок – «Свадьбой Фигаро» (режиссер Ричард Эйр, Фигаро – Ильдар Абдразаков, граф Альмавива – Петер Маттеи, графиня – Марина Поплавская, Керубино – Изабель Леонард).
Позднее будет представлена первая за 45 лет новая постановка популярного оперного «дуэта» - «Сельская честь» Масканьи и «Паяцы» Леонкавалло (режиссер - Дэвид Маквикар, дирижер – Фабио Луизи).
Впервые в Метрополитен Опера прозвучат «Иоланта» Чайковского (с Анной Нетребко и дирижером Валерием Гергиевым) и «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, а также «Смерть Клингхоффера» Джона Адамса.
Музыкальный руководитель Нью-йоркского филармонического оркестра Алан Гилберт будет дирижировать «Дон Жуаном» Моцарта с Маттеи в главной партии, музыкальный директор Филадельфийского оркестра Янник Незе-Сеген – «Дон Карлосом» Верди. В рождественские дни будет показана опера Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель». Дирижер - Эндрю Дэвис.
По материала Рунета и пресс-релизам театров и концертных залов
Подготовил Евгений Цодоков