Есть подозрение, что душа моя зародилась где-то в семнадцатом-восемнадцатом веках, иначе как еще я могу объяснить свою наивную, светлую, непреходящую любовь к музыке барокко. К счастью, Генделя в Лондоне не забывают. «Агриппина», «Ариодант», «Альцина», «Радамист», «Юлий Цезарь» - это далеко не полный список произведений, поставленных Английской Национальной оперой за последние десять лет.
И, наконец, первая постановка «Роделинды» – снова на сцене Колизеума! А где же еще ей исполняться! Создана немецко-английским композитором во время его лондонского периода жизни, поставлена впервые 13 февраля 1725 года в лондонском театре Ее Величества. Постановщик – лондонец Ричард Джонс, создавший себе имя благодаря именно АНО. Дирижер Кристиан Кёрнин из шотландского Глазго. Исполнительница главной роли – валлийское сопрано Ребекка Эванс. Приглашенных певцов – нет, все – свои, домашние.
Премьера воспринята зрителями на «Ура!», судьба ей уготована, предполагаю, долгая и – счастливая! Даже, несмотря на некоторые нелепости сюжета, чем и можно, видимо, объяснить ее столь долгий путь на эту сцену. Но Ричард Джонс совершил невозможное, превратив негатив в позитив, восстановив всеми забытое произведение Генделя в незабываемое шоу.
Декорации Джереми Герберта показывают фашистский Милан 1940-х годов, в котором осажденная королева некой страны Роделинда, полагающая, что ее свергнутый муж Бертаридо убит, дабы спасти себя и своего немого сына, борется с распутным деспотом Гримоальдо, имеющем на нее вполне определенные виды. Он одержим идеей жениться на ней, укрепив таким образом свою власть, откровенно игнорируя тот факт, что уже обручен с сестрой Бертаридо – Эдвидже.
Но оказывается, Бертаридо не мертв, он скрывается от власти узурпатора, наблюдая за верностью (а ему - со стороны - кажется неверностью) своей жены, пытающейся найти и отстоять свое место в новых обстоятельствах.
Ребекка Эванс как Роделинда – точная копия Анны Маньяни из эпохального фильма Роберто Росселини «Рим, открытый город», где та сыграла беременную вдову, трагически заканчивающую свою жизнь в оккупированном фашистами городе. Голос Эванс насыщен и полон красок, и все ее арии исполнены с неизменным апломбом. Ее Роделинда – дама достаточно своевольная, жесткая и приземленная. Бертаридо контратенора Йестина Дэвиса – половина успеха всей оперы. В его пении есть зрелость и самообладание, а дуэты с Роделиндой - невероятное наслаждение, ну, просто райское пение.
Я не случайно обронила фразу «незабываемое шоу», потому что спектакль получился зрелищным, импульсивным, живым. Изумительные костюмы той эпохи созданы Ники Гиллибранд. Действие насыщенно юмором и подтруниванием над его героями. Чего стоил только горделивый поворот спиной к зрителям Гримоальдо, чтобы дать им возможность обозреть новую татуировку – имя Роделинды, покрывшую его плечи крупными буквами. Этот жест – ответ на декольте Эдвидже с вытатуированным именем Гримоальдо, выполненным, однако, более скромными буквами. Но в этом соревновании тату «истинная» любовь остается за Бертаридо, чья жена, считавшая себя вдовой, воздвигла мужу памятник – грандиозный, унесшийся с помощью видеопроекции куда-то ввысь, с огромнейшей надписью ее имени, вытатуированной на левой руке ее возлюбленного. Когда Гримоальдо взрывает ненавистный памятник, останки руки с гравировкой имени героини падают на сцену – огромные, способные вместить в полости этих руин всех героев нетленной истории. Или еще один момент – когда, неподкупная Роделинда с наслаждением, изуверски поливает дорогие меха – подарки Гримоальдо – недопитым кофе. А вот – пантомима, сопровождавшая пение героини, к которой прибегает ее немой сын Флавио (Мэтт Кейси) дабы показать узурпатору, что его ожидает в ближайшем будущем. Зал веселился от души!
Но все кончается хорошо: счастливая пара воссоединяется, к Эдвидже возвращается ее Гримоальдо – Джон Марк Эйнсли, слегка побитый, но невредимый. И только помощник Бертаридо – Унульфо (контратенор Кристофер Эйнсли, как бы убиенный. Однако и он, окровавленный и хромающий, присоединяется к хору в финале оперы.
Эта «Роделинда» – пример настоящей по сути комической оперы, с нелепостями, явно подчеркнутыми музыкой, явно коммерческой по тем временам, с обилием славных арий, прекрасно исполненных. И хвала режиссеру, сумевшему соединить все это в незабываемый спектакль, а также дирижеру и музыкантам, исполнившим эту музыку с нежностью, уважением и симпатией. И в той или иной форме – это все равно – торжество любви над мирской властью, верности над предательством, добра над злом! Так, как и замышлялась эта история Генделем почти триста лет назад.
Но вечер-то получился – презабавный!
Фото: ENO / Clive Barda