Горячие страсти под холодным дождём

«Не только любовь» Щедрина возвращается

«Не только любовь» Щедрина возвращается
Оперный обозреватель

В театре Санктъ-Петербуръ Опера поставлена опера «Не только любовь». На премьере присутствовал сам автор Родион Щедрин и его супруга Майя Плисецкая. Это событие воистину знаковое. Яркое произведение советской эпохи – её классика – достойно того, чтобы быть представленным в репертуаре современного оперного театра. Возможно, кому-то может показаться не актуальной колхозная тема тех давних лет, но в том и величие искусства оперы, что с помощью прекрасной музыки оно способно преодолеть все исторические и социальные преграды и заставляет публику сопереживать происходящему на сцене. Наш автор Нора Потапова побывала на премьере.

Петербург не на словах ценит творчество Родиона Щедрина. Из пяти его балетов здесь (в Мариинском) идут три, из шести опер — четыре. И вот теперь название самого первого музыкально-сценического опыта композитора «Не только любовь» появилось в афише театрального Петербурга.

Это самобытное произведение, написанное более полувека назад по мотивам ёмкого поэтичного рассказа Сергея Антонова «Тётя Луша» – как бы про грустную сермяжную правду жизни. А музыка Щедрина, несмотря на видимую мелодическую простоту, интонационно, ритмически и настроенчески необычайно изощренна. В ней тонко сплавлена душевная теплота, ирония, деликатность в подаче высокого драматизма и светлой лирики, горьковатой иронии и великолепного жанрового юмора. Колористическая отделка партитуры – просто шедевр.

В спектакле Юрия Александрова всё, что касается иронии, юмора и мягкой «фоновой» лирики, сделано превосходно. Предлагаемые обстоятельства истории – смешная и одновременно тоскливая сценка пролога с «забиванием козла» под неприветливым нудным дождём, щелбанами, водкой в цистерне и исконно русской ленью, для которой во все времена найдётся оправдание. Квинтэссенция родимого менталитета. Персонажи, четыре неприкаянных мужика, замечательно колоритны и по фактуре, и по манере интонирования, каждый в своём амплуа.

Но вот издалека зазвучала серебристая девичья песня, хошь не хошь мужиков волнующая. И началась сама история. А происходит она на фоне очень сдержанном. Таким лаконичным мы сценографа Вячеслава Окунева, пожалуй, и не видели: серый задник, за которым просвечивает навесной мост, несколько свисающих обугленных балок, пара пеньков да графичная проекция, красиво перекликающаяся с текстом Антонова: «тихое небо, скромно мерцающее звездами, и неподвижные рябины с черной листвой и еще более черными гроздьями ягод, и белые, словно меловые, тропки, пересеченные прозрачными, нежными лунными тенями…». На небольшой свободной площадке легко строить мизансцены, освещением создавать нужное настроение, располагать танцующую и поющую массу. Такую яркую и подвижную, какой её придумал Александров в хоровой жанровой зарисовке второй картины. Гулянка на околице - не только азартно спетая-сыгранная, но и протанцованная ансамблем исполнителей композиция со своей ёмкой драматургией (хореограф – Надежда Калинина). Здесь всё гармонично, действенно, читаемо – и очень музыкально. Персонажи живописны, пластически индивидуальны в общем рисунке деревенской кадрили, и всё, что происходит, необыкновенно значительно для её участников и интересно зрителям. Здесь не теряются никакие детали, никакие нюансы отношений, никакие особенности характеров. Вот немолодой, но ещё вполне в силе (Николай Михальский) или видный, но невероятно застенчивый (Антон Морозов) бывший фронтовик Федот Петрович со своей, глубоко упрятанной личной драмой. Вот порывистая, полная девичьих ожиданий и такая неудачливая невеста Володи Гаврилова Наташа (Елена Тихонова), вот откровенно демонстрирующая нерастраченный запас вожделения Катерина-разведёнка Натальи Кочубей или оторва-трактористка Ирины Скаженик, актрисы, пластически совершенно бесстрашной. В них всё театрально ярко и всё художественно-правдоподобно.

Сложнее с главными героями. Володя Гаврилов у отлично звучащего Владислава Мазанкина получился отчаянным забиякой, но парнем не столько обаятельным, сколько безнадёжно пошлым; и тогда не понятно, на что «клюнула» неглупая Варвара. Однако справедливо сказать, что у Мазанкина рисунок роли очень яркий. Герой Сергея Мунтяна менее определёнен, да и голос звучит глуховато. Но дело, пожалуй, не столько в актёрах-певцах, сколько в характере взаимодействий героя и героини, предложенных режиссёром. Стремление к сермяжному правдоподобию страстей отозвалось подменой сложности человеческих отношений сексуальной озабоченностью «голодной» бабенки и довольно примитивного самца. Историйка получилась пакостная: баба сорвала своё, потешила плоть и за ненадобностью отдала мужика, так и не понявшего, что его просто использовали.

Во многом такой результат считывается из-за нарочитой антиэстетизации центрального образа. Возможно, именно ради правды режиссёр во второй части спектакля содрал с героини даже намёк на привлекательность, зато наделил долей агрессивности. Перед нами – якобы деревенская баба, словно специально одетая так, чтобы показать женское тело во всей его будничной неприглядности. Но правда от этого не выиграла, ибо намеренная простоватость поведения актрисы, как и её трагизм замешаны на самых что ни на есть кондовых оперных штампах. Немного цветастого павлопосадского платка, немного истового срывания с себя одежды, немного валяния по земле с партнёром и много пения в упор на дирижёра. На самом деле, всего много, и не однажды повторенного, а потому уже и не стреляющего в нужный момент. Хотя вполне отвечающего сегодняшним сценическим нормам, а точнее, вновь сложившимся штампам.

Юрия Александрова в погоне за модой упрекать нелепо. Ему самоутверждаться ни к чему, он давно уже с современностью на «ты», и с весьма интересными результатами. Тем более обидно, что изначально нетривиальное развитие душевной драмы героини низведено до такого огрубления. И дело не в ханжестве взгляда на сцену. Здесь, мне кажется, налицо элемент спекулятивности, заигрывания с антиэстетикой как сильно действующим средством. Своеобразный экспрессионизм, напомнивший образцы балетного направления современный танец. Средство это действительно сильно действует, но оно способно и отвратить. Даже оставить осадок неприятия вместо сочувствия к героине, к актрисе, отчаянно, без остатка отдающей себя роли. А именно так, самоотверженно работают и Лариса Поминова, и Елена Еремеева, певицы с настоящим эмоциональным и вокальным потенциалом. Знаменитые частушки Варвары в их исполнении служат тому доказательством.

Эффектный финал – на героиню проливается с колосников очистительный дождь - примиряет действо со светлой поэтикой музыки и оригинально закольцовывает содержание спектакля. Дождь как единение с мудрой спокойной природой, у которой, как известно, нет плохой погоды. Красиво. Однако послевкусие спектакль оставляет, хотя и сильное, но всё же со странным оттенком.

Автор фото — Игорь Волков

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Санктъ-Петербургъ Опера

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ