Канон католический — душа славянская

«Реквием» Дворжака как подарок РНО меломанам

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

Когда речь заходит о «Реквиеме», то есть о заупокойной мессе, кантатно-ораториальном произведении для солистов, хора и оркестра, то, как правило, в памяти сразу же возникают два явно контрастных по своей музыкальной природе, но, несомненно, величайших образца этого жанра. Это «Реквием» Моцарта и «Реквием» Верди, наши старые добрые знакомые, которые, благодаря огромной слушательской популярности, сегодня звучат в отечественных концертных залах довольно часто. Другие образцы жанра, также входящие в мировое музыкальное наследие, жалуют нас гораздо реже, и «Реквием» Дворжака, один из самобытных и уникальных по своей музыкальной эстетике шедевров, несомненно, из их числа. Его исполнение в конце февраля стало заметным событием филармонической жизни столицы не только в силу раритетности самого произведения, но и в силу того, что его интерпретацию представил один из лучших симфонических коллективов России.

В состав своего филармонического абонемента на сцене Большого зала Московской консерватории «Реквием» Дворжака включил Российский национальный оркестр. В этот вечер место за дирижерским пультом занял художественный руководитель и главный дирижер коллектива Михаил Плетнев, для которого это обращение стало одной из наиболее впечатляющих дирижерских работ в нынешнем сезоне. Он не просто филигранно выстроил оркестр, не просто добился необходимой нюансировки инструментальных групп, не просто обеспечил впечатляющее звучание хоровых и ансамблевых страниц партитуры – он заставил почувствовать саму душу этой музыки.

Под выверенным взмахом дирижерской палочки маэстро она предстала всепоглощающе искренней и подлинно великой, зазвучала не просто как эстетически красивый и ярко образный духовный феномен, но, прежде всего, как масштабная оркестрово-хоровая фреска. Психологически емкое, закодированное в ее недрах духовно-философское содержание, а также сама эмоциональная неуспокоенность интерпретации, словно из глубины столетий вытаскивали на свет Божий живые и мощные славянские музыкальные корни. Заключенные в форму католического канона и, казалось бы, давно утратившие свою самобытность в связи с исторической латинизацией чешской культуры и языка, эти корни проступали на явно генетическом, сакральном уровне, апеллируя к незыблемости славянского начала как одной из колыбелей мировой цивилизации.

Музыку Дворжака, пожалуй, сложно назвать популярной, тем более шлягерной. Вместо ярко выпуклой, как и Верди, и гармонически совершенной, как у Моцарта, фактуры, ткань этой музыки – не атлáс и шелк, а суровый холст. Ее мелодика достаточно сложна, прихотлива и многопланово объемна. Ее развитие идет поступательно прямо, уверенно, практически без изгибов. Чрезмерной экзальтацией ее подъемы и «взрывы», в целом, не отягощены, и это требует от слушателя постоянной «сосредоточенной работы». Эта музыка при первом знакомстве с ней несколько предстает непривычной для слуха, но осмысленное погружение в нее дарит необычайно сильные переживания и эмоции.

Хоровую поддержку этим незабываемым ощущениям духовной новизны на самом высоком профессиональном уровне оказывал Камерный хор Московской консерватории (художественный руководитель – Александр Соловьев). Но это исполнение предъявило и весьма сильный состав солистов-ансамблистов: сопрано – Екатерина Годованец, меццо-сопрано – Виктория Яровая, тенор – Михаил Губский, бас – Петр Мигунов. За исключением градуала, порученного сопрано и повторяющего интродукцию «Requiem aeternam», сольные вокальные партии в этом опусе построены на репликах и участии в ансамблях. По структуре своего присутствия в общем звучании партитуры они, естественно, гораздо ближе к ансамблевости Моцарта, чем к номерной «оперности» Верди.

«Реквием» (op. 89) был написан Дворжаком в 1890 году, в период расцвета своей мировой славы. Этот монументальный опус длится более полутора часов и состоит из двух разделов. Как уже было отмечено, первый раздел открывают интродукция «Requiem aeternam» (№ 1) и градуал «Requiem aeternam» (№ 2). Далее идет традиционная секвенция: «Dies irae» (№ 3), «Tuba mirum» (№ 4), «Quid sum miser» (№ 5), квартет солистов «Recordare, Jesu pie» (№ 6), «Confutatis maledictis» (№ 7) и «Lacrimosa» (№ 8). В начале второго раздела – двухчастный «Offertorium» (№ 9): квартет солистов с хором «Domine Jesu Christe» и двойная хоровая фуга «Quam oliam Abrahae». Их продолжают «Hostias» с повтором «Quam oliam Abrahae» (№ 10), объединенная пара «Sanctus – Benedictus» (№ 11) и пришедший из последних строф «Dies irae» мотет «Pie Jesu» (№ 12) с включением повтора финальных строк из № 8 («Lacrimosa»). Завершение всего цикла – «Agnus Dei» (№ 13).

Впервые этот опус было представлен под управлением автора в 1891 году в Англии, на фестивале в Бирмингеме. Его исторический успех был грандиозен. Успех нынешнего исполнения был грандиозен и несомненен не менее. Весьма отрадно, что Дворжака, автора известнейших Восьмой и Девятой симфоний, «Славянских танцев» и оперы «Русалка», мы с новой силой открыли для себя и как композитора, осенившего своим гением два полюса христианской духовной культуры и существенно обогатившего каждый из них.

Фото: Д. Абрамов / Ведомости

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ