В Национальном академическом Большом театре оперы и балета Республики Беларусь 17 апреля состоялся сольный концерт народного артиста Грузии Теймураза Гугушвили. Выступление грузинского тенора можно смело назвать триумфальным. Присутствовавшие в тот вечер в театре зрители никогда не забудут концерт грузинского маэстро. Сейчас даже трудно представить, что еще три-четыре года назад большинство рядовых белорусских опероманов даже не подозревало, что в мире существует такое вокальное чудо, имя которому Теймураз Гугушвили!
Знакомство минской публики с замечательным грузинским певцом произошло в декабре 2012 года на гала-концерте III Минского международного Рождественского оперного форума. Тогда в первом отделении концерта солист буквально влюбил в себя зал, великолепно исполнив знаменитый речитатив и ариозо Канио из оперы «Паяцы» Леонкавалло, а во втором – арию Каварадосси из 1 акта «Тоски» Пуччини. За все время посещения Оперного театра в Минске ни разу не слышала, чтобы достаточно сдержанные в выражении эмоций белорусы кричали «бис!» какому-либо исполнителю.
Такая восторженная реакция была вызвана поразительным по красоте, ярким, полетным голосом Теймураза Гугушвили, его вокальным мастерством и высочайшей исполнительской культурой. В тот памятный декабрьский вечер, к величайшей радости минских опероманов, «Recondita armonia» прозвучала во второй раз.
Знакомство с биографией солиста лишь усилило восхищение его талантом. Оказалось, что на момент участия в гала-концерте Гугушвили было почти 62 года, а его вокальная карьера (грузинский тенор является солистом Тбилисского академического театра оперы и балета им. З. Палиашвили с 1978 года) длится 35 лет.
Вторая встреча с полюбившимся артистом не заставила себя долго ждать. Так, уже в марте 2013 года Теймураз Гугушвили принял участие в спектакле «Тоска» (постановка Михаила Панджавидзе). И вновь выступление грузинского тенора вызвало восторженную реакцию публики. В чем же секрет такого успеха? Прежде всего, в самом голосе насыщенного и яркого тембра, в котором не чувствовалось никаких возрастных изменений, в эмоциональности исполнения, великолепной дикции и легкости, с которой Гугушвили исполнял партию. Временами казалось, что процесс пения для солиста, пожалуй, более естествен, чем процесс дыхания.
Кроме того, грузинский тенор прекрасно вошел в чужую для него постановку. Игра Гугушвили была настолько свободной, а взаимодействие с минскими солистами (Екатериной Головлевой в партии Тоски и Станиславом Трифоновым в партии барона Скарпиа) столь органичным, что возникло ощущение, будто за спиной у грузинского тенора участие в длительном постановочном процессе в Минске, а не пара репетиций, которые обычно бывают у приезжих солистов.
Следует отметить, что Теймураз Гугушвили привнес в сценическое воплощение образа Каварадосси свои детали. Пожалуй, самым интересным в этом плане стало третье действие. Некоторые солисты, рассказывая о партии Каварадосси и о том, как они понимают характер и поступки исполняемого ими персонажа, отмечают, что в последнем действии пытаются показать неверие их героя во внезапное милосердие Скарпиа и мнимость своего расстрела. Художник в отличие от Тоски понимает, что все будет по-настоящему, и только любовь к Флории, восхищение ее мужеством и преклонение перед ее жертвой заставляют Марио изображать радость, но это радость, сквозь которую просвечивает обреченность. Зрители в зале должны это увидеть и почувствовать, лишь Тоска продолжает оставаться в неведении, потому что Марио не хочет омрачать последние минуты их свидания.
Теймураз Гугушвили воплотил такой вариант поведения своего героя в полной мере. Грузинский тенор сумел показать, как после прочтения бумаги о «фиктивном» расстреле его Марио буквально потухает, как будто за несколько мгновений из героя уходит жизнь и остается лишь тень прежнего человека. Каварадосси-Гугушвили слышит голос любимой женщины (Тоска в это время излагает план побега из Рима, как затем уже в другой стране они вместе будут счастливы), он кивает ей в ответ, но делает это скорее машинально, а во взгляде смешалась тоска, любовь и мольба не умолкать, говорить еще и еще, потому что он хочет в полной мере насладиться звуками любимого голоса. Художник смотрит в глаза любимой, гладит ее лицо, руки и осознает, что это в последний раз. Контраст радостной и возбужденной Тоски-Головлевой и осознающего свою обреченность Каварадосси-Гугушвили сделал эту мизансцену еще более трагичной.
В мае 2013 года грузинский тенор вновь подарил минчанам радость встречи со своим талантом, исполнив партию Радамеса в опере «Аида» (режиссер Михаил Панджавидзе). В тот вечер вместе с прославленным грузинским солистом на сцене были представлены практически лучшие силы театра (Анастасия Москвина в партии Аиды, Оксана Волкова в партии Амнерис, Станислав Трифонов в партии Амонасро, Андрей Валентий в партии Рамфиса), поэтому та «Аида» вспоминается как спектакль-праздник. Тогда же возник вопрос: если солист в достаточно солидном для тенора возрасте с блеском исполняет Радамеса, то как же эта партия звучала тогда, когда певцу было 40 или 45 лет?
В телевизионном интервью заслуженная артистка Республики Беларусь Анастасия Москвина рассказала, что петь в одном спектакле с Теймуразом Гугушвили не просто почетно, это очень полезный опыт для любого вокалиста, своеобразный мастер-класс, поскольку на сцене находится не просто певец, но еще и педагог, который более двадцати лет преподает на кафедре сольного пения в Тбилисской государственной консерватории им. В.Сараджишвили.
На IV Минский международный Рождественский оперный форум, проходивший в декабре прошлого года, Теймураз Гугушвили приехал в статусе «фаворита белорусской публики» (именно такой эпитет закрепился за грузинским тенором в отечественных средствах массовой информации). И в очередной раз он поразил и покорил публику своим вокальным мастерством. После исполнения арии Миндии из одноименной оперы Тактакишвили публика стоя аплодировала грузинскому солисту.
И вот новая встреча в апреле 2014 года. Сольный концерт состоял из двух отделений, причем в первое были включены вокальные номера, которые Гугушвили еще не исполнял на минской сцене, а второе – арии и дуэты, которые публика в исполнении грузинского тенора слышала раньше на гала-концертах или в оперных спектаклях.
Остановлюсь на наиболее ярких моментах сольного концерта. В качестве своеобразной разминки был исполнен достаточно сложный романс Фернандо из оперы Доницетти «Фаворитка» – и сразу стало понятно, что солист находится в великолепной вокальной форме, его голос по-прежнему звучит свежо и ярко. После премьеры в марте этого года на минской сцене оперы Верди «Риголетто» было особенно интересно послушать, как партию Герцога исполняет Теймураз Гугушвили. Грузинский тенор включил в программу концерта два номера из этой оперы. Фрагмент «Ella mi fu rapita! <…> Panni veder le lagrime» из второго действия «Риголетто» Дж. Верди c его певучей мелодией, передающей нежное восторженное чувство влюбленного юноши, и достаточно длинными распевными вокальными фразами в полной мере позволил продемонстрировать природную красоту тембра и техническое мастерство, с каким солист управляет своим голосом. Не менее сильное впечатление произвел последовавший затем дуэт с Джильдой (Татьяна Гаврилова) из первого действия.
Слушать, как Теймураз Гугушвили исполняет партию Каварадосси, можно бессчетное число раз. Поэтому если бы в сольном концерте не прозвучали фрагменты из «Тоски», публика в каком-то смысле почувствовала бы себя обделенной. Грузинский тенор спел знаменитую «Recondita armonia», а затем вместе с Ниной Шарубиной, для которой эта партия является одной из коронных, дуэт Тоски и Каварадосси из первого действия. Маэстро порадовал публику своим фирменным приемом: в дуэте, когда Тоска за сценой зовет «Mario! Mario! Mario!», а Каварадосси отвечает ей: «Son qui!» (я здесь), грузинский тенор продержал звук [о] так долго, что успел за это время переместиться с авансцены к левой кулисе, где стояла Нина Шарубина, взять ее за руку и вывести на авансцену, чем сорвал аплодисменты зала. Этот же прием грузинский тенор продемонстрировал годом ранее в спектакле, правда, тогда он уходил в глубь сцены, где по задумке постановочной команды находился «вход» в церковь.
Если в вокальных номерах из первого действия «Тоска» в голосе Гугушвили превалировали светлые ноты лиризма, то в дуэте с Амнерис (Оксана Волкова) из 4-го действия «Аиды» голос слегка потемнел, в нем как будто зазвенели нотки металла. Пожалуй, такого решительного и несгибаемого Радамеса на минской сцене слышать еще не приходилось.
Завершала «официальную» часть концерта ария Миндии из одноименной оперы Тактакишвили. Можно смело утверждать, что без этого номера ощущение счастья от концерта было бы не совсем полным. Исполнение Теймуразом Гугушвили арии Миндии на декабрьском гала-концерте произвело на публику, пожалуй, одно из самых сильных впечатлений, поэтому хотелось еще раз соприкоснуться с этим вокальным шедевром. Да и кто лучше может исполнить арию грузинского композитора и донести до зрителя переживания героя, как не певец, для которого музыка О. Тактакишвили и грузинский язык являются частью родной культуры?! Речь идет о вокальном номере из второго действия оперы. Миндия, наделенный от рождения даром понимать язык природы, постигший гармонию мироздания, вынужден пойти наперекор своим убеждениям и, подчиняясь суровым представлениям горцев о чести, убить человека. Но природа не может простить этого бессмысленного поступка (убивать можно только врага, защищая свою родину), и Миндия теряет возможность понимать голоса гор, неба, рек. Теймураз Гугушвили исполнил арию с таким эмоциональным накалом, что слушатели ощутили всю боль истерзанной души героя, а понимать для этого грузинские слова совсем необязательно. К удовольствию публики, устроившей овацию, золотой голос Грузии исполнил арию Миндии еще раз.
Нельзя не отметить, что в этот вечер главный дирижер театра Виктор Плоскина вдохновенно дирижировал оркестром. Так, увертюра к опере «Набукко» Верди вдруг засверкала новыми красками, интермеццо из оперы «Манон Леско» Дж. Пуччини было исполнено с проникновенной лиричностью, а знаменитый «Танец с саблями» Хачатуряна поразил просто огненной энергией и экспрессией.
В заключение концерта Теймураз Гугушвили поблагодарил публику за столь горячий прием, руководство театра – за возможность выступить в Минске «в мои последние годы на сцене, когда я еще могу петь». А затем был… небольшой сюрприз: золотой голос Грузии предложил всем присутствовавшим в зале вместе спеть грузинскую песню, при этом публика, оркестр и солистки, принимавшие участие в концерте, должны были исполнять партию хора (состояла она всего из двух чередующихся нот), а сам маэстро – солировать. Хочется надеяться, что Теймураз Гугушвили остался доволен сводным хором, в котором пело более тысячи человек. А еще так хочется верить, что апрельская встреча с замечательным грузинским тенором была не последней!
На фото: Теймураз Гугушвили