Пасхальные Фестивальные Дни в Берлинской Штаатсопер

Пасхальные Фестивальные Дни в Берлинской Штаатсопер
Оперный обозреватель

Для Берлинской государственной оперы пасхальный период имеет особое значение. Именно в это время в театре проходят Фестивальные Дни (Festtage). В это время в театре проходят премьерные спектакли, значимые постановки последних лет, а также концерты с вовлечением режиссеров, солистов и музыкантов мирового уровня. Традиция берет начало с 1996 года.

Программа Фестиваля обычно анонсируется за год, билеты можно купить в начале ноября предыдущего года, правда для так называемых Друзей театра, приобретение билетов возможно сразу после официального объявления программы Фестиваля.

Фестиваль 2014 года проходил под знаком прошлогодних юбилеев Вагнера и Верди. Вагнер был представлен премьерой Тангейзера, изюминкой которого стали режиссер Саша Вальц и звездный состав исполнителей (Петер Зайферт, Марина Пруденская, Петер Маттеи, Рене Папе и Анн Петерсен, которая заменила Марину Поплавскую). Верди был представлен возобновленной постановкой Симона Бокканегры (режиссер Федерико Фиецци, 2009 год) с Пласидо Доминго в титульной партии, а также с Марией Агреста, Фабио Сартори и Дмитрием Белосельским.

1/7

Сначала о «Тангейзере», ставшем первым режиссерским опытом хореографа Саши Вальц в опере большого масштаба*. «Тангейзер», быть может, самая статичная опера, причем не только Вагнера. Поэтому идея сделать хореографическую концепцию в Тангейзере главной, тo есть сделать из нее Танцгейзера была невероятно смелой.

Сцена Venusberg (сценография – Пиа Мария Шрайвер и Саша Вальц), на мой взгляд, получилась просто грандиозной: в огромном куполе, напоминающем глазное яблоко, женскую грудь или огромный фотообъектив (у кого какие ассоциации), танцуют полуголые женские и мужские фигуры, происходящее на сцене можно назвать хореографическим олицетворением групповой эротики. Свет в начале полутемный, затем становится все ярче и ярче, достигая максимума при появлении Венеры и Тангейзера. Очень гармонично вовлечена в хореографию Венера, визуально, артистически и вокально. Тангейзер по своим параметрам, в основном вследствие избыточного веса, являет собой полную противоположность хореографическим концепциям, и, тем не менее, он довольно хорошо вписался в сцену в Venusberg.

Второе действие происходит в зале, на первом плане которого размещается блок из трех театральных кресел, таких же, как в зрительном зале - собственно единственный интерьер Вартбурга. По краям, с самого потолка свешиваются массивные деревянные балки, которые при появлении гостей модифицируются таким образом, что сцена становится похожей на зрительный зал, и оркестр oкaзываeтся в центре между двумя одинаковыми по форме пространствами. Первая часть второго действия проходит в классическом варианте без использования хореографии. Затем приход гостей и хор "Freudig begrüßen..." сопровождается приемом slow motion, что на мой взгляд, являлется совершенно избыточным. В данной постановке "танцуют все": в балет вовлечены также хористы и все солисты. Проблема в том, что не все вокалисты рождены для балета, да и далеко не всегда балет уместен.

Хореография, сопровождающая Интродукцию к третьему действию напоминает сцены из мира Толкиена: это и человек-дерево, и остроконечные шляпы пилигримов. Какое это имеет отношение к легенде о Тангейзере, и как мир Толкиена соотносится с пилигримами мне лично осталось неясно.

Романс Вольфрама "O Du mein holder Abendstern" сопровождается движениями, напоминающими одиночное вальсирование – Вольфраму, как настоящему рыцарю, важен сам образ прекрасной дамы, женщина ему не нужна, ему с его идеями ocтaeтcя вечно моновальсировать... Здесь, как и в сцене Venusberg, музыкальная и балетная составляющие воспринимались как единое целое. Однако в значительной части оперы, две эти составляющие происходили на сцене параллельно и независимо друг от друга.

Петер Зайферт в заглавной партии в очередной раз подтвердил звание одного из лучших вагнеровских теноров. Его голос – сильный и яркий, живой, легкий и динамичный – способный на молниеносный переход от пианиссимо к выраженной экспрессии чувств.

Рене Папе (Ландграф) продемонстрировал с одной стороны яркий тембральный цвет, объем и точную фразировку, с другой стороны, не всегда демонстрировал достаточную силу голоса. Визуально он, несомненно, соответствует роли – статный, благородный и солидный.

У Марины Пруденской - объемный, богато окрашенный сильный голос, верха легкие и сочные, а средний регистр – живописный и выразительный. Вокал певицы был эмоциональным – в общем, идеальный сценический и вокальный образ Венеры.

Петер Маттеи – великолепный Вольфрам, с теплым, чувственным, изысканным и тембрально богатым голосом и эталонным исполнением Романса из третьего действия.

Анн Петерсен в партии Елизаветы, пожалуй, стала единственной солисткой, которая "выпадала" из идеальной обоймы исполнителей. У нее отличное пиано, но на форте - дрожание голоса, а сам процесс пения выглядел механическим, в нём было чувств, не было тепла...

Хор (хормейстер Мартин Райт) звучал гомогенно, контрастно, тепло и эмоционально. "Beglückt darf nun dich…Halleluja in Ewigkeit" из третьего акта звучал ошеломляюще мощно.

Оркестр: динамичный, поддерживающий солистов, только в паре мест приглушивший Венеру. Общее звучание было мягкое и величественное. Даниель Баренбойм подтвердил в очередной раз свой профессиональный уровень.

В итоге у меня остались противоречивые ощущения. С одной стороны, в некоторых сценах балет был идeально вплетен в музыку Вагнера. И, тем не менее, часто на сцене ощущался выраженный балетно-музыкальный диссонанс.

По словам самой Саши Вальц, режиссерская работа над спектаклем былa вызовoм самой себе – "Das war ein Reifungsprozess".** Возможно, этот "процесс" еще не завершился…

Но должен однозначно отметить исключительное музыкальное качество спектакля, который можно охарактеризовать одним словом - музыкальный перфекционизм. Если сама постановка оставила некоторые вопросы, тo музыкально-вокальная часть была на высочайшем уровне.

* * *

Опера Верди «Симон Бокканегра» была поставлена здесь в 2009 году специально под баритональный дебют Пласидо Доминго. Режиссер спектакля Федерико Тиецци совместно со сценографом Маурицио Бало и художником по костюмам Джованной Буцци представили версию a ля Лукино Висконти: насыщенные цвета, богатство декораций и костюмов. Несмотря на прекрасную сценографию, сама драматика и образность были очень бедными. На всем протяжении спектакля меня не покидала мысль о хорошем концертном исполнении оперы.

Один лишь Доминго актерски был убедителен, его интерпретация роли - цельная и продуманная. Вообще, Доминго как никто другой идеально соответствует роли Бокканегры. Вокально ожидаемо была продемонстрирована идеальная техника, стабильное звукоизвлечение (в отличие от декабрьской партии графа ди Луны), отлично звучащий верхний регистр (тесситура роли соответствует вокальному статусу исполнителя). Особенно запомнились великолепно спетое "Plebe! Patrizi!" из первого акта, и финал - эталонно звучащее пиано.

Мария Агреста в партии Амелии – похудевшая, выглядела замечательно, но, как уже было отмечено, сценический образ был представлен совершенно плоско. Вокал: сильный, обьемный, легкий голос, фокусированный, эталонные верха, отличная артикуляция. "Come in quest'ora bruna" спето на отлично.

Фабио Сартори (Габриэль Адорно) несмотря на свои габариты и сравнение с «арбузом на ножках» продемонстрировал идеальную артикуляцию и технику – вот где видишь настоящую итальянскую вокальную школу, красивейшие верха на фортиссимо, и вместе с тем элегантные прекрасно звучащие контрастные пиано. К его "Perdon, perdon, Amelia", исполненным с небывалой экспрессией нельзя придраться.

У Дмитрия Белосельского в партии Фиеско – динамичный, объемный голос и благородная тембральная выразительность.

Хор, как и в предыдущий день был прекрасен. Оркестр извлекал филигранный звук, с выраженными позитивными эмоциями, я бы сказал, по-итальянски, что совершенно не характерно для Даниэля Баренбойма.

В итоге получился совершенно классический спектакль, граничащий с костюмированным концертным исполнением, с высочайшим качеством вокала и участием живой легенды Пласидо Доминго, - что еще нужно любителям оперы?

Примечания редакции:

* Саша Вальц дебютировала как режиссер в опере «Дидона и Эней» на сцене Штаатсоперы два года назад.

** «Это был процесс становления»

Фото к «Тангейзеру» автора

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Пласидо Доминго

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ