И перешагнув 21-й век, мы продолжаем слушать, а самое главное – получать невероятное удовольствие от вещей старых, опробованных, надежных, в переполненных залах и даже с аншлагами, с долгими и благодарными зрительскими аплодисментами. Такими для Королевской Оперы стали «Фауст» Гуно или «Травиата» Верди, возвращающаяся практически каждый год и надолго (одиннадцать спектаклей только в апреле и мае, всего же до начала июля их будет больше двадцати). Третий залп состоялся 10 мая, и это премьера «Тоски» — возрождённой и хорошо известной постановки Джонатана Кента.
Свое десятилетие отпраздновала постановка «Фауста» Дэвида Маквикара, но репутация этого спектакля до сего дня остается безукоризненной и захватывающей, волнующей, со свежими красками, а присутствие в ней некой диковатости, сумасшедшинки только добавляет плюсов. Надо видеть, с каким бесстыдным откровением танцует балет в Вальпургиевскую ночь, с невероятной смелостью ведущих танцоров – Эрика Андервуда и Джеммы Пейн. И как эпофеоз этой захватывающей ночи – Брин Терфель в черном, как смоль, открытом платье с такой же черной тиарой.
Впечатляющая работа сценографа Чарльза Эдвардса, предложившего свой театральный стиль – со странными, парящими символическими конструкциями.
Опера была восстановлена Бруно Равеллой и дирижером Маурицио Бенини, возвышающимся над оркестровой ямой, предложившим публике одну их красивейших интерпретаций музыки Гуно.
Но главное, чем завлек зрителя «Фауст» — это звездный и почти британский состав, исполняющий главные роли. Брин Терфель (Мефистофель) и Саймон Кинлисайд (Валентин) вернулись к своим ролям, которые они создали еще в 2004 году, привнеся интенсивность исполнения, добившись идеальной огранки своих ролей и безукоризненного вокала. Валлийский бас-баритон Брин Терфель добавил немного хитринки, изобразив зло не в предсказуемо черных красках, а в каких-то пугающе-радостных. Этот великий голос по-прежнему в прекрасном состоянии.
К ним присоединился Джозеф Каллейя как Фауст, и эта идеальная роль для него, хотя, как признались знатоки, французский язык, произношение, ему пока явно не покорились, но вокальное исполнение, и особенно в конце третьего акта, было идеальным. Апофеозом должно было стать выступление русской звезды.
Не думаю, что кто-нибудь из зрителей, узнав, что всего за несколько недель до премьеры от участия в «Фаусте» отказалась Анна Нетребко, не был глубоко разочарован. Все мои знакомые – друзья Королевской оперы, видевшую эту постановку множество раз, покупали билеты именно на Нетребко, и я в этом списке – не исключение! Абсолютно точно знаю, как за спринтерски короткий срок были распроданы все билеты, кстати, по завышенным ценам. С каким нетерпением ее ждали! Кое-кто, зная, что я пишу об опере, осмелившись, просили задать звезде некоторые вопросы, если, при случае, мне удастся взять у нее интервью. И я самонадеянно уже поверила, что такое интервью может состояться. Русская певица отвечает на вопросы только зрителей, в данном случае – английских.
Эти же отчаянные любители оперы, полагаю, не без некоторого смущения, осмелились мне высказать потом свои претензии. Если бы я только могла что-то изменить!
Понимаю, что актеры вырастают из роли, что подписанные пять назад контракты иногда невозможно соблюсти из-за жизненных обстоятельств. Не впервые это случилось и в Ковент-Гардене, но, как говорит старая истина, худа без добра – не бывает! Анна Нетребко дала возможность появиться на оперном небосклоне новой звездочке – молодой болгарской сопрано Соне Йончевой. Она оказалась не только талантливой певицей, но и великолепной драматической актрисой. Ей удалось показать уязвимость своей героини с какой-то душераздирающей правдивостью (третий акт). Не все было безупречно в ее пении, в финальном трио проскочила визгливость, но голос ее – запоминающийся: теплый по тембру, грациозный по форме.
Соня Йончева разделила эту роль с греческой певицей Алексией Вулгариду, победительницей конкурса «Опералия», исполнение и пение которой также было достойным, хотя и не произвело такого фурора, как болгарское сопрано.
Авторы фото — Bill Cooper / ROH, Alastair Muir / Rex, Tristram Kenton