Предлагаем читателям статью ведущего американского музыкального критика Энтони Томмазини из газеты «Нью-Йорк Таймс», посвященную итогам оперного сезона Метрополитен Опера. Материал представляет собой характерный образец современного американского журналистского стиля.
Сезон 2013-14 в Метрополитен Опера завершился в эту субботу дневным представлением «Золушки» Россини и вечерним спектаклем «Пуритане» Беллини. В последний день оперного сезона Мет еще раз представил нам одних из лучших теноров бельканто, которые имели чрезвычайный успех в Нью-Йорке весной этого года, а именно Хуана Диего Флореса (Рамиро, «Золушка») и Лоуренса Браунли (Артур, «Пуритане»).
Но фактически закрытие сезона прошло в воскресенье в Карнеги Холле, где оркестр Мета под управлением Джеймса Ливайна исполнил неброскую на первый взгляд программу из произведений Дворжака. Однако в итоге этот концерт стал потрясающим музыкальным событием.
Одним из главных обсуждений в мире оперы была новость о том, что Мет переживает серьезный кризис. В период глубоких финансовых проблем переговоры с персоналом приобрели статус несколько враждебных. И есть вероятность, что эти споры могут так и остаться неразрешенными вплоть до начала сезона в сентябре.
Но отложим эту тему. Сейчас самое подходящее время, чтобы обсудить прошедший сезон, в особенности маэстро Джеймса Ливайна, который вернулся на свой пост около года назад с новыми силами и с прежним мастерством. Хотя до сих пор остается открытым вопрос о том, насколько эффективно для театра работает Ливайн в должности художественного руководителя. Кроме того, генеральный менеджер Метрополитен Опера Питер Гелб твердо заявил о своем намерении представлять публике новые постановки спектаклей, которые должны привлечь молодую аудиторию за счет свежих идей и необычного подхода.
Все же, несмотря на убеждения мистера Гелба, что будущее Мета зависит от новаторских постановок, главный вывод, который можно сделать из нынешней ситуации, что вокал стоит на первом месте в оперном искусстве. Например, вспомним выступление Хавьера Камарены, одного из теноров, поразивших публику в этом году.
Камарена дебютировал на сцене Метрополитен опера в 2011 в опере Россини «Севильский цирюльник». В марте 2014 года он исполнил партию Эльвино в «Сомнамбуле» Беллини, которую поставила Мари Циммерман в 2009 году. Основная концепция этой современной постановки - события разворачиваются во время репетиций спектакля.
Эта версия «Сомнамбулы» не раскрыла всю прелесть произведения Беллини в полной мере. Но сопрано Диана Дамрау была великолепна в роли Амины, а Камарена покорил сердца публики в партии Эльвино. И когда стало известно, что Хавьер Камарена споет первые три показа оперы «Золушка» вместо заболевшего Хуана Диего Флореса, билеты все равно моментально раскупили. Во время этих спектаклей, зал то и дело взрывался аплодисментами.
Естественно, торжество оперного искусства возможно только тогда, когда есть талантливый состав исполнителей и богатая, интересная постановка. У Питера Гелба было несколько успешных проектов в этом сезоне, среди которых новая постановка оперы Верди «Фальстаф», режиссером которой выступил Роберт Карсен.
И это очень пригодилось театру и помогло мистеру Гелбу ослабить ажиотаж вокруг состояния оперы в целом. Вначале своей деятельности в качестве главного менеджера Мета, он несколько преувеличил, сказав, что опера в опасности и что нужно привлекать в оперные театры кинорежиссеров, режиссеров драматических театров, чтобы оживить этот вид искусства. И он планировал, таким образом, спасти «умирающий жанр». Этот порыв достиг своего предела, когда Питер Гелб всячески восхвалял постановку тетралогии Вагнера, созданную Робером Лепажем. Но, пожалуйста, давайте не будем это повторять.
Все же за всеми разговорами, публике слишком часто предлагались неоднозначные постановки вроде «Евгения Онегина» Чайковского режиссера Деборы Уорнер. Эта опера открывала сезон в этом году и представляла собой в основном традиционную постановку, но с небольшими элементами модернизма. В итоге этот «Онегин» получился менее современным и менее ярким по сравнению с его предыдущей версией режиссера Роберта Карсена, где были абстрактные декорации с осенними листьями.
Действие «Фальстафа» было перенесено Карсеном в 50е гг. 20 в., когда сложившие устои аристократического общества претерпевали значительные изменения. Это мы и наблюдаем в самой опере в образе старого и ленивого сэра Джона Фальстафа, который все еще верит в силу своего титула. Но главным секретом успеха постановки стал состав исполнителей во главе с итальянским баритоном Амброджио Маэстри в роли Фальстафа и с маэстро Ливайном за дирижерским пультом.
В другой новой постановке сезона – «Князе Игоре» режиссер Дмитрий Черняков продемонстрировал неординарный подход к этому произведению. Бородин не успел завершить оперу и оставил нам лишь набор сцен. Этот спектакль составлен очень органично с точки зрения повествования и увлекательно при помощи яркого визуального сопровождения. (Телеканал PBS покажет зрителям «Князя Игоря» в своем цикле «Великие выступления в Мете» 22 июня в Нью-Йорке.)
На протяжении последний лет во всей массе как выдающихся, так и посредственных постановок становится очевидно, что лучшими спектаклями признаются те, в которых режиссер не побоялся рискнуть и попробовать что-то новое.
Среди других хороших новостей этого года – возвращение маэстро Ливайна.
На протяжении двух лет Ливайн старался поправить свое здоровье и поэтому совсем не выступал, и казалось, что мы уже можем его не увидеть за дирижерским пультом. Но он выполнил свои обязательства в этом сезоне и продирижировал тремя операми с невероятным артистизмом и энергией. Несмотря на то, что теперь он дирижирует в кресле-коляске, он руководит оркестром очень подвижно. Только на первом показе «Фальстафа» не всегда все было четко ритмически. На последнем спектакле мне уже придраться было не к чему. Это было потрясающее исполнение музыки Верди.
После роскошного, но местами шероховатого выступления Венского филармонического оркестра под управлением Франца Вельзер-Мёста с «Воццеком» Берга в Карнеги Холл, Джеймс Ливайн и оркестр Мета показали, как на самом деле нужно это исполнять в захватывающей постановке Марка Ламоса. Все же мои сомнения о роли маэстро Ливайна в Мете остаются в силе. Он использует свой бесценный опыт и привносит особый шарм в каждое исполняемое им произведение. Но по сравнению с другими более смелыми на эксперименты дирижерами, как, например, Антонио Паппано в Королевском оперном театре, Ливайн кажется менее вовлеченным в процесс.
По заказу Мета в этом году публике представили современную оперу Нико Мули «Два мальчика». Может быть, данное произведение нельзя еще назвать полноценной музыкальной драмой, но как минимум это амбициозная и увлекательная работа. Согласно информации сотрудников Мет, Ливайн ознакомился с партитурой, обсудил с композитором свои впечатления и посетил несколько представлений. В недавнем телефонном интервью Нико Мули сообщил, что все, включая руководство театра, инвестировали в этот проект, за что он очень благодарен. На протяжении всей своей карьеры, Джеймс Ливайн очень симпатизировал сложным направлениям современной музыки. «Не секрет, что стиль моей музыки не является для него самым впечатляющим», - сказал Мули. А также добавил, что чувствовал «присутствие Ливайна за спиной», и что после выступления они побеседовали.
Но Метрополитен Опера необходим художественный руководитель, который будет способствовать появлению опер современных композиторов в репертуаре театра и при необходимости отстаивать интересы театра перед генеральным менеджером. Несмотря на все свое величие, маэстро Ливайн не является таковым лидером. Он больше выглядит как признанный деятель искусства с различными регалиями.
Но мы, конечно, желаем Джеймсу Ливайну сценического долголетия. В следующем сезоне он будет дирижировать шестью операми. Это при условии, что переговоры с профсоюзом театра пройдут успешно, и сезон 2014-15 начнется по расписанию.
Перевод с английского Дарьи Денисовой
На фото: Амброджо Маэстри и Анжела Мид в декабрьском «Фальстафе» (Sara Krulwich / The New York Times)