Темы: Московская оперная афиша. Собиновский фестиваль. Пласидо Доминго выступил в Казани. Скончался Никола Гюзелев. В Ла Скала опять перемены.
Прошедшая неделя в Москве была богата оперными событиями. Прежде всего, это две театральные премьеры.
20 мая в Новой опере состоялась мировая премьера оперы Владимира Мартынова и Юрия Любимова «Школа жён». Эту постановку ждали с интересом. И вот – она уже свершившийся факт. Подробнее о ней читайте в рецензии нашего автора Игоря Корябина, публикуемой в этом выпуске журнала.
Еще одно важное событие – премьера оперы Моцарта «Так поступают все» на сцене Большого театра, прошедшая 24 мая. Эта замечательная опера не часто исполнялась России. Да и в СССР ее не баловали, считая безыдейной. Среди единичных постановок прошлого века московские спектакли Театра Станиславского (1962), Большого театра (1978), Камерного музыкального театра (1999). Сейчас времена другие – опера чаще звучит на просторах нашей родины, причем не только в Москве и Петербурге, но и, например, в Перми, Уфе. Спустя 36 лет к опере вновь обратился Большой театр. Наш корреспондент побывал на премьере и расскажет о своих впечатлениях в следующем выпуске журнала.
22 мая в Концертом зале имени Чайковского в рамках абонемента «Оперные шедевры» в концертном исполнении прозвучала опера Кристофа Виллибальда Глюка «Орфей и Эвридика». Среди солистов известные мастера пения из Великобритании Колин Ли и Дебора Йорк, а также Софи Янкер (Бельгия). За дирижерским пультом английский маэстро Уильям Лейси. В концерте принимали участие Московский камерный оркестр Misica Viva и вокальный ансамбль «Интрада». Рецензия на это концертное исполнение также будет опубликована в следующем выпуске OperaNews.ru.
В Саратове с 21 мая по 3 июня проходит традиционный XXVII Собиновский музыкальный фестиваль. В его программе, озаглавленной «Золотой век русской музыки», произведения национального оперного и балетного искусства.
Фестиваль открылся концертом "Шедевры русской музыки". Симфоническим оркестром театра под руководством дирижера Юрий Кочнева и Саратовским театром хоровой музыки были исполнены произведения Мусоргского, Глазунова, Римского-Корсакова, Лядова, редко звучащие на российской сцене. В частности, "Коронационная кантата" Александра Глазунова, не исполнявшаяся в России 80 лет.
Особое внимание привлекло сочинение Мусоргского – кантата «Поражение Сеннахериба», впервые представленное в оркестровой версии известного современного композитора Владимира Кобекина.
В программе фестиваля еще одно, давно не исполнявшееся в нашей стране, произведение Глазунова – музыка к драматическому спектаклю "Царь Иудейский" по пьесе Великого князя Константина Романова (22 мая).
«В свое время пьеса была запрещена к постановке Священным Синодом, поскольку было сочтено недопустимым изображение на сцене последних дней Иисуса Христа», - рассказал художественный руководитель и главный дирижер театра Народный артист России Юрий Кочнев. Роли в спектакле исполняют артисты саратовских театров оперы и драмы.
В оперной программе фестиваля также премьера "Князя Игоря" Бородина (23 мая) в постановке Юрия Кочнева и режиссера Андрея Сергеева (ведущие партии Ярославны, Кончака и Игоря исполнят солисты Большого театра Марина Лапина и Станислав Трофимов и баритон Московского театра Новая опера Анджей Белецкий).
Кроме этого на фестивале прозвучат еще две оперы. В "Русалке" Даргомыжского (26 мая) споют артисты Мариинского театра Екатерина Соловьева (Наташа) и Геннадий Беззубенков (Мельник). В "Евгении Онегине" Чайковского (28 мая) выступят также солисты "Мариинки" Гелена Гаскарова (Татьяна), Владимир Мороз (Онегин) и Илья Селиванов (Ленский).
С 30 мая по 3 июня в театре пройдет Конкурс конкурсов вокалистов, который проводится в рамках Собиновского фестиваля уже 15 лет. В конкурсе традиционно участвует 12 молодых певцов, которые ранее становились лауреатами российских и международных конкурсов.
Пласидо Доминго впервые выступил в Казани на сцене «Татнефть-арены» в сопровождении Государственного симфонического оркестра Татарстана. Концерт состоялся 22 мая. Вместе с выдающимся артистом в концерте принимали участие сопрано Аида Гарифуллина, белорусский тенор Владимир Дмитрук, дирижеры Александр Сладковский и Юджин Кон (США).
Многотысячный зал был заполнен до отказа, несмотря на дороговизну билетов, стоивших от полутора до десяти тысяч рублей. По инициативе мэра Казани Ильсура Метшина и поддержке президента Татарстана Рустама Минниханова концерт смогли бесплатно посетить две тысячи учителей музыки. Выступление Доминго и его партнеров продолжалось около 3-х часов и завершилось 10-минутной овацией всего зала.
16 мая скончался выдающийся болгарский бас Никола Гюзелев. Певец родился 17 августа 1936 года. Его отец был садовником, играл на скрипке и даже мастерил музыкальные инструменты. Первоначально юноша намеревался быть художником и даже окончил Национальную Академию художеств. Но интерес к опере, которую он любил с детства, оказался сильнее. В начале карьеры Гюзелев пел в Академическом хоре «Георгий Димитров», в 1960 стал стажером, а в 1961 солистом Национальной оперы в Софии (дебют в партии Тимура в «Турандот»).
Уже через четыре года Гюзелев поет на Зальцбургском фестивале Пимена, а в том же 1965 году дебютирует в Метрополитен Опера (Рамфис в «Аиде»). Пик карьеры артиста – 70-80 гг. Он успешно поет в Венской опере (с 1970), в Ковент-Гардене и Арена ди Верона (с 1976). Выступает в Ла Скала, Гранд-опера и на других мировых сценах. Гастролировал также в СССР.
Среди лучших партий певца Борис Годунов, Пимен, Досифей, Князь Галицкий, Иван Сусанин, Мефистофель, Филипп II и др.
Скандальная ситуация в театре Ла Скала с покупкой зальцбургских спектаклей, о которой рассказывал наш журнал в заметке «Предприимчивость Александра Перейры», получила свое продолжение. Попечительский совет театра, шокированный самодеятельностью бойкого руководителя, решил сократить срок контракта с новым директором до 31 декабря 2015, потребовав, чтобы формально еще не вступивший в должность администратор уже написал заявление о сложении своих полномочий через полтора года вместо запланированных пяти.
Вкупе с уходом Даниэля Баренбойма, место которого с января 2015 займет не менее знаменитый дирижер Риккардо Шайи, это означает полную кадровую революцию в прославленном театре, который переживает нынче не лучшие времена. Итальянская общественность последней заменой довольна: Шайи, все-таки итальянец, да еще и родом из Милана.
Подготовил Евгений Цодоков
По материалам Рунета, пресс-релизам театров и фестивалей