В «Черешневый лес» прилетал соловей…

«Желанный вечер вокала» Альбины Шагимуратовой

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

В «Черешневый лес» прилетал соловей… Прилетал не впервые. В «Черешневом лесу» колоратурные трели Альбины Шагимуратовой отечественная публика впервые услышала в 2006 году. Восемь лет, прошедшие с момента «первого прилета», – срок большой, и за это время воды утекло много. Уже в следующем 2007 году наша героиня триумфально «взяла золото» на Конкурсе Чайковского в Москве, а еще через год в партии моцартовской Царицы ночи под управлением Риккардо Мути сделала свой впечатляющий европейский дебют на Зальцбургском фестивале. Вплоть до сегодняшнего дня последующие шесть лет в творчестве певицы – это мелькание стран, городов, престижных музыкальных театров, фестивалей и концертных площадок, и сегодня она – уже одна из признанных мировых звезд молодой генерации оперных исполнителей.

«Метрополитен-опера», Оперы Лос-Анджелеса и Сан-Франциско, Хьюстонская опера, «Лисеу», «Ковент-Гарден», Венская опера, «Ла Скала», Большой театр России – вот далеко не полный перечень сцен, покоренных певицей.

Из мировых музыкальных столиц остался непокоренным лишь Париж, и «наступление» на него планируется в следующем году. Все эти годы певица не забывала и родные пенаты, выступая в России с концертами. Роль Лючии в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти в постановке Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля, солисткой которого она является, принесла ей сразу две престижные отечественные награды – премии «Золотая маска» и «Casta Diva». В феврале этого года партию Лючии певица исполнила на сцене театра «Ла Скала», став первой русской певицей, выступившей в этой роли на главной музыкальной сцене Италии.

Последняя работа Альбины Шагимуратовой в Большом театре – «Травиата» Верди, и во втором отделении концерта «Желанный вечер вокала», состоявшегося 29 мая в Светлановском зале Московского международного дома музыки в рамках XIV Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес», певица исполнила из этой оперы два фрагмента – арии Виолетты из первого и третьего актов. Вердиевский блок дополнила ария Джильды из «Риголетто», а первое отделение певица начала со своей визитной карточки – арии мщения Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта. Еще одним моцартовским номером стало рондо Аминты «L’amerò, sarò costante» из оперы «Царь-пастух», но центральным номером всего вечера, безусловно, явилась большая сцена сумасшествия доницеттиевской Лючии.

Как и восемь лет назад в Большом зале Московской консерватории, и на этот раз Альбина Шагимуратова пела в сопровождении Национального филармонического оркестра России, за дирижерским пультом которого находился его художественный руководитель Владимир Спиваков. Он же, дирижируя оркестром, одновременно исполнил в рондо Аминты и скрипичное соло. Между чисто оркестровыми и вокальными номерами на этом концерте сложился исполнительский паритет – шесть на шесть. Прозвучали увертюры к опере Беллини «Норма» и операм Моцарта «Волшебная флейта» и «Милосердие Тита». Верди был представлен вступлением к опере «Аттила», вступлением к третьему действию «Травиаты» и увертюрой к «Сицилийской вечерне».

Чисто окестровых номеров было, пожалуй, даже многовато, ведь все взоры публики, обращенные в слух, были прикованы к главной героине – царице этого вечера. Вокальные данные Альбины Шагимуратовой поистине уникальны: это лирическое сопрано с драматической колоратурой. И то, что такие традиционно лирические по вокальной классификации образы, как Царица ночи, Джильда и Лючия, певица наполняла драматической чувственностью, придавала им осязаемо плотную наполненность при кристально чистой и обертонально богатой эмиссии, вызывало ни с чем не сравнимый слушательский восторг. Конечно, пение в высокой тесситуре – занятие отнюдь не простое, но высокие и даже сверхвысокие ноты сегодня штурмуют многие исполнители. Вопрос лишь в том, как это сделать так, чтобы «не перейти на ультразвук» и не потерять эстетической красоты слухового ощущения от них. У Альбины Шагимуратовой верхние ноты звучат потрясающе красиво – нежно и властно, драматически акцентированно и завораживающе естественно, и это признак высочайшего вокального мастерства и подлинно академической исполнительской культуры.

Но acuti и колоратурная техника, которыми певица владеет в совершенстве, – это только часть отделки вокального образа. Весь арсенал приемов оперной выразительности используется певицей чрезвычайно вдумчиво, и в каждой роли она решает присущие именно ей вокальные и драматические задачи. В рондо Аминты певица просто купается в потоке безбрежно льющейся кантилены. А так важные для итальянской оперы фразировка и нюансы, основанные на безупречно четком интонировании, особенно поражают в сцене сумасшествия Лючии. Виолетта – образ, требующий заведомо большей драматической отдачи, и здесь уникальная природа голоса исполнительницы оказывается востребованной как никогда.

«Улетают ласточки из моей холодной страны…», – этими словами начиналась исполненная певицей на бис неаполитанская песня Куртиса «Не забывай меня». Когда улетают ласточки, это, конечно, всегда сентиментально грустно. Но когда вспоминаешь чувственное пение соловья, на душе царит лишь одно неизбывное ощущение счастья!

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ