В Мариинском восстал из пепла ещё один супергигант – «Троянцы» Берлиоза. В прошлый раз, в 2009 году его «адронно-коллайдерный» вариант прожил недолго – частично из-за скверного оснащения исторической сцены. Но не только по этой причине. Тогда главной целью постановщиков было создание эффектного внешнего образа спектакля — шокирующего, устрашающего, впечатляющего. Демонстрация стремительного развития технических возможностей театра, в частности музыкального, временами просто выносила певцов за скобки. Тогда, пять лет назад пели многие из тех, кто задействован и нынче, и пели не хуже, но они были встроены в общую систему механически, а точнее, просто предоставлены самим себе.
В новых «Троянцах», где режиссура и сценография сосредоточены в руках одной личности, французского театрального деятеля греческого происхождения Янниса Кокоса, визуальному образу спектакля уделено не меньше внимания. И всё-таки это, прежде всего, рассказ о человеческих судьбах на фоне трагического разрушения Трои, а позже и Карфагена как города, государства, культуры, этноса.
Удивительны смысловые переклички «Троянцев» с «Князем Игорем»: пророчица Кассандра предупреждает троянских военачальников о грядущей беде так же, как затмение и Ярославна – Игоря. Но амбиции воинов во главе с Энеем и здесь берут верх, в результате гибнут и Троя, и Дидона с её мирным гармоничным карфагенским царством.
В новом спектакле на просторной сцене Маринки-2 в троянских актах замечательно работает сценографический приём с огромным зеркалом на заднем плане, в интересном ракурсе дублирующим всё, что происходит на первом плане и частично в глубине, ниже уровня планшета. Кроме того на зеркало проецируется изображение сначала ликующей, а потом деформированной, погибающей в пожарах Трои. В результате масштабность действа достигает очень внушительного размаха.
Но эффект работает не бесконечно. Хотя оркестр Гергиева и хор по звучанию абсолютно соответствуют грандиозности сценической картинки, довольно скоро тяжёлая, в постоянных маршевых ритмах музыка начинает угнетать внимание, и временами только красивое драматичное пение Млады Худолей — Кассандры и Алексея Маркова — Хореба заставляет концентрироваться. Режиссёрские сражения с длиннотами Берлиоза в этой части спектакля далеко не всегда заканчиваются победой театральности. Делу не помогает и изрядно затёртый приём, когда «неприятель» в современной камуфляжной форме наставляет автоматы на троянских женщин, готовых к массовому суициду. Однако оригинальная организация пространства первой, троянской части представления, мастерский свет и проекции, отработанная пластика, точная работа хора и отличные голоса солистов берут своё, не позволяя глобально заскучать.
Со второй части спектакля по существу начинается новая опера. Щедро разлитая лирика Берлиоза наполняет чашу красот до краёв. Сине-белая сценографическая благодать карфагенского царства гармонично вибрирует в нежнейших звуках оркестра и вокала Екатерины Семенчук - Дидоны, Екатерины Крапивиной - Анны, Эдуарда Цанги - Нарбала, Людмилы Дудиновой - Аскания. Прекрасно сливаются голоса.
Чуть заметная тревога проникает в действие тёмными силуэтами Энея и его команды. Но впереди ещё чудесные по музыке, красиво мизансценированные любовные сцены царицы и её гостя, великолепные ансамбли. Сергей Семишкур, о котором на премьере объявили, что он не совсем здоров, был совсем болен. Но он мастер, и это было явно, несмотря на все огрехи. Музыкально-сценический драматизм нарастает в спектакле очень постепенно, оркестровая и певческая интонация становится напряженнее, снова включается система зеркал, выгодно оттеняя сцену с призраками, и к кульминации - моменту прощания Дидоны и Энея - это уже масштабность трагедии.
Взвинченность чувств снимается тоскливой прострацией песни моряка в начале последней картины (весьма достойный дебют молодого тенора Александра Михайлова). И затем – развязка. По центру выстраивается широкая белая лестница, длящаяся в зеркальном отражении. Дидона восходит на неё и, распростёршись, спокойно принимает смерть.
Как истинный грек, Яннис Кокос знает цену катарсису: финал музыкально и сценически так красив, что уходит многочасовая усталость, снимается нервное напряжение, внутренним взором охватываешь всё грандиозное музыкально-сценическое полотно и отдаешь справедливость творцам этого полотна, не подменяющим высокую трагедию популярным шоу. Хотя подобные чувства дано было испытать далеко не всей публике: часть её к концу пятого часа уже покинула зал.
А между тем, вечер 28 мая был открытием ХХII главного питерского оперного фестиваля. Открытием масштабным, значительным, но немного грустным: какая судьба ждёт Троянского коня в Мариинском-2?
Автор фото — Наташа Разина / Мариинский театр