Немецкая опера Берлина начинает новый проект – оперный цикл шедевров Джакомо Мейербера, 150-летие со дня смерти которого отмечается в этом году. В течение нескольких лет публике будут представлены его лучшие оперы – «Африканка», «Гугеноты», «Пророк». А начинается мейерберовская серия 1-го октября нынешнего года концертной премьерой «Диноры» (другое название – «Плоэрмельский праздник» или в немецком варианте «Паломничество в Плоэрмель»).
Эта комическая опера, премьера которой состоялась в парижской «Оперá Комик» 4 апреля 1959 года, имела в 19 веке большой успех, как, впрочем, и многие другие произведения Мейербера. Уже через год «Динора» была исполнена в Петербурге силами итальянской труппы во главе со знаменитой французской примадонной того времени Анной-Арсеной Шантон-Демёр. Видимо она пела настолько прекрасно, что даже весьма суровый критик А.Н.Серов в своей колоритной рецензии о петербургской премьере весьма хвалит певицу, которая по его словам «выполнила свою неимоверно трудную задачу блистательно… изумляла вокализами легкими и грациозными».
Премьера «Диноры» на русской сцене состоялась 18 декабря 1885 года в Московской частной опере Мамонтова под управлением Энрико Бевиньяни со знаменитой американской певицей, несравненной 1-й исполнительницей партии Лакме, Марией ван Зандт.
В 20-м столетии опусы выдающегося представителя французской романтической «большой оперы», уроженца Берлина Мейербера – оперного властелина 19 века – постепенно утратили свою популярность. Исключение составляет, разве что, его лучшее творение – «Гугеноты». Но даже этот шедевр, способный еще в 1962 году собрать в Ла Скала феноменальный состав – Сазерленд, Симионато, Корелли, Коссотто, Гяуров, Тоцци, Ганцаролли – нынче по популярности входит лишь в пятую сотню опер. А в старые времена иметь в репертуаре ту же «Динору» считалось престижным. Многие выдающиеся примадонны 19 – начала 20 вв. выступали в ней на ведущих сценах мира, в Ла Скала, Ковент-Гардене, Метрополитен, среди них, та же Мария ван Зандт, Мария Миолан-Карвальо, Аделина Патти, Сигрид Арнольдсон, Мария Баррьентос, Амелита Галли-Курчи.
Во 2-й половине 20 века «Динора» ставилась считанное количество раз, причем, в основном, на провинциальных европейских сценах. Среди редких недавних постановок спектакли 2000-го года в Парме с Евой Меи, 2002-го года в Компьене с Изабель Филипп. Нынче о существовании этой оперы напоминает, пожалуй, только колоратурная ария-вальс героини Ombre légère («Лёгкая тень»), давно превратившаяся в виртуозный концертный номер, можно даже сказать с «цирковым» оттенком, поскольку в многие певицы позволяют себе в ней всевозможные колоратурные каденции на свой вкус.
Марии Баррьентос принадлежит первая запись «Лёгкой тени», сделанная в 1904 году. Хрестоматийной является акустическая запись Галли-Курчи образца 1917 года, позднее певица записывала ее в 1924-25 гг. уже с помощью электромеханической технологии. Широкой популярности арии способствовала записавшая ее в 30-е гг. прошлого века Милица Корьюс, знаменитая певица-актриса польско-литовского происхождения, известная как «берлинский соловей» и прославившаяся фильмом «Большой вальс». Исполняла Корьюс ее, впрочем, довольно вольно. Среди других ярких исполнительниц «Лёгкой тени», голоса которых запечатлены в записях, – Луиза Тетраццини, Фрида Хемпель, Эльвира де Идальго, Лили Понс, Мадо Робен, Рита Штрайх, Рене Дориа, Мария Каллас, Джоан Сазерленд, Беверли Силс, Роберта Питерс, Анна Моффо. В более близкие к нам времена вальс Диноры с успехом пели Лучана Серра, Эдита Груберова, Эва Линд, Суми Йо, Джун Андерсон, Рут Энн Свенсон, Натали Дессей. Все они интерпретировали эту арию по-своему, наглядно демонстрируя разницу в темпераменте и вкусе. Многие, пытаясь перещеголять друг друга, в финале арии «забирались» на сверхвысокие вставные ноты – ми-бемоль, фа и даже невероятный ля-бемоль 3-й октавы, как это в свое время делали Корьюс или Робен, а наши дни впечатляюще демонстрировала Дессей.
В России «Динора» после революции не ставилась, хотя ария «Легкая тень» в концертной практике встречается. Получить представление об отечественной традиции ее исполнения можно, например, по имеющимся записям Народных артисток России Надежды Казанцевой, Ольги Кондиной.
Но вернемся к берлинской премьере. Оркестром Немецкой оперы будет руководить маэстро Энрике Маццола, хорошо нам известный по «Сомнамбуле» в Большом театре. В партии Диноры – знаменитая Патриция Чьофи, не нуждающаяся в рекомендациях. Роль её возлюбленного Гоэля исполняет канадский баритон Этьен Дюпюи, выпускник вокальной школы престижного Университета Макгилла, получивший европейскую известность в 2011 году после успеха в партии Зурги в «Искателях жемчуга» на сцене Немецкой оперы.
Станет ли достойное всяческих похвал начинание Немецкой оперы началом возрождения популярности Мейербера? Ответ даст только время.