То, что что в России называется «бабье лето», в Америке именуется «индейским летом». Автор не знает итальянского выражения, которое бы характеризовало последние теплые денечки, когда на календаре уже конец сентября — начало октября. Она назвала бы стоявшие в конце сентября дни «украденными» у лета, так были спокойны, теплы, нежны и прозрачны они в нынешнем году.
В один из таких дней, а именно в последнюю субботу сентября множество народу, кое-кто все еще в коротких штанах и даже шортах, высыпало на улицы старого Бергамо. Родной город Гаэтано Доницетти поделен на две части, Bergamo Alta и Bergamo Bassa, город верхний и город нижний. Верхний стоит на высоком холме и добраться туда можно на фуникулере. Кажется, что средоточие красивых исторических памятников взирает на нижний город с некоторым высокомерием.
Именно Верхний город был выбран для инаугурационного спектакля Bergamo Musica Festival. Кто не знаком с историческим центром Бергамо, ни за что не догадается, что за самой обычной дверью на узкой улице скрывается изысканный и уютный театральный зал. Открытый в декабре 1808 года Teatro della Società, ныне именуемый Sociale, за два века своего существования немало пострадал от огня и воды, пожаров и ливней. Отреставрированное здание вернули городу и публике ровно двести лет спустя, в году 2009.
«Бетли, или Швейцарская хижина» — творение совершенно очаровательное и абсолютно незаслуженно мало известное публике.
Сам Доницетти сподобился сочинить для нее либретто (повторилась история с более известным «Колокольчиком»). Премьера «Бетли» состоялась в неаполитанском театре Нуово в 1836 году, это был одноактная опера с разговорными диалогами. В либретто «Бетли» легко обнаружить популярные в то время сюжетные мотивы и типы персонажей, это прелестная «мешанина» из популярных комических опер Доницетти недвусмысленным образом отсылает к «Любовному напитку», «Линде ди Шамуни» и «Дочери полка».
По счастью, спектакль, предложенный публике в восхитительное сентябрьское воскресенье, оказался не менее восхитительным. Полтора часа чистого удовольствия... от всего! От простенькой, но со вкусом режиссуры Луиджи Барилони, от доставивших радость глазу декораций Луки Дальбоско и костюмов Альфредо Корно, но особенно от пения. Тот, кто забыл, что означает термин belcanto, быстро вспомнил об этом, благодаря прекрасному пению Линды Кампанелла — Бетли. Умопомрачительно прекрасному пению!
Автор искренне удивлена, почему после многих лет посещения итальянских оперных театров, он не знала о существовании столь блестящей певицы, как Линда Кампанелла?
Несомненное сценическое обаяние и полная уверенность существования на сцене позволили певице создать живой образ Бетли, этакой рыженькой лисички-плутовки, полной любви к жизни, весьма независимой, не прочь покомандовать... Линда — истинное «животное сцены». Но вокальные качества Линды Кампанелла еще более превосходны... Искрящийся тембр, упоительное legato, ласкающая ухо мягкость звукоизвлечения, каскады виртуозных пассажей, обрушивающихся на слушателя подобно горному водопаду, невероятная легкость и чистота исполнения сверхвысоких нот... «до» и «ре» третьей октавы были попросту феноменальны! Первую арию из «Бетли», с очевидными отголосками jodler, записывали Монсеррат Кабалье и Джоан Сазерленд и, нужно признать, что ee исполнение в театре Sociale в Бергамо в теплое сентябрьское воскресенье певицей из Лигурии Линдой Кампанелла было ничем не хуже!
По счастью, не подпортило и мужское окружение. Тенор Анджело Скардина в роли Даниэле (вариант Неморино из «Любовного напитка», только, слава Богу, не бедный!) очаровал недурным тембром голоса, хотя вначале грешил носовым звучанием, и весьма крепкой вокальной техникой. Но баритон Витторио Прато в партии брата Бетли Макса оказался попросту превосходен, его голос благородного тембра и особого светлого оттенка заворожил, не говоря уже об отличной фигуре, неотразимом обаянии и актерских способностях. Автор искренне надеется на прекрасное будущее для этого молодого артиста.
Дирижер Джованни Баттиста Ригон провел «оперину» профессионально и скрупулезно, порой впадая в грех замедленных темпов.
Самым превосходным образом звучал хор Bergamo Academy и Bergamo Musica Festival, подготовленный Фабио Тартари.
Режиссер Луиджи Барилоне превратил владелицу скромного шале в Швейцарии в хозяйку шикарного альпийского отеля, клиенты которого отнюдь не страдают отсутствием денег, а сценограф Лука Дальбоско перенес действие в двадцатые годы минувшего столетия. Его задники (мебели на сцене было минимальное количество, отчего она казалась немного голой) радовали глаз изяществом.
Чем закончить? Evviva le donne! — Да здравствуют женщины... в финале Бетли, хотя и соглашается выйти замуж за своего обожателя, немедленно превращает его в служащего принадлежащей ей роскошной гостиницы, напяливая на его голову красную плоскую шапку, несколько похожую на блин ... так что мужчины только думают, что миром правит голова, то есть они, в то время как головой вертит шея, то есть прекрасный пол...
Фотографии любезно предоставлены Bergamo Musica Festival