Блестящее меццо-сопрано во главе великолепного состава

«Альцина» Генделя в Карнеги-холле

Дарья Денисова
Оперный обозреватель

Предлагаем читателям перевод рецензии на концертное исполнении «Альцины» Генделя в Карнеги-холле, опубликованной в «New York classical review».

Джойс ДиДонато – ярчайшая исполнительница на современной оперной сцене. И в воскресенье огромный зал Карнеги-холла, казалось, не мог вместить в себя всю полноту ее голоса и таланта.

Американская певица исполнила заглавную партию в концертной версии оперы Генделя «Альцина» в сопровождении камерного оркестра «The English Concert» под управлением Гарри Бикета. Это выступление является одним из нескольких концертов ДиДонато, запланированных на этот сезон в Карнеги-холле. В этом зале позже она представит зрителям программу из произведений камерной музыки. Но, несмотря на ее блистательное выступление, этот концерт не был триумфом только для одной певицы: компанию ДиДонато на сцене составили не менее прекрасные исполнители и великолепный оркестр, что в совокупности сделало этот вечер незабываемым.

Включая аплодисменты между номерами, все выступление длилось на 45 минут дольше, чем планировалось, а публика нисколько и не возражала.

«Альцина» — одна из лучших партитур Генделя. Драматически она представляет собой необычное сочетание комедии с любовной драмой, некий гибрид оперы-буффа и оперы-серия. Сюжет был заимствован из поэмы «Неистовый Роланд» итальянского автора Лудовико Ариосто, которую адаптировал для английской сцены Антонио Марчи, как раз в то время, когда итальянская опера пользовалась огромной популярностью. Альцина – волшебница, которая пленила немало рыцарей, превратив их в непохожих на людей существ, и очаровала своей красотой других, в том числе и рыцаря Руджеро. Невеста Руджеро Брадаманте прибывает на остров вместе со своим верным спутником Мелиссо, в надежде найти своего возлюбленного, в результате чего происходит много недопониманий, переодеваний, возникают любовные треугольники, и кипит настоящая страсть. Также в сюжете присутствуют такие персонажи, как Оберто, юноша, который разыскивает своего отца, Оронте, военачальник Альцины, влюбленный в ее сестру Моргану. А Моргана, в свою очередь, испытывает чувства к Брадаманте, которая, переодевшись в мужской костюм, выдает себя за Риккардо.

В отсутствии декораций мужчины были одеты в смокинги, исполнительницы травести ролей тоже выбрали для сцены предметы мужского гардероба, меццо-сопрано Кристин Райс в партии Брадаманте/Риккардо одела длинный жакет поверх брюк, когда как Моргана – сопрано Анна Кристи и Альцина были в вечерних платьях. Эффектный и стильный наряд ДиДонато еще больше подчеркивал всю силу характера ее героини.

В принципе, она смогла бы произвести такой же эффект, будучи только в джинсах и футболке. Ее пению были присущи открытость и глубина, и в этом смысле ее можно сравнить с великой меццо-сопрано Лоррейн Хант Либерсон. Публика хорошо чувствовала любое изменение в динамике или в интонации, выражающее эмоциональное состояние героини ДиДонато. Насыщенный тембр и невероятная сила ее голоса видны на поверхности, но за ним кроются также сильные эмоции и богатый внутренний мир, что свойственно далеко не каждому певцу. Даже в момент исполнения негромких пассажей, своей энергией она придавала каждой ноте невероятную музыкальную и экспрессивную мощь. Одной нотой она может превратить нежный огонек любви в яркое пламя страсти.

Гендель идеально подходит ее артистической натуре. Она уже записывала несколько арий этого композитора для своего диска и пела эту партию с Аланом Кертисом и его оркестром «Il Complesso Barocco». В своих произведениях Гендель выражает мысли и чувства героев за счет определенного построения музыкальных фраз, изменения гармонии, резкого ритмического рисунка. Его произведения требуют от певицы превосходной артикуляции, хорошего дыхания, чем Джойс ДиДонато безусловно обладает, и в результате все исполнение приобретает потрясающую музыкальную и эмоциональную энергию.

В особенности, для Альцины композитор решил сочетать большие интервалы с неожиданными модуляциями в ее мелодиях, чтобы показать безумные порывы то любви, то ярости, свойственные характеру главной героини, как например в завершающих второй акт речитативе и арии «Ah! Ruggiero crudel… Ombre pallide». ДиДонато была настоящей повелительницей на сцене.

Несмотря на силу своего голоса и яркую индивидуальность, она абсолютно не затмевала своих коллег. Гендель сочинил прекрасную музыку для всех героев оперы, что у каждого есть возможность продемонстрировать свой голос и свой артистизм. Анна Кристи, обладательница серебристого сопрано, была очень оживленной и кокетливой Морганой, Кристин Райс с большим чувством пела свою партию. Меццо-сопрано Элис Кут, исполнявшая роль Руджеро, получила такие же восторженные аплодисменты публики, как и ДиДонато. Фразы на легато звучали уверенно, элегантно и очень нежно, как например, во втором акте в арии «Mi lusinga il dolce affetto», в которой ее герой пытается избавиться от волшебных чар.

Даже небольшая роль Оберто в исполнении сопрано Анны Девин получает в этой опере свой звездный час в третьем акте с арией «Barbara!», когда этот персонаж противостоит Альцине. Девин прекрасно показала горячий темперамент юноши. Бас Войтек Герлах и тенор Бен Джонсон, представшие перед публикой в образах Мелиссо и Оронте соответственно, исполняли свои партии очень убедительно. Эти персонажи помогают усилить некоторые драматические моменты оперы, а также с ними связано несколько комедийных сцен. Джонсон сиял на сцене в очаровательной арии «Semplicetto»! Весь состав исполнителей настолько живо и правдоподобно представил публике всех героев, что никто не замечал отсутствие декораций и костюмов.

Но эта опера написана, прежде всего, для женских голосов. Для кульминации сюжета, Гендель написал потрясающий номер для трех меццо «Non è amor, né gelosia», мастерски смешивая эти партии друг с другом. Бикет сократил некоторые ансамбли для концертной версии оперы, но один из лучших ансамблей «Dall’orror» был преисполнен патетических и восторженных чувств.

Аккомпанемент оркестра «The English Concert» был исключительным, стилистически грамотным и представил партитуру Генделя в наилучшем свете. В игре оркестра можно было услышать разнообразную палитру звучания: от ярких красок духовых до серебряных переливов флейт и шелковистых звуков струнных инструментов. Виолончелист Джозеф Крауч стал еще одной звездой этого вечера, очень эмоционально исполнив облигато в арии Альцины «Si, son quella» и красивое соло, следующее за арией Морганы «Credete al mio dolore» в третьем акте. Интонационно и музыкально оркестр справился со своей задачей превосходно.

Автор статьи — Джордж Грелла
Перевод Дарьи Денисовой

Оригинал статьи

Автор фото — Richard Termine

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Карнеги-холл

Театры и фестивали

Джойс ДиДонато

Персоналии

Альцина

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ