Выступления Дмитрия Корчака в Москве в последние три-четыре сезона стали регулярней. Это, безусловно, радует. Разнообразие его концертных программ, появление то в изысканном белькантовом сольном вечере в Камерном зале дома музыки вместе с Семеном Скигиным, то в масштабном хоровом концерте памяти любимого Учителя, В. С. Попова, на сцене КЗЧ с хором Академии Хорового искусства – всегда интересно и слегка неожиданно.
Но, пожалуй, не ошибусь, если отмечу: сольный оркестровый рецитал на лучшей столичной акустической сцене Большого зала консерватории, да ещё в сопровождении ГАСО им. Светланова – ещё одна творческая веха для Дмитрия Корчака и всех его поклонников.
Вопреки традиции, об оркестре скажу вначале. К сожалению, коллективы и дирижёры, сопровождающие гастрольные выступления вокалистов, часто оказываются не на высоте. Так, кстати, было и на первом для меня живом концерте Дмитрия Корчака в ММДМ.
И потому особо приятно констатировать факт – первый среди равных, Государственный академический симфонический оркестр России и сейчас держит планку качества, достоин имени Евгения Фёдоровича Светланова.
Пять оркестровых номеров за вечер, которые, что греха таить, частенько воспринимаешь как дежурные «певцу же надо отдохнуть» доставили удовольствие монолитно породистыми струнными, надёжными, без киксов, духовыми и благородными ударными. Программу объединял высокий французский стиль – Бизе, Массне и Сен-Санс (концерт имел подзаголовок Romantique и спонсировался Культурным центром Франции в России). За пультом – Патрик Фурнийе, признанный критиками одним из лучших интерпретаторов французской музыки. Маэстро является музыкальным директором фестиваля Массне, в течение 6 лет он был главным дирижером Симфонического оркестра Тосканини в Парме. Обаятельный господин с шапкой седых кудрей покорил своим собранным темпераментом, умением зажечь и повести за собой оркестр и чутко слышать солиста. Жаль, что это первый приезд уже немолодого дирижёра в нашу страну, его интерпретация может открыть новое в оперном спектакле или симфонической программе.
Жёстко и брутально, но очень убедительно сразу открыла концерт «Фарандола» из музыки к «Арлезианке» Бизе. Свежо, с удовольствием слушалась заигранная Прелюдия к 4 акту «Кармен», а прозвучавшее во втором отделении вступление к 3 акту «Кармен» (Рассвет в горах) пленяло легато струнных и общей лирикой. Языческой стихией обрушилась почти в финале вечера «Вакханалия» Сен-Санса из «Самсона и Далилы».
По-особенному открыло второе отделение «Размышление» из «Таис» Массне. Нежную солирующую скрипку Натальи Ковалевской словно органная педаль сопровождал вокализ хора с закрытым ртом. Кроме этого номера Областной хор под управлением Николая Азарова в первом отделении исполнил Застольную песню солдат и студентов «Vin ou bière, bière ou vin» из «Фауста» Гуно.
Сравнивать артиста лучше всего с ним же самим, ещё точнее – если в похожем репертуаре. Потому, оставляя особняком в числе ценных впечатлений «Вертера» Дмитрия Корчака в МАМТе в апреле уходящего года, невольно вспоминала «Двойной концерт» с Василием Ладюком в декабре 2011-го. На сей раз тоже участвовал баритон, и тоже давний знакомый, сверстник и ученик того же маэстро Дмитрия Вдовина Родион Погосов. Но уже как приглашённый гость. В первом отделении он исполнил Каватину Валентина из «Фауста», подчеркнув скорее солдатскую прямолинейность персонажа. Во втором явился язвительно синкопирующим Гамлетом из оперы Амбруаза Тома с песней «O vin, dissipe la tristesse».
Собственно о герое вечера, Дмитрии Корчаке, лучше чем Пушкин не скажешь: «блажен, кто с молоду был молод, блажен, кто вовремя созрел». Начав международную карьеру очень рано, благодаря сочетанию светлого летящего тенора и облика романтичного хрупкого юноши, Дмитрий Корчак три года назад ещё сохранял в себе нечто весеннее, чуть не подростковое, провоцирующее вообржать его в ролях лишь совсем молодых героев. Сейчас на сцену БЗК вышел, опять цитата, «мужчина в полном расцвете сил» в элегантном длинном смокинге, с уверенными манерами состоявшегося артиста. Тембр его голоса по-хорошему окреп, не переставая быть лирическим.
Каватина Ромео из «Ромео и Джульетты» Гуно, первый сольный номер, звучала чуть тяжеловато и матово, что естественно для начала концерта. Но то, что эта партия должна быть в оперном репертуаре Корчака, то, что он еще Ромео внешне и уже созрел для него голосом – безусловно.
Решительней выскажусь за Фауста, прозвучавшего следом. Пресловутое верхнее «до» в Salut, demeure именно у Корчака может получиться ещё шикарней. Но главное для образа Фауста – сочетание чувственности и интеллекта – было. Остаётся надеяться, что дебют в знаковой партии не за горами.
А далее Дмитрий спел Арию Надира из «Искателей жемчуга» Бизе. И вот здесь почувствовалась разница – Ромео и Фауст ещё в перспективе, их исполнял скорее Корчак-музыкант. «Искатели жемчуга» в репертуаре артиста с его первого театра - Новой Оперы Е.В.Колобова, и поныне. Надир сделан и выстроен целиком, драматургически. Оттого запетый номер удивил и растрогал подлинным чувством.
Завершал первое отделение Дуэт Надира и Зурги из тех же «Искателей жемчуга». Корчаку и Погосову было так комфортно вместе, что казалось, ещё чуть-чуть, они «расколются», улыбки в паузах перейдут в весёлый смех, мешающий держать себя в образе. Но профессионализм взял верх над шутливостью, должный пафос соблюдён.
При том показалось, во втором отделении Дмитрий Корчак зазвучал совсем свободно. Изящная незамысловатая Серенада Смита из «Пертской красавицы» Бизе стала как бы прелюдией перед двумя следующими сложнейшими итальянскими ариями.
Стиль при этом нарушен не был – Доницетти, как известно, множество опер написал на французские либретто. Ария Фернандо из Фаворитки «La maîtresse du roi?...Ange si pur» не самая частая гостья на концертной эстраде. Личное первое знакомство с ней – испанский кинофильм «Последний романс Гайяра», снятый в 1986-м году. Щемяще-красивый в белой францисканской сутане, тогда молодой и здоровый Хосе Каррерас в роли легендарного баскского тенора 19 века, поющего по сюжету на сцене эту арию, незабываем. И когда слышишь от соотечественника исполнение ничуть не хуже, но совершенно иное, своё, проникаешься гордостью и уважением.
И завершала официальную часть концерта виртуозная Сцена и ария Тонио из «Дочери полка» – задорная и блестящая, впетая Дмитрием Корчаком и в концертах, и в спектаклях. Девять верхних «до», которых знатоки ждут, как балетоманы 32 фуэте, прозвенели уверенно, словно играючи. Естественно обрушился шквал аплодисментов почти аншлагового БЗК и без бисов не обошлось.
Два контрастных замечательных подарка прозвучали напоследок. «Pourquoi me reveiller» – арию Вертера – Дмитрий исполнил совсем иначе, чем в спектакле Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Тогда превалировали сдержанные полутона. Сейчас дивная Песнь Оссиана рвалась из души, как в последний раз, с кровью сердца.
И вот кто бы мог подумать, что после трагедии нас угостят опереткой — Арией Париса из «Прекрасной Елены» Оффенбаха! Прелестный игривый вальсок о споре трёх богинь, явившихся к пастуху с золотым яблоком и просьбой отдать его Прекраснейшей. Спето было безупречно, с вставной верхней нотой, и тонко разыграно на пару Корчаком и маэстро Фурнийе. Но вопреки содержанию с детства знакомой арии и греческого мифа подумалось – этот Парис давно отдал своё яблоко мудрой Афине, богине искусств и знаний.