В комнату грациозной походкой вошла привлекательная, энергичная и уверенная в себе женщина с обворожительной улыбкой: это 51-летняя Нина Штемме из Стокгольма. Встретив ее, вы можете подумать, что она работает менеджером в какой-нибудь крупной корпорации – она производит впечатление человека, точно знающего, чего она хочет добиться в жизни. Поэтому тот факт, что Нина Штемме имеет диплом по специальности «деловое администрирование», совершенно не удивляет.
В связи с этим, выбор ее нынешней профессии выглядит весьма странным. В настоящий момент она является одной из лучших драматических сопрано в мире; благодаря своему сильному и экспрессивному пению Нина на протяжении уже многих лет считается непревзойденной исполнительницей вагнеровских партий, которую часто сравнивают с другими легендарными скандинавскими певицами, такими как Кирстен Флагстад и Биргит Нильсон.
На ее сайте вы найдете множество рецензий за последние десять лет, которые пестрят эпитетами в превосходной степени – «впечатляющая», «потрясающая», «безупречная». Кажется, что она просто не может выступать по-другому.
В декабре Нина Штемме возвращается в Лондонскую Королевскую оперу, чтобы спеть свою коронную партию, безумно влюбленную Изольду в опере Вагнера «Тристан и Изольда», которая принесла ей премию Лоуренса Оливье в 2010 году и которую она впервые исполнила 11 лет назад на Глайндборнском фестивале.
Она играла эту роль уже 80 раз в семи разных постановках, а также принимала участие в записи диска вместе с Пласидо Доминго и художественным руководителем Ковент-Гардена Антонио Паппано. Тем не менее, для нее каждый спектакль представляет собой марафон с препятствиями, к которым она готовится также интенсивно, как и атлет на Олимпийских играх.
Говорят, Биргит Нильсон однажды пошутила, что секрет успешного исполнения Вагнера – это удобная пара обуви, но для Штемме все дело в концентрации.
«Я плотно кушаю за день до выступления, запасаюсь углеводами, и на следующий день встаю довольно поздно. Спокойный режим дня, постепенное разогревание голоса, избегание стрессов, умеренное употребление пищи – эти факторы помогают мне сохранять контроль. Зато после спектакля, возникают, скажем так, побочные эффекты. Внешне я могу выглядеть как обычно, но на самом деле это не так. Мне всегда очень трудно заснуть после выступлений».
Изольда до сих пор является ее самой любимой ролью,
«потому что, исполняя ее, я постоянно учусь, получаю новый опыт. Когда я пела эту партию в первый раз в Глайндборне, самые драматичные пассажи в партитуре навевали на меня ужас. Сейчас уже все в порядке: просто нужно уметь быстро переключаться с одного эмоционального состояния на другое, в этом и заключается вся сложность их исполнения. В этой партии можно передать столько разных нюансов».
«Многие не осознают тот факт, что Тристан – это камерная опера, раскрывающая глубоко личные переживания и чувства. Поэтому для меня более абстрактные постановки представляют некоторую трудность: чем человечнее и специфичнее постановка, тем она легче воспринимается зрителем».
«Раньше я больше концентрировалась на том, как передать статусность принцессы Изольды и причины, по которым она ненавидела себя за любовь к Тристану – проблемы, которые раскрываются в первом акте оперы. На данном этапе меня больше стало интересовать ее отношение к смерти. Тристана часто посещают суицидальные мысли, потому что он не верит, что когда-нибудь будет любим, но для Изольды смерть как способ побега от реальности – это что-то новое».
В Ковент-Гардене в постановке Кристофа Лоя Изольда не умирает от тоски, как это обычно вы себе представляете (в либретто говорится, что «она, преображенная своими чувствами, склоняется над мертвым телом Тристана и умирает»). Штемме интерпретирует этот момент так, словно
«она возвращается к своему мужу Марку и к своей обычной жизни. Главное слово здесь «преображенная», «verklärt»: героиня продолжает жить с тем опытом, который она получила в результате всей этой истории. Таким образом, в финале оперы есть что-то позитивное».
Но теперь в репертуаре Штемме у Изольды появилась соперница – Брунгильда, героиня тетралогии Вагнера «Кольцо Нибелунга» и еще одна знаковая партия для любого драматического сопрано. Она всегда очень предусмотрительна в выборе нового материала, даже свою профессиональную карьеру она активно начала развивать только в тридцать. И к этой роли певица тоже приступила с предельной осторожностью, в частности из-за того, что исполнение роли Брунгильды в трех операх будет занимать существенную часть ее репертуара. К настоящему моменту Нина спела эту партию только в двух постановках, в Вене и в Сан-Франциско, а также участвовала вместе с маэстро Баренбоймом в потрясающей концертной версии во время прошлогоднего лондонского «Променад-концерта Би-би-си».
«На протяжении многих лет, я считала, что Брунгильда совсем не для меня, и я до сих пор очень тщательно обдумываю каждое предложение, прежде чем соглашаться на него», — говорит Нина. «Я должна знать, кто будет дирижировать, кто из моих коллег будет петь со мной и какая будет постановка. Но сейчас эта героиня уже глубоко внутри меня. Мне необходимо петь ее почаще, что я и буду делать».
Что касается тайм-менеджмента, Штемме – настоящий профессионал в этом деле, как и полагается человеку с дипломом MBA. Она проводит много времени, планируя свое будущее.
«Я дальновидный человек и знаю свои слабые стороны. В то же время, у меня в голове столько разных идей и проектов, что мне часто приходиться себе напоминать, что нужно концентрироваться на том, что важно здесь и сейчас».
Включив в свой репертуар Брунгильду, Штемме отказалась от некоторых своих вагнеровских героинь, таких как Сента в «Летучем Голландце» и Елизавета в «Тангейзере», «так как эти роли подойдут более молодым певицам с лирическим голосом, нежели у меня». Кундри из оперы «Парсифаль», являющаяся во многих отношениях самой многогранной и противоречивой героиней в операх Вагнера, тоже есть в ее планах.
«Я спою ее в свое время, она уже есть в моем графике. Но сначала мне нужно освоить Электру».
Неистовая одноактная опера Штрауса – это настоящий вызов для драматического сопрано. Роль жестокой и нелюдимой Электры требует от певицы не только высокого уровня вокальной техники, но и глубокой интерпретации образа, яркой актерской игры. В марте Штемме дебютирует с этой партией в Вене. В перерывах между репетициями «Тристана», она уже вовсю ищет скрытый смысл, зашифрованный в строках Гофмансталя.
«Очень сложно найти именно свою интерпретацию этой героини. Электру можно показать с абсолютно разных сторон. Я должна продемонстрировать публике свое уникальное виденье персонажа».
В свободный от репетиций «Тристана и Изольды» вечер, Нина посмотрела пьесу Софокла «Электра» с участием британской актрисы Кристин Скотт Томас в театре «Олд Вик». И этот опыт оказался для нее настолько полезным в работе над этим образом, что она снова собирается посетить этот спектакль в ближайшее время.
Ранее в карьере Штемме, Вагнер и Штраус часто чередовались с Верди и Пуччини, но сейчас итальянских опер в ее репертуаре стало намного меньше:
«Я уже несколько лет не пела Верди и мне его не хватает. Пожалуйста, найдите мне хорошую постановку, их так мало!»
Интересный проект с участием Нины, который, к сожалению, не состоялся, – телевизионный фильм «Бал-маскарад». Его планировали снимать в Швеции, где происходили исторические события, послужившие основой для либретто оперы. Режиссером фильма должна была стать англичанка Кэти Митчелл.
«Это был слишком дорогостоящий проект».
Штемме не ограничивает себя рамками оперного репертуара 19 века. Не так давно она пела произведения Бартока, Вайля, помимо этого, она чувствует определенную тягу к исследованию музыки, написанной композиторами-женщинами. Но она решительно отказывается от проектов в жанре кроссовер и от различного рода пиар-ходов.
«Я не хочу быть медиапродуктом. Я ни для кого или ни для чего не буду жертвовать своей творческой свободой».
Такая честность и прямота отчетливо проявляется и в ее отношениях с театром Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Несмотря на то, что она постоянно выступает в других крупных театрах мира, в Мете она пела только два раза, постоянно отвергая предложения, которые с художественной точки зрения ей не нравились.
«Так получилось не потому, что меня не знают в Нью-Йорке — когда я пела Саломею в Карнеги-холле, прием зрителей был как на рок концерте. Я часто выступаю в Сан-Франциско, но в случае с Метом потребовалось больше времени. Теперь все проблемы решены: в сезоне 2016-17, время от времени я буду там петь, в общей сложности это составит семь месяцев».
Одной из проблем была разлука с семьей – ее муж, декоратор по профессии, и трое детей проживали в ее родном Стокгольме. Время, проводимое со своей семьей, для нее священно, а в праздники она полностью забывает об опере на несколько недель – «ничего, кроме Жака Бреля и детских песен». Она катается на велосипеде, чтобы держать себя в хорошей физической форме и обязательно берет его собой, в какую бы страну ни поехала. Нина любит дикую природу и плавание на яхте,
«но меня не будет мучить совесть, если вместо этого я вдруг решу целый день провести, лежа на диване».
Нине Штемме посчастливилось построить успешную 20-летнюю карьеру, в которой десять лет постоянного роста ее мастерства как артистки увенчались десятилетним триумфом по всему миру. Но она понимает, что пик карьеры рано или поздно пройдет.
«Момент, когда в карьере начинает происходить спад, – это то, к чему сложно заранее морально подготовиться. Я просто должна оставаться своим самым строгим критиком и надеяться, что когда такой момент настанет, близким людям хватит смелости, чтобы сказать мне всю правду».
Перевод с английского Дарьи Денисовой