Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко впервые обращается к народной музыкальной драме Мусоргского «Хованщина».
В качестве музыкального руководителя впервые приглашен выдающийся российский маэстро, народный артист России Александр Лазарев.
Режиссер-постановщик: народный артист России Александр Титель, художник-постановщик: народный художник России Владимир Арефьев, главный хормейстер – народный артист России Станислав Лыков, художник по костюмам – Мария Данилова, художник по свету – заслуженный деятель искусств России Дамир Исмагилов.
В главных партиях: Дмитрий Ульянов, Андрей Валентий (Иван Хованский), Денис Макаров, Дмитрий Степанович (Досифей), Ксения Дудникова, Наталья Зимина (Марфа), Нажмиддин Мавлянов, Валерий Микицкий (князь Голицын), Николай Ерохин, Нажмиддин Мавлянов, Дмитрий Даниленко (Андрей Хованский), Антон Зараев, Алексей Шишляев (Шакловитый).
За последние полгода «Хованщина» была поставлена в Штутгарте, Антверпене, Бирмингеме и Вене. Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко дополняет этот список премьерой в российском театре.
«В России «хованщина» возникает с той или иной периодичностью. А когда люди сами, в реальной жизни находятся в окружении столь сложных общественных проблем, от них требуется определенная решимость, чтобы, придя в оперный театр, позволить разбередить себе душу теми же вопросами, которые ставит перед ними жизнь… Никто не видел своей страны так, как Гоголь и Мусоргский. Это невероятный объем возмущения, негодования и любви одновременно».
(А.Титель. Интервью журналу «Музыкальная жизнь»)
Пресс-служба Театра Станиславского и Немировича-Данченко
Знаменитая опера Генделя «Орландо»*, вошедшая в пятерку самых популярных произведений великого композитора по оценке западных критиков, в России театральной истории не имела. В 2011 году Воронежский театр оперы и балета осуществил ее постановку. Дирижер-постановщик – Дмитрий Морозов и режиссер Жанна Чепела впервые в России представили оперу не в концертном варианте, а полноценным спектаклем. Тогда опера по мотивам ренессансной поэмы Ариосто «Неистовый Роланд» шла в интерьере областного художественного музея имени И.Н. Крамского. Спектакль-эксперимент был признан творческой удачей, получил широкий отклик в российской прессе.
Теперь постановка перенесена на театральные подмостки. В спектакле заняты два состава исполнителей. В одном из них очень сложную партию Орландо с бесконечными фиоритурами исполнит баритон, лауреат международного конкурса Алексей Тюхин, что само по себе необычно, так как данная партия была написана для женского вокала**, но подвижность голоса и несомненный профессионализм позволили Алексею Тюхину с блеском справиться с поставленной задачей. В другом составе – образ паладина воплотит меццо-сопрано Юлия Проняева.
18 февраля 2015 года приглашаем всех любителей великолепной музыки эпохи барокко прийти на концертное исполнение творения Генделя.
Пресс-служба Воронежского оперного театра
Примечания редакции:
* «Роланд» по устоявшейся российской традиции
** Эта партия написана для альта. На мировой премьере ее исполнял кастрат Сенезино.
Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон считает, что в новой постановке Новосибирского театра оперы и балета (НГАТОиБ) "Тангейзер" нарушены права верующих. Об этом он рассказал журналистам в пресс-центре ТАСС в Новосибирске.
"По этому поводу я написал письма губернатору, в заксобрание, прокуратуру. В них я говорил о соблюдении законодательства, больше ни о чем. В спектакле символика церкви используется не по назначению. Люди (православные), те, кто видел постановку, пишут мне письма, звонят, просят посодействовать в соблюдении закона РФ (о правах верующих)", - пояснил он, добавив, что ответа от официальных структур пока не получил.
"Это не церковное дело — что-то отменять на сцене, культура развивается, появляются новые тенденции. Но у нас есть закон, который говорит о соблюдении прав верующих людей", - отметил митрополит.
Спектакль-опера "Тангейзер" был поставлен на сцене НГАТОиБ в декабре 2014 года. Вторую в истории театра постановку Вагнера осуществил молодой режиссер Тимофей Кулябин, перенеся действие оперы в наши дни. В версии режиссера Иисус Христос стал героем эротического фильма.
ТАСС, 13.02
В миланском театре "Ла Скала" состоялась премьера оперы Джузеппе Верди "Аида" в постановке Петера Штайна. Известный немецкий режиссер предложил необычную версию самого востребованного в Италии сочинения классика оперной сцены.
По собственному признанию, Штайн стремился сделать из "Аиды" не привычное публике "яркое шоу", а тонкую психологическую драму.
"Мы привыкли думать, что "Аида" - это масштабное зрелище с эффектными декорациями и костюмами, марширующими статистами. И все время - форте! Но если мы откроем партитуру, то увидим совсем другую картину. Больше половины оперы - это пиано и пианиссимо", - сказал режиссер в одном из интервью. По его убеждению, если соблюдать все авторские указания, "Аида" из "пышного шоу" вновь станет тем, чем была задумана, - "интимной психологической драмой".
"Перед нами классический любовный треугольник: две женщины любят одного мужчину. Все остальное - политика, война, религия, интриги - фон, на котором разворачивается действие", - считает Штайн. Примечательно, что на прославленную итальянскую сцену "Аида" перекочевала из московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, где Штайн дебютировал с Верди почти год назад.* Над московской постановкой он работал с той же командой, что и в "Ла Скала" - сценографом Фердинандом Вегербауэром и художником по свету Иоахимом Бартом, костюмы создала Нана Чекки. На сцену миланского театра вышел международный состав, в том числе грузинские исполнители - Анита Рачвелишвили /Амнерис/ и Георгий Гагнидзе /эфиопский царь Амонасро/, а также американская сопрано Кристин Льюис (Аида). Оркестром дирижировал непревзойденный Зубин Мета.
ТАСС, 16.02
Примечание редакции
* Этот материал ТАСС требует дополнения. В новостном материале из Милана не указан исполнитель ключевой партии Радамеса. В основном составе заявлен Фабио Сартори. Однако в первом спектакле 15 февраля на сцену вышел Массимилиано Пизапиа.
Английской Национальной опере грозит прекращение финансирования со стороны Совета по делам искусства Англии, выразившего сомнение по поводу эффективности управления театром. За последние месяцы АНО покинули председатель попечительского совета Мартин Роуз и исполнительный директор Генриетта Гоц, не сработавшаяся с художественным директором Джоном Берри.
«Задача Совета по делам искусства состоит в том, чтобы добиться наилучшего качества за деньги налогоплательщиков путем инвестирования в хорошо управляемые компании, радующие публику блестящей работой, - сказала исполнительный директор СДИА Алтеа Эфуншиле. — За небольшими эпизодическими исключениями, все организации, которые мы спонсируем, соответствуют нашим требованиям. Никто не сомневается, что АНО способна на замечательную артистическую деятельность, однако нас серьезно беспокоит ее управление и бизнес-модель, и мы ждем, что она устранит эти недостатки, или же может потерять наше финансирование».
Английская Национальная опера давно уже переживает финансовый кризис. В 2014 году ее спонсирование сократилось с 17,2 млн. фунтов до 12,4 млн.
Все же АНО в любом случае будет финансироваться еще два следующих года. Так что время для исправления недостатков пока есть.
Орфей. 15.02