Еще сравнительно недавно столица Федеральной земли Бавария стойко аcсоциировалась с компанией BMW, Октоберфестом, а также со знаменитым футбольным клубом. Однако, в последние годы Мюнхен однозначно позициoнирует сeбя в кaчecтвe культурной столицы, причем не только Германии, но даже Европы. Не последнюю роль в этом играет Баварская государственная опера, стремящаяся к лидерским позициям в оперном мире. Не случайно, опрос 50 независимых критиков из разных стран, проведенный журналoм Opernwelt, показал, что лучший оперный театр 2014 года, а также лучшие оперный оркестр и дирижер находятся именно в Мюнхене на Макс-Йозеф-Плац. Понятно, что рейтинги – вещь субъективная, но, тем не менее...
Баварская опера – старейшая немецкая сцена, и одна из самых старых в мире. По итогам прошлого года общее количество оперных и балетных спектаклей: более 350 за год, что довольно много, но не в этом основная изюминка Мюнхенского Оперного Дома. Исключительное музыкальное качество спектаклей – вот что составляет его гордость. С приходом нового интенданта Николауса Бахлера в театре возросла доля итальянского репертуара – господин Бахлер является большим поклонником итальянской оперы. С этого времени, любители настоящей итальянской оперы именуют Мюнхен не иначе как самым северным итальянским городом. И мое последнее посещение здесь трех оперных спектаклей итальянского репертуара только подтвердило это звание, о чем ниже…
Несколько слов о «лучшем оперном дирижере» – Кириллe Петренко, который уже второй сезон является Генералмузикдиректором Баварской оперы. Неофициальное его прозвище у оркестрантов – «антимаэстро», что связано с его легендарной скромностью. Известно также немало других его прозвищ: «западно-сибирский Моцарт», «natural born conductor» (по аналогии с названием фильма Тарантино) и многие другие.
Родившийся в музыкальной семье в Омске (отец - скрипач, мать - вокалистка), в одиннадцатилетнем возрасте он уже дебютировал в фортепианном концерте с Омским симфоническим оркестром. В возрасте восемнадцати лет вместе с родителями эмигрировал в Австрию, где его отец получил возможность играть в симфоническом оркестре. После окончания консерватории в Фельдкирхене продолжил образование в Венском музыкальном Университете.
Зaтeм капельмейстер Венской Фольксопер (работая в которой, кстати, поставил первую авторскую редакцию «Бориса Годунова» 1869 года), музыкальный руководитель Майнингенского оперного театра (самый молодой в истории Германии), и, наконец, высшая лига: он дирижирует во всех известнейших оперных домах, и, практически со всеми симфоническими оркестрами. В 2002 году Петренко получает приглашение возглавить Комическую Оперу Берлина, которую поднял в музыкальном плане буквально из руин. С начала 2000-х его буквально забрасывают предложениями возглавить различные оперные театры и оркестры. Но маэстро не спешит, в одном из тогдашних интервью он так и заявляет: «Я делаю свою карьеру по возможности максимально медленно». Вспоминаются знаменитые строчки Евтушенко: «Я делаю себе карьеру тем, что не делаю ее».
И, наконец, в прошлом сезоне он согласился возглавить Баварскую оперу. С нескрываемой радостью и гордостью со словами «Habemus maestrum generalem» (по аналогии со знаменитым «Habemus papam» – «У нас есть Папа»), представил дирижера коллективу театра интендант Николаус Бахлер.
Самое главное признание для немецкого дирижера – участие в Байройтском фестивале. В позапрошлом и прошлом годах Петренко дирижировал вагнеровским «Кольцом» в Байройте, а это для дирижера в немецкоязычном пространстве Европы, так называемом DACH (Германия, Австрия и Швейцария), означает, что он неофициально – самый главный здесь маэстро.
С его именем связаны огромные надежды Баварской метрополии, и на нем лежит огромная ответственность – не забывая традиций и прошлых достижений театра, дать ему новое развитие. А мы, зрители, будем пристально следить за этим.
Во второй части статьи я постараюсь поделиться впечатлениями о неделе, проведенной в Мюнхене, точнее в Баварской государственной опере. Как известно, оценить театр объективно невозможно только по одной премьере, даже посещенной дважды. Для понимания, что там происходит, нужно обязательно побывать на обычных репертуарных спектаклях. Что и было сделано. Помимо двух премьерных спектаклей «Лючии ди Ламмермур», я также посмотрел два спектакля итальянского репертуара: довольно свежего «Трубадура», премьера которого состоялась летом 2013 года, и 45-ти летней давности (!) «Богему».
Густая пыль и графити на стенах в некогда парадном зале, разбитые окна, грязь, сломанная мебель. Траурная процессия, за которой наблюдает маленькая девочка, держащая в руках револьвер. Очевидно, что это метафора, показывающая прошлое богатство и настоящую разруху, которая возникла вследствие долгого противостояния двух семей. У такого противостояния не существует победителей, обе стороны являются проигравшими...
Музыкальная тема вступления ничего оптимистического не предвосхищает…
Все три действия происходят в таких сценических руинах. Как поясняется постановщиками, действие оперы перенесено в США в шестидесятые годы, прототип Лючии – Жаклин Кеннеди, Эдгар - Джеймс Дин. На протяжении всего действия в обиходе главных героев довольно много оружия, мне лично аналогия с Кеннеди показалась достаточно натянутой: скорее создавалось впечатление гангстерской драмы с враждующими двумя кланами и с преобладанием жестокой патриархальности. Именно такому миру пытается противопоставить себя Лючия, но, в итоге, находит свою свободу в безумии и смерти.
Идея вполне оригинальна, постановка достаточно интересная, арии и дуэты сопровождаются сильной экспрессией чувств, временами даже немного гиперболизированными. Единственный момент, который не убедил - сцена безумия. Было пояснение режиссера, что безумие в этой постановке это не совсем безумие и так далее. Лично мне как зрителю хотелось увидеть естественное поведение героини, чего я не увидел. Вместо безумия, Лючия истерично играет с пистолетом, задорно целясь то в зрительный зал, то в гостей на сцене. На самом деле, очень досадно, когда постановка не до конца осмыслена. Кровь почему то только на одежде Раймонда, а Лючия в вечернем платье без следов крови. В общем, что там на самом деле случилось в спальне – непонятно…
Но, все это не имеет первостепенного значения, когда слышишь столь великолепное исполнение. Несомненно, героиней премьеры была Диана Дамрау, исполнившая главную партию. Ее партнер, тенор Павол Бреслик вокально тоже был хорош, но не идеален: голос его очень и очень мягкий, как расстаявшее масло. Он, вероятно, идеальный Ленский, но не главный герой в этой опере Доницетти. Далибор Йенис, исполнивший партию брата Лючии стал как визуально, так и вокально, исключительным попаданием в цель. Также хочется отметить еще одного выдающегося исполнителя Георга Цеппенфельда (Раймонд), вокально он затмил практически всех, за исключением главной героини, а вот по роли был неубедителен, но это пoлнocтью остается на совести режиссера…
Кирилл Петренко (кстати, у него это была белькантовая премьера) и оркестр на первом премьерном показе в начале, до сцены бала, были чуть-чуть скованными, но во второй части, начиная с секстета, и полностью во время второго премьерного показа, оркестр раскрылся как бутон, звуковая палитра была неподражаемой и яркой. Единственное маленькое замечание: на первом премьерном спектакле в секстете не было слышно ни Алисы, ни Раймонда, на но втором – все было уже хорошо.
Да, для любителей стеклянной гармоники – как и на знаменитой записи Мариинского театра, на ней играл Саша Реккерт. Лично я бы предпочел флейту, но было интересно слушать не очень обычное сопровождение арии Лючии…
В день спектакля на Мюнхен обрушился снегопад, движение встало, здесь это чрезвычайное происшествие. Спектакль был задержан на пять минут, было много опоздавших, но обилие снега было прекрасным сопровождением для «Богемы»… Постановка 1969 года легендарного Отто Шенка, классическая сценография, мне даже показалось, что в толпе возник образ Анри Мюрже… Возле Café Momus множество статистов, изображающих парижан. Только еще Франко Дзеффирелли умел управлять таким огромными количеством народа в пространстве сцены, но, в отличие от него, у Шенка не ощущается перенасыщенности, людей ровно столько, сколько должно быть, кафе то, которое было на самом деле… Вообще, возникает впечатление полного погружения, вероятно, именно такие картины видел Пуччини, когда писал свою оперу.
Полностью интернациональный состав: Рудольф - Воокьюнг Ким, Марсель - Андрей Бондаренко, Шонар - Андреа Боргини и Коллен - Николя Тесте. Воокьюнг Ким обладатель светлого и легкого голоса, с небольшим металлическим оттенком, исключительно соответствовал мягкому и хрупкому сопрано Аниты Хартиг, исполнительницы партии Мими, которая пела простуженной, что было объявлено перед началом. Впрочем, она, несмотря на простуду, справилась с ролью на отлично. Дуэт в первом действии был спет и сыгран удивительно слаженно: прикосновения, взгляды, все естественно. За пультом – молодой израильский дирижер Дан Эттингер, возглавляющий в настоящее время оперный театр Мангейма. Оркестр, как и ожидалось от оркестра такого уровня, представил оперную партитуру ясно, ярко и, в то же время бережно и выверенно. Причем хочу отдельно отметить как превосходный баланс оркестровых групп, так баланс оркестра и вокалистов.
Любопытным было сравнение нынешнего спектакля с премьерным, с разницей в полтора года. Вместо премьерного Йонаса Кауфмана главную теноровую партию пел Йонг Xун Ли. Обладатель сильного и светлого голоса, он справился со всеми сложностями партии. Правда, в дуэтах с Аней Хартерос не было ауры, они были спеты формально: чувств не заметно. Стретта в отличие от премьерной, была «одинарная» и в «транспорте» – вмecтo «до» мы услышали «си». Романс Манрико из вторoй картины первого действия был спета слишком громко. Традиционно он исполняется не в полный голос, здесь же по какой-то причине был форте. Красоты звукоизвлечению это не добавило. Ну и, сам исполнитель выглядел довольно щуплым, после статного Кауфмана, визуальный образ оказался слабоват. Актерской игры тоже не было замечено. Виталий Билый (Ди Луна), наоборот, продемонстрировал настоящего злодея, как драматически, так и вокально. Анна Смирнова (Aзyчeнa) также отлично справилась с ролью. Горан Юрич (Феррандо), обладатель слишком легковесного баса, если и выделялся, то в негативную сторону. Оркестр (дирижер Паоло Кариньяни) и хор – на высоте, как и во время премьеры.
В сухом остатке следует подчеркнуть в целом отменный музыкальный уровень как премьерной постановки, так и обычных спектаклей. Ну а проблемы появились не сейчас, они есть практически везде, это боль, которая говорит о себе постоянно.
Тем не менее, я надеюсь, что новый главный дирижер и интендант смогут найти решение и в постановочной области, после чего, театр, несомненно сможет претендовать на первое место не только в рейтингах, но и в реальной жизни…
Фотографии предоставлены пресс-службой Баварской оперы
Баварская государственная опера
Театры и фестивали
Диана Дамрау, Кирилл Петренко, Аня Хартерос
Персоналии
Богема, Лючия ди Ламмермур, Трубадур
Произведения