Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко 25 марта представляет российскую премьеру мультимедиа-оперы Владимира Тарнопольского «По ту сторону тени». Предлагаем читателям ознакомиться с пресс-релизом этого события.
«По ту сторону тени» – первая российская мультимедиа-опера. Она была написана в 2006 году по заказу Бетховенского фестиваля и Боннской оперы. В ней задействованы новейшие мультимедиа-технологии, работающие в реальном времени, что позволяет выстроить своеобразную триаду: музыка задает хореографическое движение – хореографическое движение трансформируется в интерактивное видео – интерактивное видео меняет структуру декораций.
Российская постановка осуществляется усилиями Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко и ансамбля «Студия новой музыки». Мультимедийную часть спектакля обеспечивает немецкая компания Palindrome Group, которая осуществляла мировую премьеру оперы.
В основе оперы лежат Притча о пещере Платона и легенда Плиния-старшего о происхождении живописи – две античные притчи, в которых по-разному интерпретируется феномен тени. По Плинию, обводя контур тени уходящего на войну возлюбленного, девушка случайно создает изображение – так рождается искусство. По Платону, узники пещеры могут видеть лишь тени и отблески света на ее стенах, принимая их за истинный мир – этот постулат становится своеобразной метафорой современной эпохи, когда виртуальная реальность подменяет собой настоящую жизнь. Согласно “сюжету” оперы, лишь искусство может освободить пленников пещеры – вывести их из мира теней, показав настоящий свет.
Композиция оперы основана на параллельном развитии этих двух линий. Аллегории искусств представлены женским трио, это своего рода античные Три Грации. Визуальным прообразом Пленников пещеры – мужского трио – стала скульптурная группа Родена «Три Тени» (из композиции «Врата ада» по Данте). Оркестр в опере разделен на два ансамбля, связанных с образами Искусств и Пленников; в хореографических интермедиях эти образы воплощены в фигурах Танцовщицы и Танцовщика.
Постановка продолжает стартовавший еще в конце 1990-х долгосрочный проект «Студии новой музыки» «НОМТ – Новый музыкальный театр», призванный преодолеть границы между музыкой, театром, хореографией и мультимедиа. Задачей проекта НОМТ является интеграция российского музыкального театра в общеевропейский культурный контекст.
В рамках проекта НОМТ в прошлом состоялись:
- мультимедийно-хореографическая постановка «Гимнов» Карлхайнца Штокхаузена;
- мультимедийно-хореографическая постановки «Желтого звука» Альфреда Шнитке по Василию Кандинскому;
- российская премьера сюрреалистической оперы Майкла Наймана «Человек, который принял свою жену за шляпу»;
- танцевально-акробатический перформанс “Boxing Pushkin”;
- российская премьера «Индекса металлов» Фаусто Ромителли, видеооперы на стыке академического авангарда и альтернативного рока и техно для сопрано соло, ансамбля, мультимедийной проекции и электроники;
- мультимедийный спектакль «Падения» в трех картинах для двух экранов, ансамбля и электроники
и др.
Опера «По ту сторону тени» продолжает сотрудничество «Студии новой музыки» с Московским академическим Музыкальным театром им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Первым совместным опытом стала российская премьера оперы Сальваторе Шаррино «Лживый свет твоих очей» (2012).
Композитор и сценарист – Владимир Тарнопольский
Текстовые фрагменты и компиляция – Ральф Гюнтер Моннау
Режиссер-постановщик и хореограф – Роберт Векслер
Художник интерактивной компьютерной графики – Фридер Вайс
Ансамбль «Студия новой музыки»
Музыкальный руководитель и дирижер – Игорь Дронов
В либретто включены тексты из «Божественной комедии» Данте, «Спора искусств о первенстве» Леонардо да Винчи, «Диалога Тени со Странником» Ницше, Гимна солнцу Эхнатона, а также свободно изложенные фрагменты из других классических источников.
Постановка осуществляется при поддержке Гете-института и компании Статойл.
О том как начиналось это скандальное дело по поводу «Тангейзера» Новосибирского театра оперы и балета мы уже сообщали в Оперной панораме от 16 февраля. Его апогеем стал судебный процесс. На прошедшей неделе произошли новые события:
10 марта.
Мировой суд Центрального района Новосибирска оправдал режиссера Тимофея Кулябина по административному делу в связи с постановкой в Новосибирском оперном театре оперы Вагнера "Тангейзер".
"Производство по делу Кулябина Тимофея Александровича прекратить за отсутствием события правонарушения", - огласила решение судья Екатерина Сорокина.
12 марта.
Стало известно, что Тимофей Кулябин приглашен в Большой театр. Об этом сообщил в четверг источник, близкий к руководству ГАБТа.
"Гендиректор Большого театра Владимир Урин уже договорился с Кулябиным о постановке в ГАБТе в следующем сезоне", заявил источник. В Большом театре подтвердили информацию о сотрудничестве с Кулябиным, но не стали разглашать детали.
"Урин действительно пригласил Кулябина поставить оперу в Большом, но детали мы объявим в мае, когда будем рассказывать о планах театра на следующий сезон", - отметила пресс-секретарь ГАБТ Катерина Новикова.
13 марта.
Прокуратура намерена обжаловать постановления мирового суда Центрального района Новосибирска, прекратившего производства по административным делам против постановщика оперы "Тангейзер" Тимофея Кулябина и директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича.
13 марта.
Оперу «Тангейзер» прямо сейчас обсуждают в министерстве культуры РФ. Об этом заявил в своем твиттере министр Владимир Мединский.
14 марта.
На очередной спектакль «Тангейзера» в Новосибирской опере проданы, практически, все билеты. В театре – полный аншлаг.
Противники постановки руки не опускают и пикетируют здание театра. «Мэрия согласовала нашу акцию, – заявил «Комсомольской правде» Алексей Лобов, координатор движения «Русский щит». В руках у участников акции были растяжки с надписями: "Дорога в ад", "Не допустим осквернения святынь", "Нет глумлению над верой и культурой в государственном театре". Кроме того, участники акции выкрикивали лозунги: "Долой пятую колонну в Минкульте", "Мединскому - позор", "Зрителям - позор", "Вагнеру - да, Кулябину - нет".
По сообщениям Интерфакса, Комсомольской правды
Ростовский государственный музыкальный театр представит 17 марта на Исторической сцене Большого театра оперу «Фауст» Гуно.
Музыкальный руководитель и дирижер спектакля Андрей Аниханов. Режиссер Георгий Исаакян, сценограф – Эрнст Хайдебрехт.
Главные партии в спектакле исполняют: Фауст-старик – Геннадий Верхогляд, Фауст-юноша – Артём Голубев, Мефистофель – Борис Гусев, Маргарита – Наталья Дмитриевская, Валентин – Денис Болдов, Зибель – Юлия Изотова и др.
В хореографической картине «Вальпургиева ночь» задействованы артисты балета театра – Олег Сальцев, Вита Мулюкина, Константин Ушаков и др.
Солисты оперного театра Генуи "Карло Феличе" (Италия) исполнили 12 марта главные партии в опере Пуччини "Богема" на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета. Их приезд, по словам импресарио из Италии Лука Корси, стал возможен благодаря слаженной работе уральских и генуэзских организаторов гастролей.
"Несмотря на большой кризис, несмотря на то, что наше правительство уменьшило дотации на содержание театра, у нас, все-таки, получается организовывать интересные оперные и балетные сезоны и развивать культурный обмен", - рассказал журналистам Корси.
Сумма контракта, по которому в Екатеринбург из Генуи прибыли солисты театра "Карло Феличе", не разглашается. По словам директора Екатеринбургского театра оперы и балета Андрея Шишкина, их приезд стал возможен благодаря финансовой помощи меценатов. "Театру сейчас очень трудно. Мы получили в этом году на 76 млн. рублей бюджетных дотаций меньше, чем в прошлом, в том числе уменьшены размеры грантов. Но, тем не менее, мы пока стараемся сохранить те творческие проекты, которые были намечены", - рассказал Шишкин. По его словам, итальянские артисты приехали на Урал в рамках культурного обмена городов-побратимов Генуи и Екатеринбурга. "В октябре 2014 года мы с успехом показали на сцене театра "Карло Феличе" пять наших балетных спектаклей "Баядерка". После переговоров было решено продолжить сотрудничество в оперной сфере", - добавил директор.
В спектакле участвовали солисты театра "Карло Феличе" – Розолино Клаудио Кардиль (Рудольф) и Мария Тереза Лева (Мими). За дирижерским пультом – художественный руководитель театра Джузеппе Аквавива.
ТАСС
Театр Верди итальянского города Пиза в рамках цикла камерных опер представил 13 марта «Каменного гостя» Даргомыжского. Спектакль состоялся в камерном зале «Тита Руффо» и шел на итальянском языке под аккомпанемент фортепиано.
В главных партиях были заняты Владимир Реутов (Дон Жуан), Карло Торриани (Лепорелло), Алиса Молинари (Донна Анна), Хавьер Ландете (Дон Карлос), Лаура Вереккиа (Лаура) и др.
Постановщик спектакля – Лоренцо Мария Муччи. Концертмейстер – Роберто Моретти.
Подоготовил Евгений Цодоков
По материалам СМИ, пресс-релизам театров
Большой театр, Екатеринбургский театр оперы и балета, Ростовский музыкальный театр
Театры и фестивали
Произведения