В рамках фестиваля «Золотая Маска» 14 апреля был показал спектакль «DIDO» московского театра «Новая опера». Премьера диптиха («DIDO. Пролог» Майкла Наймана плюс, собственно, «Дидона и Эней» Генри Перселла) состоялась почти год назад, о чем журнал уже писал. По прошествии времени и при других обстоятельствах есть смысл еще раз вернуться к этой постановке.
Опера была номинирована на «Золотую маску» сразу в пяти номинациях: лучший оперный спектакль, лучшая работа дирижера в опере (Дмитрий Волосников), лучшая работа режиссера (Наталия Анастасьева-Лайнер), работа композитора в музыкальном театре (Майкл Найман), работа художника в музыкальном театре (Юрий Хариков).
Напомним, что наш современник, последователь минимализма Майкл Найман начал сотрудничать с российским режиссером Анастасьевой-Лайнер при постановке его оперы «Человек, который принял свою жену за шляпу» в мае 2003 года в возглавляемом ею «Маленьком Мировом Театре» в Москве. Найман остался тогда доволен московской премьерой и пожелал продолжить сотрудничество. В результате была создана новая опера об истории подготовки первого исполнения старейшей английской оперы «Дидона и Эней» воспитанницами пансиона Челси в апреле 1689 года. Либретто написала российская поэтесса Вера Павлова на русском языке, эквиритмический английский перевод осуществил переводчик Стивен Сеймур (и российская сценическая премьера в «Новой опере» прошла именно на английском языке). Первое концертное исполнение оперы Наймана состоялось немного раньше, в 2012 году, в Перми.
Что же можно сказать по поводу этой «оперы об опере»? (Комментировать сам шедевр Перселла, понятно, нет необходимости.) По сравнению с большинством произведений, претендующих на звание «современная опера», здесь, безусловно, присутствует достаточно сильная драматургическая составляющая – четко обрисованы персонажи, прописаны конфликты между юными певицами, делаются психолого-философские умозаключения, в художественную ткань вплетены реальные исторические факты, есть и комические элементы. В общем, это именно «рассказанная история», логично построенная, с уместно примененными выразительными средствами. Что же касается музыки, то тут балансирование между аппаратом академической музыки (от которой опере, прежде всего, достался очень консервативно-традиционный состав оркестра) и музыкальным содержанием (скорее, саундтреково-мюзикловым) дало результат, как обычно бывает при компромиссах, достаточно умеренный. Прорывом это не стало. Произведение получилось, безусловно, современное, не чуждое ритмов и представлений дня сегодняшнего. Но особым мелодическим богатством оно не отличалось и ощутимого новаторства не продемонстрировало, да и принадлежность к академическому жанру, в общем-то, обсуждаема.
Режиссер и художник следовали за содержанием обеих опер почти буквально, реализовав минимализм в оформлении сцены (обломки букв DIDO и игра красного, белого и черного в свете), а осовременивание – в слегка условных костюмах персонажей. В итоге спектакль получился немного наивным, но удобным для восприятия музыки как таковой – главным образом, музыки Перселла, к которой «Пролог» нас только готовил и настраивал.
Работа дирижера достойна очень высокой оценки: не специализируясь до этого на аутентичном исполнительстве, с коллективом стандартного театрального оркестра, и так ювелирно отработать барочную партитуру – это действительно огромное достижение. Музыка английского классика, не утратив изящества и воздушности, приобрела какую-то удивительную объемность и многомерность – отчасти это достигалось за счет тщательной расстановки акцентов в полифонии, отчасти за счет использования эффектов пространства (по ходу оперы то квартет струнных выводился в техническую ложу, то часть хора помещалась в оркестровую яму, то часть оркестра и хора звучала вообще из фойе из-за закрытых дверей за спинами зрителей).
Очень жаль, что формат «Золотой маски» не предполагает номинации для хоров и хормейстеров в опере, потому что в данной постановке работа хора «Новой оперы» и хормейстера Юлии Сенюковой была просто великолепной. По числу и сложности хоровых номеров «Дидона и Эней» сопоставима с другим любимым в Британии жанром – ораторией. Работа хора – это абсолютная ценность, бриллиант данной постановки. Даже если бы в ней кроме хоровых номеров вообще ничего не было, зритель бы все равно уходил из театра просветленным.
Отличием нынешнего спектакля от премьеры было не только присутствие в зале жюри Национальной театральной премии «Золотая маска», но и ввод на главную партию одной из ведущих солисток театра – сопрано Эльвиры Хохловой. На премьере партию отдали меццо-сопрано, оба варианта допустимы мировой практикой исполнения оперы Перселла. Однако в «Прологе», особенно в сцене кастинга на право первого исполнения партии Дидоны «лучшая солистка» должна была бы как-то более явно отличаться от конкуренток-сопрано (в отличие от легендарного пансиона, в «Новой опере»-то все солистки равно хороши!), возможно, как раз более низким тембром. С другой стороны, как Хохлова умеет создавать летящий, воздушный звук во второй октаве, в том числе на неудобных интервалах вверх – мы прекрасно знаем, и в знаменитом «Плаче Дидоны» это умение как раз очень пригодилось.
Из артистов-мужчин отметим, прежде всего, Евгения Ставинского (директор пансиона Джозайас Прист). Роль не задумывалась как главная, но Ставинский смог, причем не в ущерб пению, слепить такого комического персонажа, который удерживает на себе внимание поневоле. А блестящее исполнение вставного номера – «Cold Song» из оперы Перселла «Король Артур» (который нечасто сейчас услышишь в академической басовой версии, его больше поют контратенора, а то и вовсе рок-исполнители) и вовсе выдвинуло исполнителя на первое место. Сам по себе эффектный номер (явный прообраз целого ряда более поздних сочинений авторов барокко, включая Вивальди) в совокупности с исполнительским мастерством певца – и центр тяжести спектакля безвозвратно переместился на него, а не на ламент Дидоны перед финалом, как было задумано.
Хорошее впечатление произвел баритон Илья Кузьмин (в «Прологе» он исполнил партию Генри Боумана, первого исполнителя партии Энея, а также, собственно, Энея в основной части). После успешных «технократических» упражнений бельканто в «Золушке» Россини логичным стал шаг артиста в сторону еще более филигранного барочного материала.
И конечно, какая же сегодня барочная опера без контратенора – в обе части спектакля прекрасно вписался Владимир Магомадов (Дух). В активе артиста сегодня очень многое: благозвучный тембр, не камерная, а соразмерная оперным задачам мощность звука, тренированная техника и в высшей степени элегантная манера держаться на сцене.
Порадовала звонким колокольчиком своего сопрано Ирина Костина (Белинда). Как всегда, вытащил роль второго плана на уровень шоу одного актера тенор Максим Остроухов (Моряк). Виктория Шевцова и Джульетта Аванесян сыграли барышень-учениц, а Валерия Пфистер, Елена Митракова и Татьяна Смирнова создали запоминающиеся образы чопорных воспитательниц пансиона, для постановки перевоплотившихся в ведьм в блестящих костюмах.
В целом, спектакль «DIDO» – идеальное свидетельство тому, что российское оперное искусство сегодня в полной мере является частью глобального оперного пространства. Мы не остались в стороне от волны интереса к старинной опере, участвуем в постановках произведений современных композиторов, причем способны делать это на хорошем уровне и силами российских дирижерско-исполнительских кадров. В заключение, можем еще раз поздравить московский театр с номинациями на «Золотую маску» и пожелать побольше подобных интересных проектов.
К моменту опубликования статьи стали известны результаты присуждения Российской национальной театральной премии «Золотая маска». Дирижер Дмитрий Волосников, солисты, хор и оркестр театра «Новая опера» получили специальную премию жюри музыкального театра за музыкальное решение оперы «DIDO».