Возбуждает, развлекает, веселит…

Королевская опера. «Турок в Италии»

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент
Удивительно, но тринадцатая по счету опера Россини, которому в момент написания исполнилось только 22 года, никогда не была особенно популярной, а в конце 19-го века вообще исчезла из репертуаров театров. Опера вернулась на сцену в октябре 1950 года, когда Висконти поставил «Турка в Италии» специально для Марии Каллас, мечтавшей в этот момент своего творчества о комической роли. Успех оперы был впечатляющий, и с тех пор театры возвращаются к ней регулярно. И вполне резонно. В этой постановке — столько юмора, сарказма, иронии, в то же время – столько свежести, красок, теплоты, какой-то неудержимой искрящейся яркости, что, по-видимому, и должно присутствовать в опере буфф. Веселенький получился вечер!

Эта опера Россини – как глоток свежего искрящегося, пенящегося итальянского вина Prosecco, ставшее самым популярным напитком сейчас в Лондоне – изыск на шик: возбуждает, развлекает, веселит, освежает!

Премьера оперы прошла в Royal Opera House в 2005 году, и с тех пор – с закономерностью раз в пять лет «Турок в Италии» появляется на сцене Ковент-Гардена. Кроме «Турка в Италии», в этом театральном сезоне Россини представлен еще двумя, совсем непохожими друг на друга операми – «Севильским цирюльником» и новой постановкой машсштабного «Вильгельма Телля».

1/4

Режиссеры Патрис Корье и Моше Лейзер перенесли действие «Турка» в послевоенные 50-е, декорации, костюмы (Агостино Кавалька) находятся в полной гармонии с текущей модой, характерной для итальянских комических опер тех времён. Яркие разноцветные панели имитируют веселый мир средиземноморского солнца, моря и секса. Неотразимый Турок в белых одеяниях прибывает в порт на роскошном белом круизном судне, буксируемом, однако, наподобие наших волжских бурлаков, толпой турецких моряков. В декорациях (сценограф Кристиан Фенуйа) присутствуют все атрибуты итальянской жизни - траттория, спагетти, классические автомобили.

Исполнительница роли Фиориллы польское сопрано Александра Курзак – изящная, красивая «итальянка» в элегантном платье, с ярко накрашенными губами. Дерзкая, сексапильная, она просто сводит с ума. И вы бы слышали, как отреагировал зал во второй вечер на появление на сцене директора оперы Каспера Хольтена (а он всегда лично извещает об изменениях в составах), сообщившего нам, что у Александра подхватила инфекцию (гул разочарований)… однако, продолжил Хольтен, несмотря на это, петь она будет (и теперь уже раздался гул одобрения), но – имейте же снисхождение, если вдруг…

Но даже при том, что Александра была не совсем здоровой и чувствовалось, что она пела не в полную силу, она доставила, как всегда, необычайное наслаждение, особенно исполнением труднейших арий, ее мягкое сопрано справляется со всеми колоратурными украшениями, «прыжками и каскадами» нот, казалось бы, без особых усилий.

Ильдебрандо Д'Арканджело (турок Селим) – образец знойного чванства – звучит также превосходно, а вместе они составили весьма примечательную пару.

Непревзойденный исполнитель итальянских комических опер Алессандро Корбелли (обманутый, неуклюжий старый Джеронио), а также британский певец Томас Аллен (поэт Просдочимо), «подглядывающий» за жизнью, дабы найти сюжет для своего опуса, – эти два баритона старой школы показали мастер-класс того, как нужно «держать» сцену и зал.

Громкий тенор Барри Бэнкса звучал не совсем чисто при исполнении быстрых пассажей, однако это как-то вполне соответствовало облику Нарчизо. Молодые певцы из программы Jetter Parker Young Artists Рэчел Келли (Зайда) и Луис Гомес (Албазар), отлично справились со своими ролями.

Оркестр под управлением Эвелино Пидо, исполнил увертюрю не очень впечатляюще, однако с началом действия оркестр заиграл бодрее, особенно в эпизодах «обманутый муж - неверная жена», хотя все-таки хочется верить, что сверкающую, пленяющуюся музыку Россини можно было интерпретировать изящнее, игривее.

Удивительно, но тринадцатая по счету опера Россини, которому в момент написания исполнилось только 22 года, никогда не была особенно популярной, а в конце 19-го века вообще исчезла из репертуаров театров. Опера вернулась на сцену в октябре 1950 года, когда Висконти поставил «Турка в Италии» специально для Марии Каллас, мечтавшей в этот момент своего творчества о комической роли. Успех оперы был впечатляющий, и с тех пор театры возвращаются к ней регулярно. И вполне резонно. В этой постановке - столько юмора, сарказма, иронии, в то же время – столько свежести, красок, теплоты, какой-то неудержимой искрящейся яркости, что, по-видимому, и должно присутствовать в опере буфф. Веселенький получился вечер!

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ковент-Гарден

Театры и фестивали

Турок в Италии

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ