Владимир Васильев – истинно русский художник от музыки, известный не только как выдающийся блистательный танцовщик, посвятивший свою жизнь служению балетной сцене Большого театра России. Известен он и как хореограф, и как оперный режиссер, и как постановщик, всегда тяготевший к синкретике музыкально-театральных жанров. Достаточно вспомнить его замечательный спектакль «О Моцарт, Моцарт» в Новой опере Колобова, который живет уже 20 лет. Это и послужило причиной того, что разговор о его 75-летнем юбилее стал возможен и на страницах оперного интернет-журнала. Поводом для него явилось событие, состоявшееся на Исторической сцене Большого театра 18 апреля сего года в день рождения мастера. В этот вечер Владимир Васильев представил в Москве свою новую постановку «Dona nobis pacem» («Даруй нам мир»).
В основе спектакля – музыкальный материал Мессы си минор Баха, а его название – первые строки заключительного хора. Захватив своей образно-философской символичностью, заполнив зрительское и слушательское сознание ощущением вечности, постановка вобрала в себя музыку, кажется, и созданную на века. Она открыла величественные хоровые страницы, представила восхитительные арии, продуманно тонкую, взывающую к эстетическим раздумьям хореографию, предусмотрела ряд мизансценических решений, связующих воедино весь каркас синкретического действа, а также обнаружила свежие, неожиданно смелые, но точно бьющие в цель инновационные формы сценографического осмысления театрального пространства. Поразительно мощный, поистине космический эффект общего визуального восприятия постановки во многом оказался таковым благодаря использованию в ней видеопроекционных компьютерной технологий, создающих эффекты реалистичной трехмерной графики.
Премьера этого спектакля за несколько дней до показа в Москве (14 и 15 апреля) состоялась на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля на базе его хора, оркестра, артистов и солистов балета (лишь солисты-певцы были в нем приглашенными). Реализовать такой, без сомнения, амбиционный проект стало возможным благодаря инициативе и целеустремленности директора театра Рауфаля Мухаметзянова. В истории как Казанской оперы, так и Большого театра этот случай, похоже, беспрецедентен. Как показали московские впечатления, эта большая игра действительно стоила музыкальных «свеч»! Итак, идея, постановка и хореография проекта принадлежат Владимиру Васильеву. Ее музыкальный руководитель – маэстро из Нидерландов Винсент де Корт (ассистент дирижера – итальянец Алессандро Биччи, хормейстер – Любовь Дразнина).
Замечательную сценографию в виде архитектурной загадки торжественно-монументального космического пантеона, только посвященного, кажется, не всем богам и религиям, а самому вселенскому мирозданию, предложил Виктор Герасименко. Ее наполнение визуально-художественными образами и смыслами на основе удивительно универсальной символики рисунков Светланы Богатырь (Франция) осуществил дизайнер компьютерной графики Даниил Герасименко. Его идейным союзником на этом поприще стал художник по свету Айвар Салихов. Художник по костюмам Татьяна Артамонова балетную составляющую спектакля, которой было отдано всё обширное – за счет перекрытия оркестровой ямы – пространство авансцены перед оркестром, погрузила в стихию возвышенно белого. В спектакле оказались заняты как совсем юные пластические персонажи (мальчик и девочка как образы-символы начала, истока), так и шесть ведущих солистов балета, составивших три пары (Кристина Андреева и Михаил Тимаев, Мидори Тэрада и Коя Окава, Аманда Гомес и Антон Полодюк).
Хористов, расположившихся по бокам сценического подиума, водруженного сразу же за оркестром, облачили в бежевые балахоны из ткани с расцветкой из нот, а оркестрантов, рассаженных по бокам сцены у подножия этого подиума, одели в темную униформу. Певцы-солисты, участвовавшие в фигурациях сценического движения как обособленно, так и в единой «визуальной симфонии» с артистами балета, выходя на сцену в античных хитонах, невольно ассоциировались с актерами высокой древнегреческой трагедии. Но на сей раз постановка, вобрав в себя и трагедию человека, и его радость, и боль, и успокоение в вечности, раскрывала через музыкальные баховские формулы латинского канона внутренний мир человека, его духовный космос с позиций широты и необъятности именно русской души: Владимир Васильев и на сей раз остался верен кредо русского художника, поэта-философа и гражданина своей страны.
В спектакле использована не вся музыка Мессы: он весьма компактен (45 минут – первый акт, 35 минут – второй). Однако все основные сольные номера (арии и дуэты) остались на своих местах. Постепенно проникаясь их медитативным воздействием, которое, накапливаясь по ходу спектакля, с каждым его новым тактом начинает забирать тебя всё больше и больше, понимаешь, что возможно, сначала и вправду была музыка. Лишь затем пришло слово, движение, любовь и хрупкая гармония человечества, непрестанно подвергаемая испытаниям и катаклизмам, но всегда непременно возрождающаяся на каждом новом витке. Именно об этом и думаешь, когда внимаешь «трепетным струнам» прекрасных голосов солистов – сопрано Эмилии Ивановой (Болгария), меццо-сопрано Агунды Кулаевой, тенора Алексея Татаринцева и баса Максима Кузьмина-Караваева. Их ансамбль поистине великолепен! Об этом же думаешь, и когда слышишь оркестр и хор под бережно чутким и тонким управлением Винсента де Корта…
Пожалуй, и добавлять к сказанному больше ничего не надо, чтобы суетой лишних слов не снизить впечатления от высокого искусства.
Большой театр, Татарский театр оперы и балета
Театры и фестивали
Персоналии
Произведения