«Песнь торжества» – такое название получил фестиваль, которым в Самарском академическом театре оперы и балета отметили 70-летний юбилей Великой Победы. Фестиваль проходил на сцене театра с 15 по 25 апреля. Это совместный проект Самарского и Большого театров, напомнивший об одной из самых памятных и значительных страниц в истории культуры Самары, тогда Куйбышева – «запасной столицы» страны, где с октября 1941 по сентябрь 1943 года находился в эвакуации Большой театр СССР.
Несмотря на колоссальные трудности военного лихолетья, Большой театр жил в Куйбышеве полнокровной творческой жизнью. Один за другим восстанавливались спектакли текущего репертуара, готовились новые постановки, а концертные бригады театра ежедневно выступали в воинских частях, госпиталях и на предприятиях города.
В числе тех, кто был в то время в труппе Большого театра, мастера, составившие славу советского музыкального, вокального и балетного искусства. Это дирижеры Самуил Самосуд и Александр Мелик-Пашаев, певцы Максим Михайлов и Иван Козловский, Валерия Барсова и Надежда Обухова, Марк Рейзен и Пантелеймон Норцов, Мария Максакова и начинавшая именно в Куйбышеве в 1930-е годы свою оперную карьеру Наталья Шпиллер, танцовщики Ольга Лепешинская и Марина Семенова, Асаф Мессерер и Петр Гусев и многие другие артисты.
В эвакуацию в Куйбышев прибыли более шестисот сотрудников Большого театра, значительную часть которых разместили в переоборудованных в общежития школах. Из уст великой балерины народной артистки СССР Ольги Лепешинской спустя много лет автору этих строк довелось услышать следующее: «Как забыть тот страшный сорок первый год, когда отчаяние заполонило сердце. Большой театр приехал в Куйбышев, чтобы работать. Только так мы могли ответить на происходящее вокруг - это было наше глубокое убеждение. Нам создали все условия. Было очень сложно и трудно, но хлеб к обеду у нас был всегда, и об этом мы, старшее поколение, вспоминаем с глубокой благодарностью. Наши мамы были гардеробщицами и билетерами, выполняли в театре любую работу. Помню, как однажды они волокли на коврике «действующее лицо» балета «Дон Кихот» – непокорного осла, который отчаянно сопротивлялся и не желал идти по паркетному полу. В моей квартире, находившейся на первом этаже больницы, была горячая вода, и ко мне на неделю вперед выстраивалась очередь: наши артисты жили в здании школы по несколько семей в одной разделенной одеялами комнате. О горячей воде там, конечно же, не могло и быть речи…».
Первый концерт артистов Большого театра состоялся 6 ноября 1941 года, а первый спектакль – «Травиата» - 11 декабря, когда в Куйбышев пришли из Москвы декорации и костюмы. Спектакли главного театра страны проходили на аншлагах. Особой популярностью пользовались оперы «Иван Сусанин», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Дон Кихот» и «Алые паруса». Осуществленные театром в Куйбышеве премьерные постановки опер «Черевички» Чайковского и «Вильгельм Телль» Россини были отмечены Сталинскими премиями.
О необыкновенной силе воздействия спектаклей Большого театра на зрителей свидетельствует вспоминание артистки хора Татьяны Державиной: «Однажды в последнем действии «Ивана Сусанина», когда Максим Дормидонтович Михайлов пел предсмертную арию Сусанина, по мосткам, переброшенным из зрительного зала, на сцену поднялся военный и расстегнул кобуру, чтобы уничтожить иноземных убийц и спасти русского патриота. Хорошо, что рабочие сцены успели вовремя успокоить офицера».
А 5 марта 1942 года в Куйбышеве произошло событие мирового масштаба: в исполнении оркестра Большого театра под управлением Самуила Самосуда впервые была исполнена Седьмая – «Ленинградская» – симфония Дмитрия Шостаковича. Работу над этим сочинением композитор начал в родном Ленинграде, однако завершил его уже находясь в эвакуации в Куйбышеве. На титульном листе партитуры сделанная его рукой надпись: «Посвящается городу Ленинграду. Дмитрий Шостакович», а на последнем: «27.XII.1941. г. Куйбышев».
В это же время в городе не прекращал работать и Куйбышевский театр оперы и балета, который был объединен с местным театром музыкальной комедии.
Военные годы положили начало прочным творческим связям Большого театра с Куйбышевом – Самарой. Солисты Большого регулярно выступают на самарских подмостках в оперных и балетных спектаклях. В честь 50-летия Победы в Самаре прошел фестиваль «Звезды Большого театра» с участием ведущих мастеров его труппы, а спустя десятилетие, в канун празднования 60-летия Победы Большой театр приехал в Самару практически в полном составе. В его гастрольной афише были опера «Борис Годунов», а также балет «Светлый ручей» и «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. В преддверии гастролей тогдашний директор театра Анатолий Иксанов в интервью автору этих строк особо подчеркнул: «Гастроли в Самаре – это знак благодарности Большого театра жителям города за то, что в самые трудные для страны и театра годы наш коллектив был принят, обласкан в Куйбышеве, где ему была предоставлена возможность работать, творить. Иными словами, Куйбышев спас Большой театр во время войны».
Практически все названия оперных и балетных спектаклей, которые вошли в афишу нынешнего фестиваля «Песнь торжества» и в программу открывшего его гала-концерта, явились напоминанием о куйбышевском репертуаре Большого театра и местного театра оперы, балета и музыкальной комедии в далекие военные годы. Именно поэтому в фестивальной афише присутствовали балет «Тщетная предосторожность» и опера «Снегурочка», шедшие тогда на сцене Большого и местного театров соответственно. Были показаны также оперы «Князь Игорь» и «Борис Годунов» – одни из лучших спектаклей русской оперной классики в репертуаре самарского театра.
Что бы там ни было, а о юбилейном фестивале, в котором приняли участие солисты Большого театра, стоит поговорить прежде всего как о факте искусства.
Наиболее полную картину оперно-балетной панорамы Куйбышева 1941-1943 годов представил гала-концерт «По страницам спектаклей военных лет». Ввиду обилия включенных в программу концерта жанров он превратился в пестрый калейдоскоп фрагментов из опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иван Сусанин», «Царская невеста», «Вильгельм Телль», «Травиата», «Аида» и «Кармен», оперетт «Сильва», «Баядера» и «Перикола», балетов «Лебединое озеро» и «Дон Кихот». Все это режиссер Михаил Панджавидзе попытался соединить в некое целостное театрализованное действо, в котором практически каждый из фрагментов шел в специально подобранных сценическом оформлении и костюмах.
Главные фестивальные ожидания не случайно были связаны со столичными гостями: ведь труппе работавшего в Куйбышеве в военную пору Большого театра было целое созвездие великих исполнителей. Далее речь пойдет только об оперных спектаклях фестиваля и фрагментах из опер, включенных в программу концерта открытия, так как балетный жанр был представлен исключительно артистами самарской труппы
Каждому из гостей предстояло не только спеть свою партию, но и вписаться в режиссерскую концепцию постановки. В наибольшей степени это удалось артистам, выступавшим в целостных спектаклях. Что же касается недостаточно, по-видимому, отрепетированных театрализованных фрагментов, для исполнения которых требуется немалая толика актерского таланта и фантазии, то часть из них выглядела откровенно сыро. Создалось впечатление, что для некоторых солистов более уместным было бы исполнение их номеров в концертном варианте.
Это относится прежде всего к солисту Большого театра Андрею Григорьеву, насыщенный баритон которого на этот раз был лишен легкости и изящества звучания, столь необходимых для россиниевского Фигаро. К тому же Григорьеву явно не хватило чисто актерских приемов для представления веселого и разбитного плута-цирюльника. Не лучше выглядел и Онегин Григорьева: ему недоставало живых эмоций, внутреннего благородства и светскости манер, без которых какой же это пушкинский герой. Значительно эффектнее в этих фрагментах выглядели партнеры Григорьева самарские певицы Ирина Янцева – Розина и Татьяна Ларина – Татьяна.
Солистка Большого театра Ирина Долженко, обладающая крепким меццо-сопрано полного диапазона, уверенно провела требующие большой эмоциональной отдачи сцены судилища – одну из центральных для ее персонажа Амнерис в вердиевской «Аиде», и заключительную сцену из оперы Бизе «Кармен».
Из столичных гостей наибольшее впечатление произвел находящийся в расцвете сил лирико-драматический тенор Олег Долгов, у которого прекрасные вокальные данные сочетаются с незаурядным актерским талантом. Певец сумел создать психологически достоверные вокально-сценические образы Германа во 2-й картине «Пиковой дамы» (Комната Лизы») и Хозе в заключительной сцене из «Кармен». Долгову повезло с партнерами: приглашенной солисткой Самарской оперы Ириной Крикуновой – Лизой и Ириной Долженко – Кармен.
Стоит отметить, что самарские солисты – участники концерта открытия фестиваля за редким исключением практически не уступали столичным артистам. К названным можно добавить Татьяну Гайворонскую – Виолетту в сцене из первого акта «Травиаты», Василия Святкина – Грязного во фрагментах из «Царской невесты» и Евгению Тенякову, исполнившую сцену опьянения Периколы из одноименной оперетты Оффенбаха.
В «Князе Игоре» гости участвовали в одной единственной сцене половецкого табора. Партию Кончаковны ярко исполнила солистка Большого театра Светлана Шилова, а партию Кончака – хорошо знакомый самарцам в том числе и по выступлениям в этом спектакле солист Азербайджанской оперы Али Аскеров.
Кульминацией фестиваля стал завершивший его программу «Борис Годунов». У этого спектакля – одного из первых, поставленных в 2012 году на обновленной сцене Самарской оперы, непростая судьба. В процессе работы над ним в постановочной группе случилось несколько перемен, вследствие чего режиссер-постановщик Нина Чусова, впервые взявшаяся за столь масштабную оперную постановку, должна была приспосабливаться к уже готовому, основанному на новых технологиях оформлению художника Павла Каплевича. Недавно покинувшему самарский театр дирижеру-постановщику «Бориса Годунова» Виктору Куликову удалось добиться в целом достойного, гибкого звучания оркестра. Однако свойственная этому дирижеру сдержанная академическая манера не всегда способствовала достаточному эмоциональному тонусу действия.
За пультом фестивального «Бориса Годунова» впервые довелось увидеть музыкального руководителя и главного дирижера театра Александра Анисимова, под управлением которого спектакль обрел свежее дыхание и масштаб. Энергетика маэстро не только передалась музыкантам оркестра, звучание которого обрело особую широту и масштаб, но, как бы выплеснувшись из оркестровой ямы на сцену, увлекла исполнителей и придала спектаклю желанный эмоциональный тонус.
По прошествии трех лет в «Борисе Годунове», несмотря на ряд вводов, сохранились все без исключения предложенные режиссером-постановщиком нюансы и акценты. Некоторые из них уже на первых премьерных показах спектакля показались не вполне логичными и оправданными с точки зрения соответствия музыкальным характеристикам персонажей, в числе которых и заглавный герой. Это тот случай, когда кое-какие изменения режиссерской трактовки характеров, а также построения мизансцен были бы вполне уместны.
В фестивальном спектакле в партии Марины Мнишек достаточно традиционной показалась солистка Большого театра Светлана Шилова, однако в вокальном отношении к ней нельзя предъявить каких-либо претензий.
В партии Бориса выступил почитаемый сегодня одним из лучших ее исполнителей Михаил Казаков. Окончивший Казанскую консерваторию, певец в начале нового века сделал блестящую карьеру и вскоре стал солистом Большого театра. Казаков был одним из самых молодых оперных Борисов Годуновых. В этой партии мне довелось его слышать неоднократно – на казанских Шаляпинских оперных фестивалях, а также во время гастролей Большого театра в Самаре в 2005 году. Мощный, красивого тембра бас-кантанте Казакова как нельзя лучше подходит для этой партии, однако тогда мне показалось, что он не продемонстрировал достаточной палитры драматических оттенков, а сценическому поведению артиста недоставало «матерости» для полнокровного воплощения коронной партии.
Борис Годунов, которого Михаил Казаков представил на нынешнем фестивале, оказался совсем иным. Артист создал образ впечатляющей психологической мощи, однако и в его пении, и в игре насторожила излишне форсированная манера. В тембре голоса Казакова преобладали краски, свойственные не басу, а чуть ли не баритону, что не характерно для исполнителей партии Годунова. Впрочем, это впечатление от одного отдельно взятого спектакля, который, возможно, был не лучшим у артиста.
Остается добавить, что логическим дополнением к юбилейному самарскому фестивалю стал прошедший 28 апреля в помещении Самарского оперного театра концерт XIV Московского пасхального фестиваля, на котором в исполнении оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Концерт транслировался в режиме online на многие зарубежные страны. Это исполнение маэстро Гергиев посвятил юбилею Великой Победы.
Куйбышев, 1942 год.
Исторические фото. Их негативы в начале 1990-х годов были предоставлены автору этих строк тогдашним директором музея Большого театра Валерием Зарубиным.
Фестиваль «Песнь торжества». Фото Елизаветы Суховой:
Большой театр, Самарский театр оперы и балета
Театры и фестивали
Валерий Гергиев, Михаил Казаков, Ольга Лепешинская, Михаил Панджавидзе
Персоналии
Произведения