Завершился абонемент № 147 Камерного зала Московской филармонии «Камерные оперы в Камерном зале» Яны Иваниловой, Дмитрия Синьковского и ансамбля «La Voce Strumentale». В апреле состоялся третий концерт абонемента, в котором прозвучала серената Алессандро Скарлатти «Il Giardino D’amore (Venera e Adonis)» («Сад любви» / «Венера и Адонис»). В первом концерте абонемента была исполнена серената старшего сына Алессандро Скарлатти – Пьетро Филиппо «Diana, Amore e Venere»; во втором – Рождественская кантата Антонио Кальдара «Amarilli Vezzosa».
Для тех, кто впервые столкнулся с этим жанром, сделаем небольшой исторический экскурс. Серената (не путать с серенадой) в XVII веке – жанр средний между кантатой и оперой, что-то вроде большой светской кантаты с элементами действия. Они были предназначены для исполнения вечером на открытом воздухе по какому-либо торжественному случаю и чаще всего были некостюмированными. Декорациями служили элементы парковой структуры. Серенаты использовали оперные музыкальные формы – арии и речитативы.
Инициатором этого абонемента и подобного в более ранних сезонах стал скрипач и контратенор Дмитрий Синьковский – художественный руководитель ансамбля «La voce strumentale». Он не является профессиональным певцом, основная его специализация – скрипач-аутентист. Музыканту, однако, стало тесно в рамках только инструментализма, и он занялся вокалом как контратенор.
Серената «Il Giardino D’amore (Venera e Adonis)» была и вокально, и инструментально исполнена очень качественно – и этим порадовала слушателей, коих собралось в Камерном зале «под завязку». В составе ансамбля в этом концерте выступили Мария Крестинская, Елена Давыдова, Светлана Рамазанова, Анна Янова (скрипкп); Александра Коренева (клавесин); Александр Гулин (виолончель), Леонид Гурьев (труба). Иногда скрипку брал и Синьковский.
Исполнение сопровождалось изысканным видеорядом, режиссёром которого была Оксана Новосад и титрами с русским переводом.
Мастерство, понимание стиля и вкус Яны Иваниловой особых доказательств не требуют. Хочу отдельно отметить безукоризненную чистоту интонации у обоих певцов. Успешное руководство ансамблем «Lа Voce Strumentale» также требует от его руководителя стилистической точности и вкуса.
Заметно, что вокал Синьковского от концерта к концерту улучшается. С каждым разом голос звучит всё увереннее. Кроме прекрасной подвижности и колоратуры, у него великолепная кантилена. Сегодня уже нет ощущения, что вокал – не основная специализация Синьковского. Так, в концерте Юлии Лежневой 7 октября 2014 г. на Новой сцене Большого театра, где он был заявлен только как скрипач и дирижёр, Дмитрий Синьковский блистательно выступил в дуэте с Лежневой в последнем бисе – дуэте «Vivo in Te, mio Caro Bene» из оперы Генделя «Тамерлан», не потерявшись на её фоне.
В серенате «Венера и Адонис» только два действующих лица. Посему вокальная нагрузка огромная. Первое отделение без увертюры длится примерно 28 минут, второе – 26 минут. И здесь, в отличие от концертов, исполнением оперных увертюр не дают возможности отдохнуть певцам. Правда, отделение приходится прерывать технической паузой для настройки инструментов: в зале постепенно повышается температура и влажность, и в таком маленьком помещении это заметно влияет на строй инструментов с жильными струнами.
И ещё одну особенность исполнителей я бы отметил особо. Это ритмическая свобода – и у вокалистов, и у инструменталистов. Так, увертюрой к серенате стало семиминутное соло клавесина, блестяще исполненное Александрой Кореневой. Клавесин, как известно, по своей природе имеет несколько фиксированных динамических оттенков. Индивидуальность и мастерство клавесиниста проявляется в варьировании ритмических рисунков. За счёт разнообразия ритмов Коренева сумела сделать интересными многочисленные повторы, заложенные в нотном тексте. Столь длительное соло клавесина было бы откровенно скучным, если бы не изысканная игра ритмами. На бис повторили финал серенаты.
Этот абонемент существует в Московской филармонии уже не первый сезон – и постоянно собирает полный Камерный зал. У него сложилась своя публика. Судя по интересу слушателей, эта программа легко собрала бы Малый или Рахманиновский зал консерватории, где акустика лучше и было бы комфортнее слушать такие произведения.
Однако вместо этого в сезоне 2015/2016 гг. такой абонемент в Московской филармонии отсутствует вовсе. Вместо того, что чтобы помогать своим контратенорам, мы будем приглашать второсортных или сходящих со сцены зарубежных. Воистину нет пророка в своём отечестве.
Дмитрий Синьковский – родился в Москве. Окончил школу и Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (1999), оркестровый факультет Московской консерватории по классу скрипки профессора А. П. Кирова (2005) и аспирантуру по классу камерного ансамбля профессора А. Б. Любимова (2008). Историческим исполнительством начал заниматься ещё в училище под руководством Марии Леонхардт. В дальнейшем участвовал в сольных и камерных мастер-классах таких исполнителей какТомас Цеетмайер, Сигизвальд Кёйкен, Рио Терракадо, Роджер Норрингтон, Андреас Штайер и других знаменитых музыкантов. Вдохновителем музыканта на пути в мир барокко, а также его становлением как личности в целом, так и артиста в частности, послужило знакомство и сотрудничество с Тревором Пинноком, клавесинистом и дирижёром.
Вокалом Дмитрий Синьковcкий занимается с 2008 года с Яной Иваниловой и контратенором Майклом Чансом. Записывается на лейбле «Сaro Mitis». Лауреат многих престижных международных конкурсов, регулярно приглашается в качестве концертмейстера оркестров и ансамблей: «Il Complesso barocco» (Alan Curtis, Италия), «Collegium Marianum» (Jana Semeradova, Чехия), «The Harmony of Nations» (Elisabeth Baumer, Австрия), «Bizzarie Armoniche» (Elena Russo, Italy), «Capriola Di Gioia» (Bart Naessens, Бельгия), «Barocksolisten Munchen» (Dorothea Seel, Германия), «La Claudiana» (Luca Pianca, Италия), «Musica Antiqua Roma» (Riccardo Minasi, Италия), «Il Giardino armonico» (Giovanni Antonini, Италия). Он также один из лидеров российского оркестра «Pratum Integrum».
Ансамбль «Lа Voce Strumentale», основанный Дмитрием Синьковским в 2011 году, объединяет молодых музыкантов, занимающихся историческим исполнительством. В репертуаре ансамбля в основном произведения XVII-XVIII веков. В зависимости от произведений, состав варьируется от двух солистов до целого оркестра. В этих программах часто поёт и Яна Иванилова.