Что может быть лучше английского юмора?!

«Пензанские пираты» в АНО

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент
И в заключение хочу сказать: я не встречала ни у одного народа так много разных типов юмора – у англичан их более двадцати – сухой, жёсткий, иронический, наивный, пародийный и т. д., и конечно же черный, – присутствие которого (не только черного) не подчеркивалось бы, особенно, например, в личных характеристиках. То есть, человек без юмора здесь как бы второго сорта, как сказали бы французы – «не комильфо». Даже работодатели, принимая на работу, интересуются наличием чувства юмора у своего подчинённого.

«С вялой, иногда появляющейся на губах улыбкой, я сидел, ошеломлённый, не понимая, как это взрослые мужчины и женщины в 21-м веке нашли время для этой безвкусной и затхлой оперетки, как это воспринималось мною, хотя вокруг меня зрители смеялись, хохотали, приветствовали, хлопали» (Из рецензии английского критика).

Но… не верьте написанному, и, если вдруг вы в Лондоне, то загляните в Английскую Национальную Оперу – там сейчас идет та самая «безвкусная», но на самом деле -зажигательная, оптимистичная, комическая опера «Пензанские пираты» двух сэров - композитора Артура Салливана и драматурга Уильяма Гилберта (в Англии их часто величают G&S – прим. ред.), создавших дуэтом четырнадцать комических опер. Об одной из них – «Микадо» – мы уже писали. И вот сейчас – «Пензанские пираты». Ничто лучше не может передать натуру англичан, как эти комические оперы, и если вам действительно любопытно узнать, кто же они, эти «холодные и чванливые» англичане, как они много и с удовольствием смеются над собой, как они обожают юмор, то лучшего пособия понять натуру англичанина вряд ли можно найти.

Постановка интерпретируется весьма традиционно, и именно так, как Гилберт сам бы хотел видеть свой опус на сцене театра. Костюмы викторианской эпохи, никто не оголяется, не снимает штаны, имитируя оголтелый секс, и либретто интерпретируется без лишних пошлостей и дополнений. Нет подтекстов, которые были бы домыслены режиссером. Постановщик Майкл Ли я бы даже сказала с любовью относится к стилю Гилберта и Салливана, не производя никакого насилия над оригиналом! Героини оперы – девушки –идеальные викторианские девы в шелках пастельных тонов. Полиция с дубинками – типичная картинка трусливых неуклюжих бобби (не путать с современной полицией, которая только что раскрыла преступление века – ограбление ювелирного салона). Независимая сатира, которая возможно, была достаточно неудобна в 1879 году, в настоящее время - не больнее укуса комара. Но – происходящее на сцене достаточно причудливо, мило и по-английски просто и комфортно.

Декорации выполнены в ярких цветовых красках и в стиле минимализма (сценограф – Элисон Читти ). Представьте, что вы смотрите в береговой бинокль и видите огромный круг, выполненный, однако, посредине огромного синего полотна-панели, плотно закрывающего всю сцену. И тут в поле зрения (бинокля), а по сути – в левой, дальней части этой огромной округлости появляется красный пиратский корабль, который бодренько пришвартовывается, вписавшись аккурат в этот огромное «О», носом корабля «въехав» как бы по эту стороны круга, оставив корму – по ту. На берег высаживается главный герой этой истории Фредерик – грустный молодой человек двадцати одного года – в свой день рождения. Зритель узнает перипетии его жизни. Оказывается, его нянька, воспитывавшая его много лет назад, и перепутавшая два похожих английских слова – пилот и пират, в итоге определила его в пираты до 21-го года. А он-то мечтал летать, он-то хотел стать пилотом!

Распростившись со своим молодым другом, две дюжины морских разбойников вскарабкиваются по веревочной лестнице на корабль, и он так же ретивенько, как прибыл, отбывает.

Фредерик свободен и может соединиться с возлюбленной Мэйбл – одной из двух дочерей генерала Стенли. Но, как выяснилось, ненадолго. Пираты возвращаются в Пензанс, чтобы «обрадовать» Фредерика: ему придется – по контракту – оставаться с ними до своих 84 лет! Дело в том, что он родился в високосный год, 29 февраля, таким образом, отмечая свой день рождения один раз в четыре года – на радость состарившейся опекунши, не желающей расставаться со своим любимцем – Фредерику придется пиратствовать до седых волос, ведь в условии контракта написано – 21 реальный день рожденья!

Очень абсурдно, смешно, весело, легко, вкусно! Это – успех! Кстати, Пензанс существует и поныне. Это городок на самом кончике юго-западного побережья Англии, омываемого Английским каналом (мы знаем его как Ла Манш) - словом, там же, где находится «Конец английской Земли» (Land’s End). Так что теоретически появление пиратов там могло иметь место.

Итак, «Пензанские пираты» - суперпопулярны, и это очень кстати для Английской Национальной оперы, переживающей сейчас не лучшие финансовые времена. Сорок тысяч билетов на шестнадцать спектаклей «Пиратов», верю, будут раскуплены! Тем более, что не только постановка – хороша, но и актерский состав - просто образцовый.

Джошуа Блум – король пиратов, на самом деле чванливый и большой ребенок, обладает внушительным басом. Меццо-сопрано Ребекка де Понт Дэвис - прислуга по имени Рут и бывшая няня Фредерика – тощая, страшненькая, с огромными круглыми глазами, кстати, была единственной женщиной на корабле, которую вся команда воспринимала и молодой, и красивой… до той поры, пока они не встретили в Пензансе действительно молодых и действительно красивых барышень. Но пение ее – спутать невозможно, она покоряла зал всякий раз, выходя на сцену.

Клаудиа Бойл в роли невинной, чистой, но дерзкой Мэйбл, исполняет колоратуры с беспечной легкостью, в то время как сопрано Сорайя Мафи очаровывает зрителя наивностью и свежестью в роли ее младшей сестры Эдит, а также искренностью пения. Тенор Роберт Мюррей демонстрирует универсальные голосовые данные. Его Фредерик, обнаружив милых существ противоположного пола, и попав в надежные и изящные ручки Мэйбл, быстро превращается из неуклюжего мужлана в элегантного молодого джентльмена.

Баритон Эндрю Шор как генерал-майор и отец многочисленного семейства, смог создать комический образ - великолепный, яркий, с характером, но, к сожалению, исполнение им веселых шаловливых песен-скороговорок, которые должны выглядеть легкими и очень подвижными, было несколько тяжеловатым. Джонатан Лемэлу как сержант полиции – с его невозмутимо мрачными скпетическими предсказаниями типа «Чем бы преступник не занимался…» – был выше всех похвал. Отличную поддержку солисты получили от хора, хористы пели великолепно.

Дирижер Дэвид Пэрри с оркестром Английской Национальной оперы играли музыку Салливана утонченно, возвышенно и чрезвычайно красиво.

И в заключение хочу сказать: я не встречала ни у одного народа так много разных типов юмора – у англичан их более двадцати – сухой, жёсткий, иронический, наивный, пародийный и т. д., и конечно же черный, – присутствие которого (не только черного) не подчеркивалось бы, особенно, например, в личных характеристиках. То есть, человек без юмора здесь как бы второго сорта, как сказали бы французы – «не комильфо». Даже работодатели, принимая на работу, интересуются наличием чувства юмора у своего подчинённого. Ну, в семье «не без урода», нашелся один – скучный и чванливый рецензент. Но тот факт, что с начала этого года, то есть всего за пять месяцев, «Пензанских разбойников» поставили во всем мире более сорока раз, и в том числе шесть постановок на больших профессиональных сценах, говорит сам за себя. Мы соскучились по чистому, искрометному веселому смеху.

На фото: сцена из спектакля

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ