В интерпретации каталонского режиссера Каликсто Биейто, чье имя английский зритель открыл для себя десять лет тому назад благодаря Английской Национальной опере на Эдинбургском фестивале, эта «Кармен» возобновляется второй раз. Изначально поставленная в 2010 году в Барселоне, она путешествует по всему свету: убедительная, динамичная и вызывающая Биейто, известный своими радикальными интерпретациями классических опер, поместил своих героев в эпоху последних лет правления Франко. Пустоты простых декораций Альфонса Флореса умело заполняются режиссером. А сама постановка, местами явно извращенная, каким-то образом проливает свет на природу этого явления, мрачно намекая на крайности человеческого поведения в каких определённых обстоятельствах.
Быть может, и не стоило возвращаться к этому спектаклю, если бы не совершенно иной и очаровательный состав.
На роль Кармен приглашена литовское меццо-сопрано Юстина Грингите, победительница международной оперной премии 2015 года. После окончания Литовской академии музыки и театра она училась в Уэльском королевском колледже музыки и драмы и в Национальной оперной студии в Лондоне. В 2011-13 годах была участницей Программы для молодых артистов Джетте Паркер Королевской оперы. Кармен на сцене АНО – ее дебют. Молодая певица и победительница года Грингите – сладострастная Кармен с чарующим зноем ее насыщенных тонов.
Тенор Эрик Катлер в роли мужественного Хозе обладает необычайно виртуозным голосом, безупречно беря все ноты и вкладывая много страсти в свое исполнение. На сцене он – просто ангел в сравнении с возбужденным взводом солдат, олицетворяющем по прихоти Биейто грубую природу мужской сексуальности.
Последний акт Грингите и Катлер исполнили чудесно. Финальная сцена оказалась страшной в своей правдивости и жестокости, вызвавшая всплеск зрительской симпатии к запутавшимся в своих страстях любовникам.
Прозрачное сопрано Элеоноры Деннис из Шотландии пытается придать очарование своей довольно неряшливой героине – Микаэле, в то время как Райан Лоис в роли Фраскиты и Клэр Преслэнд – стильная классная Мерседес – приковывают к себе внимание зала, и вполне заслуженно!
Великолепный хор Английской Национальной Оперы под руководством Мартина Фицпатрика покорил аудиторию, так же как и обезоруживающе раскрепощенная группа детей, без которых спектакль бы лишился колорита и красок реальности.
Дирижер сэр Ричард Армстронг, до 2005 года возглавлявший как музыкальный руководитель Шотландскую Национальную оперу, исполнил музыку Бизе с взволнованностью, и чувственной страстью.
Несмотря на неоднозначность постановки, этот спектакль на сцене АНО непременно стоит посмотреть.