Оглушительный провал скандального спектакля Александрова, «благополучно» снятого с афиши, побудил коллектив Новой оперы предпринять вторую попытку поставить «Пиковую даму» – знаковую оперу отечественного репертуара. Это достойное решение можно только приветствовать. Тем более, что новая постановка поручена дирижеру Юрию Симонову, которого не надо представлять, и режиссеру Вадиму Милкову, известному своей приверженностью к классической традиции в интерпретации оперных произведений, внимательному отношению к оригиналу, что совершенно не исключает наличия новаций и современных подходов к постановкам.
Вадим Милков – опытный мастер, ставивший спектакли в Большом театре еще в прошлом веке («Золото Рейна», «Юлий Цезарь», «Иван Сусанин», «Ифигения в Авлиде»), Мариинском театре («Сорочинская ярмарка»), на провинциальных российских сценах и за рубежом (в Латвии, Австрии, Германии, Финляндии, Венгрии).
В одном из интервью Милков, ссылаясь на заветы своего отца – выдающегося режиссера Георгия Товстоногова, – так озвучил свое творческое кредо: «Режиссура – профессия вторичная. Не второстепенная, а именно вторичная. То есть надо не себя выпячивать, а попытаться расшифровать авторский замысел. Когда режиссер начинает придумывать то, чего у автора нет, это всегда обречено на проигрыш. Хотя сейчас именно по такому пути предпочитают идти многие мои молодые коллеги. Это модно, но абсолютно бесперспективно».
Что ж, такой подход внушает надежду, что после александровского и додинского спектаклей мы, наконец, обретем в Москве более «вменяемую» «Пиковую даму», великое произведение Петра Ильича Чайковского, а не иллюстрацию к учебнику по психиатрии.
Премьера «Пиковой дамы» в постановке Юрия Симонова и Вадима Милкова состоится в конце следующего сезона – 17 мая 2016 года.
Предваряя открытие Фестиваля искусств «Вдохновение», на сцене Зеленого театра ВДНХ 25 июля прозвучит шедевр Джузеппе Верди – опера «Травиата» в постановке Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
«Опера опер», самая известная и самая популярная в мире опера «Травиата», будет исполнена солистами, хором и оркестром Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Музыкальный руководитель и дирижер – заслуженный артист России Феликс Коробов.
Трагическую историю любви Виолетты Валери и Альфреда Жермона зрителям представят блестящие солисты оперной труппы театра: Мария Пахарь (Виолетта Валери), Сергей Балашов (Альфред Жермон), Арсен Согомонян (Жорж Жермон) и другие, а также хор, который впервые будет участвовать в semi-stage постановке в Зеленом театре на ВДНХ, главный хормейстер Станислав Лыков.
Музцентрум-Орфей
31 июля и 1 августа 2015 года Московский музыкальный театр «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана на площади церкви Вознесения Господня в музее-заповеднике «Коломенское» представляет спектакль «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова.
Это второй опыт сотрудничества музея и театра по проведению оперных open-air. 9 августа 2014 года Московский музыкальный театр «Геликон-опера» представил, в рамках празднования двух дат: 175 лет со дня рождения композитора Модеста Петровича Мусоргского и 20-летию включения Церкви Вознесения в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО на площади Церкви Вознесения Господня в музее-усадьбе «Коломенское», спектакль «Борис Годунов» М. П. Мусоргского в редакции Д. Д. Шостаковича. Спектакль прошел с огромным успехом и вызвал большой общественный резонанс.
Учитывая большой интерес к проведению подобных мероприятий, в этом году музей принял решение увеличить количество зрительских мест на высоком берегу Москва-реки. В этом году партнером проекта станет копания «Росгосстрах», которая поможет в решении технических вопросов проекта.
Спектакль «Царская невеста» - это драма о страстной любви, обреченной на гибель в условиях жёсткой тоталитарной системы.
Освободив оперу от многолетнего налёта рутины и псевдопатриотического пафоса, Дмитрий Бертман вывел любовно-бытовую историю на уровень широких трагических обобщений и придал ей масштабность, свойственную драмам Шекспира и Расина, раскрыл путь, показывающий душу русского человека. Декорацией спектакля станет фасад памятника архитектуры – церкви Вознесения Господня.
Режиссёр-постановщик – народный артист РФ Дмитрий Бертман
Дирижёр – народный артист РФ Евгений Бражник
Художник по костюмам - заслуженный художник РФ Татьяна Тулубьева
Хореограф - Эдвальд Смирнов
Ассистент режиссёра – Илья Ильин
Действующие лица и исполнители:
Григорий Грязной – Пётр Морозов
Любаша - заслуженная артистка РФ Лариса Костюк
Марфа – Лидия Светозарова
Лыков – Вадим Летунов
Бомелий – Дмитрий Хромов
Дуняша – Ирина Рейнард
Собакин — заслуженный артист РФ Михаил Гужов
Малюта Скуратов – Дмитрий Скориков
Сабурова – Елена Михайленко
Царский истопник – Дмитрий Коротков
Сенная девушка – Екатерина Мязина
Звонарь – Андрей Орехов
Голос за сценой – Марина Фисунова
Хор и оркестр «Геликон-Опера».
Пресс-релиз театра
В Петербурге с 12 по 22 июля проходил 4-й Фестиваль на открытом воздухе «Опера всем». Художественный руководитель форума Фабио Мастранжело.
В программе фестиваля были представлены:
12 июля на Соборной площади Петропавловской крепости – «Мазепа» Чайковского. Дирижер Ф. Мастранжело, режиссер В. Высоцкий)
15 июля у театра «Мюзик-Холл» – «Турандот» Пуччини. Дирижер С. Стадлер, режиссер О.Мухортова).
18 июля в Царском селе – «Дон Жуан» Моцарта. Дирижер Ф. Мастранжело, режиссер В.Заржецкий.
22 июля в ЦПКиО им. Кирова на закрытии фестиваля – «Любовный напиток» Доницетти. Дирижер М. Паче, режиссер Э. Амромина.
25 июля в 16:30 в эфире радио «Орфей» – прямая трансляция спектакля открытия Байройтского фестиваля музыки Рихарда Вагнера.
Это очередной резонансный медиапроект, который ведущая российская радиостанция в сфере классической музыки осуществляет совместно с немецким медиахолдингом Deutsche Welle.
В этом году музыкальный мир отмечает 150 лет со дня премьеры оперы Вагнера «Тристан и Изольда» – возможно, самого знаменитого произведения великого композитора. Байройтский фестиваль откликнулся на эту дату новой постановкой «Тристана», которой откроется форум 25 июля 2015 года. За дирижерский пульт встанет прославленный немецкий маэстро Кристиан Тилеман, музыкальный руководитель фестиваля в Байройте. Режиссер спектакля – художественный руководитель фестиваля Катарина Вагнер.
Музцентрум-Орфей
Традиционный Международный конкурс Пласидо Доминго «Опералия» в этом году проводился в Лондоне. Финал состоялся 19 июля на сцене Ковент-Гардена и принес следующие результаты:
ЖЕНЩИНЫ:
1 приз – Лиз Дэвидсен (Норвегия), сопрано
2 приз – Хесан Пак (Южная Корея), сопрано
3 приз – Нолувуисо Мпофу (Южная Африка), сопрано
МУЖЧИНЫ:
1 приз – Иоан Хотеа (Румыния), тенор
2 приз – Даррен Пене Пати (Новая Зеландия), тенор
3 приз – Эдвард Паркс (США), баритон
ПРИЗЫ САРСУЭЛА:
Иоан Хотеа, тенор
Хесан Пак, сопрано
Российские певцы, неоднократно добивавшиеся успеха на этом престижном вокальном конкурсе, в этот раз в финал не пробились.
Начинается очередной фестиваль на Боденском озере в австрийском Брегенце. Он продлится целый месяц. В этом году в его разнообразной программе привлекают внимание два хита, две новых постановки – «Турандот» Пуччини и «Сказки Гофмана» Оффенбаха.
Последний шедевр Пуччини, которым 22 июля на Озерной сцене открывается фестиваль, поставил режиссер Марко Артуро Марели. В программе заявлены три дирижера – Паоло Кариньяни, Джузеппе Финци, Лоренцо Коладонато. Среди исполнителей заглавной партии Катрин Капплуш, Млада Худолей и Эрика Суннегорд.
Особенно интересна судьба последней. Выросшая в семье профессиональных оперных певцов и педагогов (ее отец, кстати, был одним из педагогов Биргит Нильсон), она многие годы жила в США, долго не могла найти себя, хотела танцевать, 18 лет работала официанткой. Лишь в 2004 году талант и мощный голос шведской певицы были оценены, и она дебютировала в Мальмё в «Турандот», после чего карьера певицы пошла резко вверх.
На следующий день 23 июля в Фестшпильхаузе состоится премьера «Сказок Гофмана» в постановке Штефана Херхайма. Дирижер Йоханнес Дебюс. В роли Гофмана – Даниэль Йоханссон.
Наш корреспондент Ирина Сорокина планирует посетить спектакли фестиваля и рассказать читателями о новых постановках.
Этим летом в Королевской опере практически нет перерыва, хотя основной репертуар сезона практически отыгран, включая концерт международного конкурса певцов Пласидо Доминго - «Опералия».
Но, тем не менее, на большой сцене и в Linbury Studio Theatre до конца июля и весь август будут представлены оперы современных композитов, балеты, а также Оркестр Buena Vista Social Club посетит Ковент-Гарден с программой «Касабланка». И практически весь сентябрь в рамках программы Deloitte Ignite будут проходить в чем-то уникальные представления лучших, музыкантов, танцоров, исполнителей, и между ними – даже уличных исполнителей!
Но по традиции Королевская опера предоставляет сцену также молодым певцам программы Jetter Parker Young Artists. В этом году это театрализованное, костюмированное представление под общим названием «Обручение и предательство» - с фрагментами из «Виндзорских проказниц» Николаи, «Симона Бокканегры» Верди, «Адрианы Лекуврёр» Чилеа, «Искателей жемчуга» Бизе, «Ромео и Джульетты» Гуно и «Осуждения Фауста» Берлиоза.
По материалам СМИ и пресс-релизам театров
Подготовили Е. Цодоков и Л. Яблокова («Королевский сезон завершается…»)