Год назад наш журнал рассказал о событии, анонсирующем появление в Москве еще одного музыкального фестиваля. Речь шла о летнем фестивале, который планировалось проводить в июле, и который впервые должен был состояться именно в этом году. Однако планы – планами, но реальная жизнь зачастую способна вносить свои объективные коррективы. Несмотря даже на самые прекрасные идеи и начинания – а идея нового фестиваля была действительно прекрасна! – от первоначальных планов, в силу возникших объективных обстоятельств, не преминувших заявить о себе на фоне общеизвестной финансово-экономической ситуации, пришлось, увы, отказаться.
Однако сама фестивальная идея не умерла, и ее инициатор Дмитрий Юровский, будущий художественный руководитель фестиваля, на перспективу своего творческого детища смотрит с явным оптимизмом: проект не отменяется, а лишь откладывается на один год. Программные установки фестиваля, у которого пока нет своего фирменного названия, и его музыкальная база – Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», в котором Дмитрий Юровский занимает пост главного дирижера, – остаются прежними. В пределах Москвы меняется лишь территориальная привязка: теперь фестиваль планируется проводить на музейно-выставочной базе Государственной Третьяковской галереи, играя концерты как в историческом здании в Лаврушинском переулке, так и в современной галерее на Крымском валу. Второй музейный адрес, естественно, будет предполагать и проведение массовых open-air мероприятий.
Именно этому и была посвящена презентация, состоявшаяся 1 июля в Зале Врубеля Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. О важности намеченных фестивальных планов собравшимся в зале журналистам, а также друзьям и спонсорам музея, рассказала его директор Зельфира Трегулова. Своими впечатлениями о предстоящем музыкальном форуме, теми чувствами, которые вызывает диалог музыки с великой русской культурой, застывшей в полотнах отечественных мастеров, экспонируемых Третьяковской галереей, поделился Дмитрий Юровский. Но лучше всего об этих чувствах рассказала сама музыка, исполнением которой он дирижировал, ведь в рамках презентации фестиваля обновленного формата состоялся и весьма интересный концерт – маленький да удаленький!
Итак, на сценическом подиуме Врубелевского зала расположился ансамбль солистов Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония», а за дирижерский пульт встал Дмитрий Юровский: в этот вечер он взял на себя также и роль ведущего. В год 175-летия со дня рождения П.И. Чайковского пройти мимо его имени было решительно невозможно, и поэтому концерт, в котором звучала музыка как русских, так и западноевропейских композиторов, вполне можно было назвать «Чайковский и вокруг него». В этот вечер мы услышали как чисто инструментальную, так и вокальную (оперную и романсовую) музыку. При этом важно отметить, что автором всех прозвучавших переложений-аранжировок для камерного состава оркестра выступил сам маэстро-дирижер.
Весьма необычными – и в этом был элемент подкупающей музыкальной новизны и свежести – предстали камерные оркестровые версии таких пьес, как «Andante amoroso» и «Трепак» из «Щелкунчика» Чайковского, «Лунное сияние» из «Каприччио» Рихарда Штрауса и увертюра к «Руслану и Людмиле» Глинки. Тенор Максим Пастер задушевно и проникновенно чувственно исполнил романс Булахова «Свидание», а также покорил зал каскадами рулад в популярнейшей неаполитанской песне «’O sole mio». Глеб Никольский, замечательный русский бас глубокой, поистине богатырской фактуры, представил патетически торжественную, психологически акцентированную интерпретацию романса Чайковского «Благословляю вас, леса».
Страстные волнения романса Чайковского «День ли царит» убедительно тонко сумела донести до публики сопрано Ольга Гурякова, а меццо-сопрано Елена Манистина стальной чеканной поступью своего голоса заставила пережить моменты высокого душевного подъема главной героини оперы Чайковского «Орлеанская дева» (прозвучала известнейшая ария Иоанны). Голоса обеих певиц музыкально изысканно слились затем в дуэте Лизы и Полины из «Пиковой дамы» Чайковского. Очень эффектно в тяжелом драматическом репертуаре Верди и Вагнера блеснула в этот вечер сопрано Любовь Стучевская. Мощную драматическую аффектацию в прорисовке музыкального портрета Леди Макбет, главной героини одной из ранних опер Верди, мы сполна смогли ощутить в арии «La luce langue».
В вокальном драматизме финальной сцены оперы Вагнера «Тристан и Изольда» – сцены смерти Изольды – уже закономерно ощущался и необъятный философский космос, ведь, как говорил сам Вагнер, смерть Изольды – вовсе не смерть, а ее трансформация – духовная, нравственная, устремленная к вечному свету. Точно так же и прозвучавшая знаменитая пьеса Сен-Санса «Лебедь» из цикла «Карнавал животных», которую мы привыкли называть «Умирающий лебедь» по ассоциации с бессмертной хореографической миниатюрой Михаила Фокина, на сей раз говорила языком музыки вовсе не об умирании. Эта музыка несла эстетически просветленное, жизнеутверждающее торжество гармонии, которой наполнена природа и всё наше земное мироздание.
«Лебедей»-музыкантов на этом концерте было двое, ведь названная пьеса Сен-Санса прозвучала в переложении для камерного оркестра и двух (!) солирующих виолончелей, над исполнением партий которых вдохновенно медитировали концертмейстер группы виолончелей оркестра «Русская филармония» Александр Забабуркин и сам маэстро Юровский. О своей первой музыкальной профессии дирижер вспоминает нечасто и виолончель берет в руки довольно редко, но когда это происходит, то нас всегда поджидают сюрпризы и самые настоящие музыкальные открытия.
Сюрприз удался и на этот раз, но будем надеяться, что новых сюрпризов с проведением фестиваля в следующем году не предвидится. Будем надеяться на то, что фестивальная перезагрузка, огласившая новый творческий «протокол о намерениях», на этот раз уж точно приведет к ожидаемому результату.
На фото: Государственная Третьяковская галерея