Наши в Лондоне

«Дон Жуан» в Ковент-Гардене

Дарья Денисова
Оперный обозреватель
Выступление Альбины Шагимуратовой в качестве Донны Анны запомнилось публике благодаря сильной драматической подаче образа, уверенности и энергичному вокальному исполнению. Она смогла добиться такого эффекта, что кабалетта «Non mi dir» прозвучала у нее очень естественно, без каких-либо усилий или напряжения, что под силу далеко не многим исполнительницам этой партии. В постановке Хольтена история Донны Анны не имеет однозначной трактовки: причастна ли она к любовным аферам Дон Жуана или она просто не смогла устоять перед его обаянием ввиду резкого контраста характеров между ним и Доном Оттавио?

После посредственной постановки «Идоменея», строгий и лаконичный «Дон Жуан» режиссера Каспера Хольтена, возобновленный Королевской оперой в этом году под руководством Эми Лейн, стала глотком свежего воздуха для всех любителей Моцарта. Первоклассное музыкальное исполнение, яркие дебюты – этим и не только запомнился зрителям нынешний спектакль в Ковент Гардене.

Кристофер Мальтман уже хорошо известен английской публике по своим выступлениям как в Королевском театре, так и в концертном зале Уигмор-Холл. Его исполнение главной партии в опере Моцарта отличает выразительность, музыкальность, богатство нюансов. Мальтман столь чарующе спел серенаду «Deh, vieni alla finestra», что, несомненно, сердце любой женщины не могло остаться к нему равнодушным. Возможно, в «Арии с шампанским» его голосу не хватало той энергетики, которая в ней требуется, но он с лихвой компенсировал этот недостаток за счет подвижности своего голоса, четкой дикции и яркой актерской игры на сцене.

«La ci darem la mano» в исполнении Мальтмана также является прекрасным примером музыкальности и ровного звуковедения. Наравне с ним в этом дуэте блистала очаровательная Юлия Лежнева в партии Церлины, для которой этот спектакль стал дебютом на Лондонской сцене. Молодая русская сопрано обладает всеми необходимыми качествами для ролей подобного плана – звонкие верхние ноты, мягкий тембр голоса, обаятельная внешность, игривость и жизнерадостность. Ее Церлина получилась абсолютно очаровательной.

Выступление Альбины Шагимуратовой в качестве Донны Анны запомнилось публике благодаря сильной драматической подаче образа, уверенности и энергичному вокальному исполнению. Она смогла добиться такого эффекта, что кабалетта «Non mi dir» прозвучала у нее очень естественно, без каких-либо усилий или напряжения, что под силу далеко не многим исполнительницам этой партии. В постановке Хольтена история Донны Анны не имеет однозначной трактовки: причастна ли она к любовным аферам Дон Жуана или она просто не смогла устоять перед его обаянием ввиду резкого контраста характеров между ним и Доном Оттавио?

Для Доротеи Рёшманн Донна Эльвира – одна из ее коронных партий. Ее страстная эмоциональная интерпретация как в вокальном, так и в драматическом аспектах как нельзя лучше подходит для этой роли. Но на первом спектакле этой серии она была не в лучшей форме - во время исполнения первой арии ей не хватало четкости в произношении текста и уже привычных нам оттенков звучания ее голоса. Но я не сомневаюсь, что по мере дальнейших выступлений в этой постановке ее пение станет во всех смыслах таким же убедительным, как ее актерская игра.

Алекс Эспозито был превосходным Лепорелло, он создал живой, запоминающийся образ и спел свою партию в истинно итальянским стиле. Эрик Халфварсон своим звучным объемным басом приковывал к себе внимание зала в роли Командора.

Как это ни странно, но впервые в Ковент-Гардене Роландо Виллазон исполнил партию Дона Оттавио. На сцене он отдавал всего себя этой роли. Виллазон изобразил Оттавио как отчаявшегося, но при этом исполненного благими намерениями человека. Мексиканский тенор ясно показал зрителям, что по части мужского обаяния его миловидному герою сложно тягаться с самоуверенным Дон Жуаном.

Оркестр под управлением Алена Альтиноглу превосходно справился со своей задачей, акцентируя внимание на легкости, элегантности и иронии, которые заложены Моцартом в этой партитуре, при этом в нужный момент не забывая подчеркивать ее наиболее драматические моменты.

Постановка Каспера Хольтена скромная, элегантная и красивая. Главная декорация, разработанная художником Эс Девлин, представляет собой огромную белую коробку с множеством дверей и лестниц. На протяжении спектакля на этом коробе отображаются захватывающие видеопроекции дизайнера Люка Холлса, которые в совокупности со светорежиссурой Бруно Поета помогают создать нужную атмосферу, будь то интимная сцена соблазнения или шумное празднество.

В спектакле есть несколько моментов, которые вызывают у зрителя определенные вопросы, например, почему Анна отвечает взаимностью на объятья Дона Жуана и почему в сцене обильного ужина Дон почти ничего не ел. Но финал постановки сомнений точно не вызвал. С самого начала оперы режиссер дает нам понять, что высокомерие Дон Жуана отступает на второй план по сравнению с проблемой его одиночества. Поэтому вполне логично, что трагичный финал для этого антигероя – полная изоляция от окружающего мира. Возможно, кто-то пожелал бы увидеть другую концовку – например, как призраки бывших подружек героя приходят к нему перед смертью и раздирают его на части, но даже без этой мистики неброское завершение оперы, придуманное Хольтеном, производит нужный эффект.

Автор: Мелани Эскенази

Перевод с английского Дарьи Денисовой

Оригинал статьи →

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ковент-Гарден

Театры и фестивали

Дон Жуан

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ