Жоан Матабош: «Художественный руководитель театра должен уметь брать быка за рога»

Жоан Матабош: «Художественный руководитель театра должен уметь брать быка за рога»
Оперный обозреватель
Главная цель любой постановки – максимально передать смысл музыкального произведения, созданного композитором. Чтобы ее достичь используются различные приемы: текст, музыка, декорации, костюмы, свет, жестикуляция, хореография и другие. И я считаю, что любое исполнение, способствующее этой цели, допустимо и оправдано, а отход от передачи смысла можно рассматривать как предательство произведения. Важно не то, современная ли постановка или классическая, близка ли она к тексту или нет (например, перенесена в другое время или в какой-то иной контекст), а способствует ли она раскрытию замысла произведения и донесению его до публики. Подчеркиваю, важным я считаю не дословное следование тексту, а то, что с помощью этого текста выражается, какой смысл скрыт за ним. Очень часто можно слышать критику в адрес режиссеров, что они не уважают идею автора произведения. Согласен, если постановка не учитывает авторский замысел, это значит, что она не удалась. Но огромной ошибкой будет слепо следовать замечаниям и указаниям автора произведения, написанного в другую эпоху и для другой публики, для публики своего времени.

Интервью с худруком мадридского Королевского оперного театра

Когда появилась возможность взять интервью у художественного руководителя Королевского оперного театра Мадрида, мы не раздумывали. Испанская оперная жизнь довольно интенсивна и занимает далеко не последнее место в Европе. Наш интервьюер постарался задать Жоану Матабошу разнообразные вопросы, включающие в себя и животрепещущие проблемы современного оперного искусства. Насколько его ответы были конкретными и смогли удовлетворить читателя – решать им.

Прошло почти два года после назначения Жоана Матабоша художественным руководителем главной оперной сцены испанской столицы — El Real. Сменив на этом посту известного реформатора оперы, Жерара Мортье, скончавшегося после продолжительной болезни весной 2014 года, Матабош держится свободно и уверенно, и утверждает, что может приспособиться к нуждам и требованиям абсолютно любого коллектива. До этого, на протяжении почти двадцати лет он возглавлял главный театр Барселоны, «Лисеу», и, придя в мадридский оперный Колизей, сразу же обозначил свое видение развития театра. Сезон 2015-2016 годов подчинен претворению в жизнь трех обозначенных им направлений: расширение репертуара, привлечение к сотрудничеству наибольшего числа самых разных режиссеров (с целью «разнообразить эстетику театра») и постоянно совершенствовать качество вокальных и музыкальных данных исполнителей.

В эксклюзивном интервью для OperaNews.ru Жоан Матабош рассказывает о своем видении роли оперного режиссера, о трудностях, с которыми приходится сталкиваться художественному руководителю театра, о том, как изменился оперный мир за последние двадцать лет и продолжает ли опера быть элитарным искусством. Беседовала Ирина Булгакова.

Жоан, расскажите, с чего началась ваша карьера художественного руководителя?

Учиться музыке я начал с шести лет. Позже окончил консерваторию по классу фортепиано, вокала и гармонии, но, несмотря на это, всегда воспринимал музыку как игру и никогда серьезно не планировал карьеру профессионального музыканта. Еще в юношеские годы я начал заниматься журналистикой, какое-то время работал на телевидении и в печатных СМИ и параллельно писал произведения для отдела драматургии и режиссуры Театра «Лисеу». Так стали появляться контакты в сфере культуры и управления. На мой взгляд, для того, чтобы быть художественным руководителем театра наличие музыкального образования вовсе не является основным условием, но оно позволяет чувствовать себя более уверенно. Например, на кастингах знание партитуры мне помогает принимать решения.

Какие основные принципы лежат в основе вашего стиля управления театром?

Художественный руководитель должен всегда помнить о том, что служит на благо общества, что его работа способствует формированию и развитию его вкуса, благодаря соприкосновению с новыми и разнообразными произведениями. Думаю, что в творчестве, необходимо создавать взрыв, - именно тогда передается истинный замысел художника. Поэтому, художественный руководитель театра должен уметь брать быка за рога и периодически пополнять репертуар новыми постановками, не бояться нарушить устоявшиеся нормы.

В то же время, успешное развитие театра во многом зависит от структуры его финансирования. Такому театру как «Реал» просто необходимо иметь способность привлекать частных спонсоров, чтобы восполнить значительное сокращение государственного финансирования. Любая организация, занимающаяся культурой, и на содержание которой требуется как минимум тридцать процентов частных вложений, сколь бы креативной художественной идеей ни обладала, потерпит фиаско, если заблаговременно не позаботится о поддержании своей экономической базы.

Какой вы видите роль оперного режиссера – он должен в большей степени пытаться раскрыть оригинальный замысел композитора, или важнее внести в постановку дополнительные смыслы, актуальные для современной публики?

Главная цель любой постановки – максимально передать смысл музыкального произведения, созданного композитором. Чтобы ее достичь используются различные приемы: текст, музыка, декорации, костюмы, свет, жестикуляция, хореография и другие. И я считаю, что любое исполнение, способствующее этой цели, допустимо и оправдано, а отход от передачи смысла можно рассматривать как предательство произведения. Важно не то, современная ли постановка или классическая, близка ли она к тексту или нет (например, перенесена в другое время или в какой-то иной контекст), а способствует ли она раскрытию замысла произведения и донесению его до публики. Подчеркиваю, важным я считаю не дословное следование тексту, а то, что с помощью этого текста выражается, какой смысл скрыт за ним. Очень часто можно слышать критику в адрес режиссеров, что они не уважают идею автора произведения. Согласен, если постановка не учитывает авторский замысел, это значит, что она не удалась. Но огромной ошибкой будет слепо следовать замечаниям и указаниям автора произведения, написанного в другую эпоху и для другой публики, для публики своего времени. Повторюсь, то, что для любой постановки действительно важно – это не сам текст, а его смысл, суть того, что написано, и это то, что необходимо учитывать в первую очередь. Возможно, двести лет назад авторские уточнения и помогали воплощению идеи на сцене, но в настоящее время они во многом утратили свою силу и значение. Поэтому, я считаю, необходимо, чтобы режиссер интерпретировал произведение.

Бывает и так: постановка во всем следует за автором и его уточнениями, а при этом выходит что-то диаметрально противоположное, - произведение искажается, упрощается, становится банальным. В то же время, зачастую внесение определенных изменений (даже иногда радикальных и провокационных) может быть крайне необходимым для донесения до современной публики идейного мира произведения. Возвращаясь к вопросу, повторюсь: не нужно привносить новые смыслы, а пытаться донести «тот самый», авторский, замысел. И использовать для этого новые современные средства, понятные сегодняшней публике.

Каковы плюсы и минусы системы stagione, нынче распространенной по всему миру по сравнению с традиционным репертуарным театром прошлого?

Система stagione и система репертуарного театра очень различны между собой, и нельзя сказать, что одна является чем-то лучше или хуже другой. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Репертуарный театр позволяет более успешно включать оперу в культурную программу города, так сказать, “нормализует” присутствие оперы, имеет возможность предлагать спектакли за более доступные цены, а также создает лучшие условия для творческого роста молодых исполнителей. Слабой стороной этой системы является то, что при огромном числе спектаклей и большом масштабе производства зачастую поддерживать высокий уровень качества спектаклей становится практически невозможным. При системе stagione, возможно, постановка и не будет отличаться самым наивысшим качеством, хотя это только теоретически, так как всегда можно попытаться найти возможность готовить спектакль заблаговременно и с максимальной отдачей со стороны всего коллектива театра. На мой взгляд, основной негативной стороной данной системы является то, что подобные спектакли, как правило, перестают быть художественным театральным действом, наполненным высоким культурным смыслом, а превращаются в светские мероприятия, цены на которые, как правило, заоблачные. Так или иначе, все вышесказанное носит во многом обобщающий характер, поскольку имеются и яркие примеры обратного. Существуют как репертуарные театры, умеющие поддерживать высокое качество спектаклей, так и те, которые даже при небольшом количестве постановок, предлагают спектакли далеко не высшего качества. К тому же, сегодня многие театры предпочитают не работать, базируясь исключительно на какой-то одной модели. В настоящее время абсолютно реально работать по, так называемому, смешанному типу, который сочетает в себе элементы этих двух систем.

Можете вы как музыкант сказать, каково соотношение в опере роли дирижера и режиссера. Нет ли у вас сожаления, что времена властвования дирижеров, таких как Тосканини, Серафин, Караян, Фуртвенглер – прошли безвозвратно?

Очень важно сохранять память о прошлом, но я вовсе не думаю, что стоит сожалеть о прошедшем. Одно дело – знать и помнить, и совсем другое, – когда становишься заложником этой тоски. Тосканини, Серафин, Караян и Фуртвенглер были талантливейшими дирижерами, причем кто-то из них остался непонятым в свое время. Аналогичная ситуация происходит и сегодня, - ко многим из современных дирижеров истинное признание придет уже в последующем поколении, которое их сможет оценить по достоинству и, возможно, будет возводить на пьедестал. Как оперному театру, нам всегда необходимо помнить и чтить память тех легендарных личностей, многое сделавших для того, чтобы опера, как вид искусства, приобрела ту форму, в которой мы можем видеть ее сегодня. Но сожаления по тем временам - ни капли.

Как, на ваш взгляд, изменился оперный мир за последние двадцать лет?

Опера не может не претерпевать изменений, иначе она обречена на вымирание. Тем не менее, изменения бывают как позитивные, так и негативные, как это, например, происходит в случае с карьерой оперных исполнителей. Еще несколько лет назад карьера профессионального вокалиста создавалась последовательно. С вокальных конкурсов певцы попадали в различные европейские театры, постепенно формировали свой репертуар и, в определенный момент, созрев и добившись технического и артистического мастерства, некоторые становились оперными звездами первой величины. Сегодня молодые исполнители делают карьеру моментально, зачастую с местного конкурса сразу попадая на один из крупнейших международных оперных фестивалей. Проблема в том, что подобная карьера длится в среднем не более пяти лет.

Что важнее в опере – хороший вокал или артистизм? И каково состояние нынешнего оперного вокала? Есть ли имена, достойные великих мастеров прошлого – Каллас, Тебальди, Корелли, Бастианини, Альфредо Крауса?

Кто-то сказал, что для того, чтобы петь, также необходим и голос. И был абсолютно прав. Безусловно, хорошие голосовые данные – это превосходный исходный материал для начала карьеры оперного певца. Но, если отсутствует техника, способность выразить и донести, если нет способности понимать смысл произведения или работать в команде при создании спектакля, то даже самый исключительный голос может потерять свою значимость. Сегодня на оперном олимпе есть необыкновенные исполнители, не обладающие при этом идеальными вокальными данными. Как и есть те, кто не смог сделать карьеру и остался в стороне, имея при этом исключительный голос. Важно осознавать, что голос – это необходимое качество (я бы даже сказал преимущество), но далеко не единственное. Мой прогноз: к сожалению, строить серьезную, основательную карьеру (как Пласидо Доминго, например) с каждым разом будет все сложнее. В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с феноменом, когда молодые артисты начинают свою карьеру очень быстро, а длится она неимоверно мало. Я это называю «фаст фуд» в искусстве.

Скажите, что собой представляет El Real сегодня?

У Королевского Театра особая история. Он был открыт в 1850 году и являлся одним из самых главных театров Европы. Начиная с двадцатых годов прошлого века, театр закрыли из-за аварийного состояния здания. Лишь в 1997 году, после очередной реконструкции, театр снова был открыт для оперных спектаклей. Это театр с долгой историей, но с точки зрения управления, куда более молодой, чем другие старинные культурные учреждения (но, кстати, именно этот фактор и позволил театру во времена кризиса функционировать с наибольшей гибкостью). Таким образом, специфичная история театра, а также годы диктатуры привели к тому, что он находился в изоляции от авангардистских течений XX века (многие произведения до нас просто не доходили). Поэтому сегодня репертуарная политика театра направлена, прежде всего, на то, чтобы познакомить испанскую публику с тем репертуаром, который для Испании все эти годы оставался неизвестным.

В какой степени спонсоры Королевского Театра могут влиять на его репертуар?

Большая часть спонсоров Королевского Театра – это крупные фирмы и корпорации. Руководители этих компаний, безусловно, имеют свои музыкальные и эстетические предпочтения, которые они могут выражать, но это отнюдь не является основной причиной оказания финансовой поддержки театру. Для них самое главное - чтобы финансируемое ими учреждение имело престиж, было авангардным и обладало высокой способностью реализовывать свою социальную функцию. Задача художественного руководителя – убедить спонсоров (и зрителя) в преимуществе и совершенстве предлагаемого репертуара, добиться, чтобы за тобой пошли.

Есть ли различия между публикой Мадрида и Барселоны?

Два главных театра страны, «Лисеу» и «Реал», были созданы почти в одно время, но в отличие от оперной сцены Мадрида, «Лисеу» (за очень небольшими исключениями) был открыт для публики всегда. Поэтому в Барселоне публика в большей степени, чем в Мадриде, воспитана на непрерывной музыкальной традиции. Также существенно отличается зритель на премьерах обоих театров. В Королевском Театре существует абонемент на все премьеры сезона для спонсоров театра, так называемая гала-опера. Цена такого абонемента, как правило, выше, эти мероприятия носят элитный характер, соответственно, и публика на них иная. В «Лисеу» подобного спонсорского абонемента не существует, и премьеры сезона включены в различные абонементы театра.

Как вы считаете, насколько мировой кризис повлиял на театральную жизнь Испании?

Очевидно, что во времена кризиса люди стали обладать меньшей покупательской способностью. В то же время, в Испании театры были вынуждены не только не снижать цены на билеты, а наоборот, повышать. Безусловно, подобное соотношение очень негативно сказывается на культурной и театральной жизни страны в целом. Несмотря на это, могу сказать, что в Королевском Театре значимого снижения посещаемости не произошло. Думаю, что сокращение покупательской способности общества – это временная ситуация, разрешимая в скором будущем. Но вот что касается руководства и формирования доходов в театральной среде, с уверенностью могу сказать, что той ситуации, которая существовала до кризиса в Испании, уже не будет. Сейчас, как никогда, театры должны пересмотреть свою модель управления, стремиться увеличивать долю частного финансирования и привыкать к функционированию без прежней экономической поддержки за счет грантов и государственных дотаций. Тем, кто не сможет адаптироваться, придется очень тяжело.

Опера – элитарное искусство, или искусство для всех?

Существование оперного театра во всем мире является крайне необходимым. Именно в театре происходит трансформация многосложного объекта культуры (чем является опера) в продукт, доступ к которому открыт для самых широких слоев общества. Я считаю, что одной из основных задач театра остается освободить оперу от монополии определенной прослойки общества и профессионалов. Именно поэтому я настаиваю на том, что опера – это искусство для всех категорий публики.

Другой вопрос, что для достижения этой задачи крайне необходимо продолжать инвестировать в распространение культуры в целом, будь то чтение, изящные искусства, театр, танец или кино.

Как вы относитесь к включению в репертуар Королевского Театра русских произведений?

На протяжении многих лет как «Реал», так и «Лисеу» включают в свой репертуар оперы русских композиторов. Среди них, например, опера «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, блестящая постановка «Иоланты» Чайковского, а также одно из величайших произведений оперного искусства - «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова. Оперное наследие русских композиторов являются одним из самых значительных мировых оперных репертуаров, и безусловно у Королевского Театра имеется к нему устойчивый интерес, и мы будем продолжать знакомить испанскую публику с шедеврами русской музыки.

Каковы, по вашему мнению, основные качества, без которых не может обойтись художественный руководитель театра?

В первую очередь, это глубокое знание рынка и жанра, в котором работаешь. Важно обладать эмпатией, быть хорошим коммуникатором и иметь способность убеждать. Также немаловажным является располагать связями и контактами в этой области. И, безусловно, хорошо знать традицию того города, в котором находится театр, для того, чтобы не только следовать, но иногда и противоречить ей. Но важно делать это сознательно, что опять же возможно только, когда по-настоящему знаешь традицию.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Реал

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ