Необычный концерт состоялся 17 июля 2015 года в Бетховенском зале Большого театра России. Назывался он «Молодые голоса Москвы и Вашингтона». Пели артисты и выпускники молодёжных оперных программ Большого театра России и Вашингтонской национальной оперы.
Программа поддержки молодых музыкантов была создана в Национальной опере Вашингтона в 2002 году по инициативе и при активном участии Пласидо Доминго, который в то время руководил ею. Она позволяет в течение двух лет профессионально совершенствоваться молодым певцам и пианистам-концертмейстерам. Руководят программой мастера американского оперного искусства — выдающаяся певица Дебора Войт и дирижер Луи Салемно. Выпускники программы сегодня поют на самых престижных оперных сценах США и Европы.
Этим концертом Молодёжная оперная программа Большого театра России закрыла сезон 2014/2015 гг. – сезон, в котором дала 11 концертов с девятью программами (две повторялись с частичной заменой участников).
В концерте выступили артисты Молодёжной оперной программы из Вашингтона Ариана Вейр (сопрано, Бразилия) и Йи Ли (тенор, Китай). Молодёжную оперную программу Большого театра представляли Павел Валужин и Богдан Волков (тенора), Илья Кутюхин (баритон), Кристина Мхитарян (сопрано), Александр Рославец и Даниил Чесноков (басы); а также её выпускники Нина Минасян и Ольга Кульчинская (сопрано).
Программу вечера открыл Даниил Чесноков арией Зороастро «Sorge infausta una procella» из оперы Генделя «Роланд», который в целом пел неплохо, хотя не всегда уверенно интонируя, – стилистически барокко нам ещё не очень даётся.
В дальнейшем ходе концерта проявилась рука режиссёра – Сергея Терехова. Он удачно использовал архитектурные особенности Бетховенского зала и ввёл элементы сценического действа. Артисты или спускались через амфитеатр, или по лестнице удалялись, появлялись из-за кулис.
В сцене Фигаро и Сюзанны «Cinque... dieci... Se a caso madama» из оперы «Свадьба Фигаро» мы познакомились с посланницей из Вашингтона Арианой Вейр. Её партнером был Александр Рославец. У Вейр небольшое, но красивое, матовой окраски, довольно подвижное сопрано скорее камерного типа, и в дуэте временами нарушался динамический баланс – Рославец, с его голосом, ориентированным на зал Большого театра, иногда заглушал певицу.
Затем прозвучали три номера из оперы Моцарта «Волшебная флейта». Арию Тамино «Dies Bildnis ist bezaubernd schön» Богдан Волков исполнил весьма качественно. А вот к выходному номеру Нины Минасян – арии Царицы ночи «O zittre nicht» – претензии возникли. Её голос вдруг зазвучал почти как в начале её появления в Молодёжной оперной программе – верхи были открыты и заметно резки. Но в арии Маргариты «O beau pays de la Touraine» из оперы Мейербера «Гугеноты» верхи у Минасян смягчились и пение стало более благородным. Стильно прозвучал дуэт Памины и Папагено «Bei Männern, welche Liebe fühlen». Здесь мягкий тембр Арианы Вейр хорошо сочетался с красивым голосом Ильи Кутюхина.
Знакомство со вторым гостем из Вашингтонской оперы Йи Ли состоялось также в ансамбле с Кутюхиным – они великолепно исполнили дуэт Надира и Зурги «Au fond du temple saint» из оперы Бизе «Искатели жемчуга». Полнозвучный, благородный, матовой окраски тенор Ли стал подлинным украшением программы закрытия сезона Молодёжной оперной программы Большого театра. Певец показал себя превосходным ансамблевым вокалистом. В наибольшей степени это проявилось в ансамбле с Вейр, с которой он, вероятно, часто поёт в Молодёжной оперной программе в Вашингтоне. Их голоса просто созданы друг для друга. Они замечательно, с прекрасным чувством стиля завершили первое отделение дуэтом Джульетты и Ромео «Nuit d’hyménée» из оперы Гуно «Ромео и Джульетта».
Второе отделение началось дуэтом всё тех же Ромео и Джульетты, но Чайковского, тоже очень хорошо исполненном замечательной сопрано, недавно перешедшей из Молодёжной оперной программы в состав солистов Большого, Ольгой Кучинской и Павлом Валужиным.
А затем последовали два, если можно так сказать, рискованных номера. Посланцы из Вашингтона запели арии из русских опер. Ариана Вейр с точным попаданием в стиль исполнила ариозо Снегурочки из одноимённой оперы Римского-Корсакова: «С подружками по ягоду ходить». Даже голос её зазвучал здесь ярче и звонче, чем в западном репертуаре, и с превосходной лёгкой колоратурой. А Йи Ли великолепно, без всяких скидок для иностранца, спел арию Ленского «Куда, куда вы удалились» из «Евгения Онегина». Нельзя не отметить отменную русскую дикцию обоих гостей. Они пели по-русски почти без акцента.
Очень хорошо показали себя Богдан Волков в романсе Вильгельма «Elle ne croyait pas» из оперы Тома «Миньон» и Кристина Мхитарян в арии Виолетты «È strano!... è strano!» из «Травиаты».
Вечер завершился финалом оперетты И. Штрауса «Летучая мышь» «Im Feuerstrom der Reben», исполненном всеми участниками концерта. Этот финал стал наименее интересным во всей программе – скорее всего, просто не хватило времени как следует отрепетировать его. А стилистика оперетты наименее знакома большинству участников концерта.
Подводя итог, можно сказать, что в концерте практически не было очевидно неудачных выступлений.
Высокий профессионализм продемонстрировали все концертмейстеры: Артём Гришаев, Сергей Константинов, Елена Бурова и американец Джоул Аяу.
Результатом концерта остался, кажется, доволен даже художественный руководитель Молодёжной оперной программы Большого театра России профессор Дмитрий Вдовин, обычно склонный больше критиковать, чем хвалить. Он весьма высоко оценил мастерство вашингтонских участников программы, да и весь концерт в целом.
«Молодые голоса Москвы и Вашингтона» стали прекрасным завершением сезона.
Фото: facebook.com