Популярная на Западе, оперетта «Венская кровь» — крайне редкая гостья в нашем отечестве. По причине как очень специфичного оригинала либретто, где все шутки крутятся вокруг Венского конгресса 1815 года и душу нам никак не греют, так и из-за довольно рыхлой драматургии. Но музыка! Большинство самых пленительных вальсов и полек Штрауса составило её костяк.
При жизни композитора такой оперетты не существовало. Был лишь знаменитый вальс «Венская кровь» да устное разрешение уходящего в лучший мир Иоганна Штрауса скомпилировать из его оркестровых пьес ещё один музыкально-сценический опус. И он был сотворён. Партитуру умело собрал дирижёр театра «Ан дер Вин» Адольф Мюллер, забавное либретто создали Виктор Леон и Лео Штайн. И забурлила «Венская кровь» на сценах Европы.
А чтобы она могла бурлить и в России, практически новую пьесу для питерской Музкомедии написал сатирик Семён Альтов, стихи же сочинил артист этого театра Виктор Кривонос. В параллель с Питером случилась «Венская кровь» и в Екатеринбурге. Но там пьесу обновили Константин Рубинский и Надежда Самоликова для спектакля, поставленного в содружестве с мюнхенским Staatstheater am Gärtnerplatz. Так что всего через 115 лет новенькая венская кровь влилась в российские театральные жилы.
Сюжетные коллизии «Венской крови» напоминают «Летучую мышь» - тот же лёгкий, бездумный адюльтер, так же всех принимают не за тех, то же виртуозное враньё главного персонажа ради упоительного наслаждения жизнью. И та же победа буржуазной добродетели – легкомысленный герой в результате влюбляется в собственную жену. Даже хозяин бала граф Битовски перекликается с князем Орловским. Однако главный герой – Балдуин Цедлау – перещеголял менее родовитого Айзенштайна: у аристократа сразу две пассии – темпераментная танцовщица ночного клуба Франциска и милашка-служащая из модного дома; плюс очаровательная жена.
Правда, в этой оперетте отсутствуют крепкие драматургические узлы «Летучей мыши», подобные трио прощания из первого действия или сцене с часами; не может похвастаться партитура и поэтичной тонкостью нереально прекрасного хора «Ду и ду». Но вальсовый пульс «Венской крови» и её ансамбли великолепны. Особенно финал первого действия, о котором критики писали, что это «наверное, самый красивый и мелодичный скандал в истории музыки»!
Режиссёром в Питер пригласили Игоря Коняева, художественного руководителя Рижского русского театра им. Михаила Чехова, поставившего немало драматических и музыкальных спектаклей в северной столице. А художником – Ольгу Шаишмелашвили. Талантливый сценограф и дизайнер костюмов, она, на мой взгляд, абсолютно доминирует в этой постановке. Тот случай, когда форма очень наглядно определяет содержание. Игривая череда недоразумений, рискованных положений и очаровательного донжуанства помещена под колпак дамских кринолинов. Взвиваясь вверх, они образуют красивые вертящиеся абажуры, а под ними, помимо забавного действия, зритель наблюдает изысканное дефиле: остроумно придуман, отточен по силуэту и колеру каждый костюм, а общая цветовая гамма, как и мельчайшие детали, выверены отменным вкусом. В бело-чёрно-серую линию оттенков постепенно закрадываются красные детали: клоунские носики каскадной пары, леденцовые петушки непутёвого папаши красотки- Франциски , ярко красные цветы в руках строго элегантной Графини. Второй акт выдержан в пастельных тонах нежно розовых, голубых и кремовых платьев рядом с традиционными чёрными фраками, белыми мундирами и асфальтово-серым бальным туалетом главной героини. И резким контрастом к этому – красные с чёрным балетные костюмы изощрённого силуэта. А к третьему акту и темпераментные дамы любвеобильного графа, и он сам облачаются в ярко красное – азартные страсти накалены до предела!
Традиционной действенной логики в режиссуре искать не стоит — по смыслам она, что называется, не навязчива. Но организовано зрелище с ощущением абсолютного приятия штраусовской оперетты как гедонистического акта, где всё красиво без малейшей претензии на значительность (нужно сказать, что такое естественно радостное восприятие жанра нами давненько утеряно). При этом положения забавны, в меру рискованны, тексты остроумны, шутки злободневны. Правда, на первых представлениях с внятным произнесением текстов были проблемы, и очень обидные, потому что здесь много иронии – словесной и действенной. А ещё хореографической. Так, в балетной интерлюдии ко второму акту, развивающей тему пленительного бального венского вальса, (хореограф Мария Кораблёва) сначала всё чинно, благородно и поэтично в красивом оформлении художника по свету (с красивой фамилией Денис Солнцев). Но вот в пластике появляются острые углы, резкие движения, задранные юбки, и зритель - ну не весь, конечно!- начинает понимать, что постановщики иронически улыбаются в адрес венской добропорядочности. И ослепительно яркий каскадный дивертисмент в алых лучах – танец лошадок-наездниц – тому подтверждение.
Лукавая улыбка сопровождает действие от начала до конца. Всё чуть-чуть показное, словно выставочное – и туалеты, и интриги, и конфликты. Актёры весело и органично участвуют в театральной забаве, с удовольствием распевая дивные, знакомые с детства мелодии. Справедливости ради приходится заметить, что по ходу спектакля исполнителям временами изменяет чувство движения действия, темпоритм чуть провисает. Но, к счастью, ненадолго.
Если не конкретно венская, то европейская кровь (и лёгкий призвук иностранного акцента) в графине Габриеле - Катажине Мацкевич чувствуется несомненно. Это многое ставит на свои места: отличный вокальный и актёрский дуэт Мацкевич - Олег Корж элегантно и непринуждённо доносит до публики очаровательную гедонистическую беспроблемность, которая есть важная составляющая философии венской культуры второй половины XIX века. Не менее красивая пара из другого состава – Наталья Савченко и Фёдор Осипов – чуть простодушнее. Здесь граф сочиняет небылицы с меньшей степенью циничной виртуозности (и грешит по части музыкальной интонации), а Графиня принимает их менее иронично. Но уж очень хороши и голосисты обе пары супругов!
Самоуверенность обосновавшейся на вилле Графа танцовщицы Франциски небезосновательна: фигурка Оксаны Крупновой в изящном дезабилье соблазнительна, копна волос эффектна, голос похваляется красивыми верхами. Так что Графине уж придётся постараться её перещеголять.
Великолепен Александр Круковский - Премьер-министр: большой, дородный и при этом замечательно подвижный. Актёрская органика такова, что любая опереточная глупость звучит у него как истина устами младенца. А секретарь Йозеф Александра Леногова извивается как уж, вытаскивая хозяина из критических ситуаций, и не теряет при этом оригинальной элегантности.
Венский вальс настолько решительно захватывает сценическое пространство, что балет вытесняет хор в проходы зрительного зала – артисты хора в костюмах появляется там эпизодически, но звучат вполне корректно. Оттого на планшете очень просторно, а общее впечатление, в общем-то, не страдает.
К сожалению, разочаровало на премьерных спектаклях звучание оркестра – какое-то плоское, жидковатое. Питер Гут, специально приглашённый на эту постановку и так ловко управлявшийся с музыкантами театра на великолепных традиционных гала-концертах, в этот раз необъяснимо сник. Казалось бы – коронный материал для венского дирижёра! Ан нет, что-то не так. Может быть, сказалась усталость музыкантов к концу сезона? Но через несколько дней на спектакле «Джекилл и Хайд» звучание оркестра было вполне качественным. Правда, мюзикл – не показатель: там подключаются усилители. Будем уповать на то, что с началом нового сезона – а оно уже в августе! – «Венская кровь» предстанет во всей красе, не только сценической, но и музыкальной.