7 сентября Московская государственная филармония открыла очередной сезон. Первый концерт нового сезона был посвящен открытию VII фестиваля Большого фестиваля Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнева. Фестиваль будет проходить до 26 сентября. В его программе два концертных исполнения опер. На открытии была исполнена опера Римского-Корсакова «Кащей бессмертный». В одной программе с этой одноактной оперой прозвучала сюита из балета Стравинского «Жар-птица». За пультом стоял художественный руководитель оркестра Михаил Плетнев.
Рецензию на этот концерт читайте в сегодняшнем выпуске нашего журнала.
18 сентября под управлением Альберто Дзедды в концертном исполнении прозвучит опера Россини «Семирамида». Это событие также не останется без нашего внимания.
Ведущая солистка Большого театра, звезда оперной сцены Динара Алиева представляет осенью 2015 года в Большом зале Московской консерватории свой Первый международный фестиваль Opera Art. На пяти концертах фестиваля прозвучат жемчужины оперной музыки: оперы «Иоланта» П. Чайковского (4 октября) и «Травиата» Дж. Верди (17 октября) в концертном исполнении, программы «Верди-гала» (ко дню рождения великого итальянского композитора) и «Пуччини-гала», а также неаполитанские песни и итальянские сарсуэлы…
Сценическими партнерами Динары Алиевой на фестивале станут оперные солисты мирового уровня. Программу из неаполитанских песен певица представит в дуэте с известным лирическим тенором из США Чарльзом Кастроново. В концерте «Верди-гала» выступят певцы восточного происхождения, достигнувшие международного признания: среди них азербайджанский баритон Аваз Абдулла, тенора Саймир Пиргу (Албания) и Мурат Карахан (Турция). В концертном исполнении опер Чайковского и Верди примут участие известные российские оперные исполнители: приглашенный солист Большого театра Николай Диденко (бас), солист Мариинского театра Дмитрий Воропаев (тенор), солист московского театра «Новая опера» Василий Ладюк (баритон).
В фестивале участвуют ведущие отечественные оркестровые коллективы: Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Симфонический оркестр театра «Новая Опера» и Симфонический оркестр Радио «Орфей». В трех концертах фестиваля также выступит Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра, а в концерте-открытии — Государственный хор Московской областной филармонии. За дирижерским пультом — известные оперные маэстро из пяти стран: Ион Марин (Австрия), Фабио Мастранджело (Италия–Россия), Хосе Луис Гомес (Испания), Андрей Петренко (Россия), а также всемирно известный израильский дирижер Даниэль Орен, художественный руководитель Израильской Оперы. Еще в молодости он стал лауреатом первой премии на конкурсе дирижеров имени Герберта фон Караяна и в течение нескольких десятков лет является музыкальным руководителем оперных спектаклей на лучших сценах мира. Даниэля Орена относят к числу ведущих современных интерпретаторов итальянской оперы. Под его руководством пройдет концерт-закрытие фестиваля (7 декабря), посвященный оперному творчеству Джакомо Пуччини.
«Музыка России». Независимая электронная музыкальная газета
9 сентября в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялся сбор труппы. На нём были озвучены планы театра на два сезона.
Первой новинкой нынешнего сезона станет российская премьера оперы знаменитого итальянского композитора Нино Рота «Волшебная лампа Аладдина» (либретто Винчи Вергинелли, русский текст Дмитрия Абаулина). Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Вячеслав Волич, режиссер-постановщик Людмила Налётова, художник Семен Пастух.
29 января 2016 года театр представит новую постановку оперы Массне «Манон» (либретто Анри Мельяка и Филиппа Жиля по мотивам романа «История кавалера де Гриё и Манон Леско» аббата Прево). Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Феликс Коробов, режиссер-постановщик Андрейс Жагарс, художник Рейнис Сухановс.
«Манон» ставится в театре второй раз. Предыдущая постановка была осуществлена в 1973 году (руководитель постановки Д.Михайлов, режиссер-постановщик Н.Кузнецов, дирижер В.Есипов). В той памятной меломанам старшего поколения премьере главные партии исполняли Галина Писаренко и Анатолий Мищевский.
Третья премьера сезона на Основной сцене состоится 10 июня – будет дана опера Прокофьева «Любовь к трём апельсинам» (либретто автора по одноименной сказке Карло Гоцци). Музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик Александр Лазарев, режиссёр-постановщик Александр Титель, художник-постановщик и художник по костюмам Владимир Арефьев.
Интересная оперная программа будет предложена зрителям на Малой сцене театра. 6 ноября пройдет премьера оперы современного английского композитора Джона Тавенера «Кроткая» (либретто Джерарда МакЛарнона по рассказу Достоевского). Это совместная постановка театра с проектом «Открытая сцена». Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Максим Гуткин, режиссер-постановщик Мария де Валюкофф, художник Игорь Гурович.
На март запланированы российские премьеры одноактных опер композиторов 1-й половины 20-го века – «Сказание об Орфее» итальянца Альфредо Казеллы и «Ариадна» чеха Богуслава Мартину. Музыкальный руководитель и дирижер Мария Максимчук. Постановочная группа будет объявлена позднее.
Большой интерес вызвали озвученные Александром Тителем ориентировочные перспективные планы на сезон 2016/2017 гг. Среди постановок – давно ожидавшаяся «Пиковая дама», которую осуществят А.Лазарев, А.Титель и С.Бархин, «Царь Эдип» Стравинского с предполагаемой в один вечер оперой Бартока «Замок Герцога Синяя Борода» (Ф.Коробов, Р.Туминас). Театр представит также «Коронацию Поппеи» Монтеверди (Ж.К.Спинози, К. Гут) – перенос нового спектакля театра Ан дер Вин, премьера которого в Вене состоится 12 октября нынешнего года.
В Екатеринбургском театре оперы и балета 7 октября очередная премьера – «Кармен» Бизе. Спектакль готовят дирижер-постановщик Михаэль Гютлер, режиссер-постановщик Александр Титель, художник-постановщик Владимир Арефьев. Опера будет идти в оригинальной редакции с разговорными диалогами.
Рецензию на этот спектакль мы предполагаем опубликовать в одном из октябрьских выпусков нашего журнала.
9 (22) сентября исполнилось 100 лет со дня рождения композитора Григория Самуиловича Фрида. Фрид родился в Петрограде, прожил долгую жизнь и умер 22 сентября 2012 года в Москве. Он написал множество сочинений разных жанров, в т. ч. две монооперы – «Дневник Анны Франк» и «Письма Ван-Гога».
Фрид весьма популярен за рубежом. Согласно обзору «Мировая оперная статистика», опубликованному на нашем сайте несколько лет назад, по состоянию на 2012 год Фрид входил в десятку самых исполняемых из здравствующих оперных композиторов на планете, опережая популярных Этвёша, Бертуисла, Щедрина, Бенджамина, Саариахо, Раймана, Пендерецкого и многих других. Его оперу «Дневник Анны Франк» только в этом сезоне дают в 5 европейских театрах. 9-го сентября состоялось концертное исполнение оперы в венском театре Ан дер Вин под управлением Лео Хусейна. Не забывают в мире также его «Ван Гога». В Гамбурге 8 сентября начался музыкальный фестиваль, посвященный Фриду.
И только в нашей стране ничего по этому поводу не происходит. Правда удивляться этому не приходится, у нас даже 200-летний юбилей Даргомыжского в позапрошлом году не отмечался, ни одной его оперы не исполнили. Весь мир и мы в том числе праздновали год Верди и Вагнера, а их ровесника, сделавшего немало для русской музыки, проигнорировали.
Вернемся к Фриду. В этом году также исполнилось 50 лет со дня основания им знаменитого Московского молодежного музыкального клуба при Всесоюзном доме композиторов, где исполнялись произведения наших отечественных авторов, проходили премьеры опусов Шостаковича, Вайнберга, Шнитке, Губайдуллиной, Денисова.
4 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого немецкого тенора Рудольфа Шока. Он начинал как певец в хоре в своем родном Дуйсбурге. С 1937 года выступал на оперной сцене в Брауншвейге. Большая карьера певца началась после войны в 1946 году в Берлинской государственной опере. В 1948 году он впервые спел на Зальцбургском фестивале (Жакино в «Фиделио»). В дальнейшем неоднократно исполнял здесь партии Идоменея, Вакха в «Ариадне на Наксосе», Бельмонта в «Похищении из сераля».
В 1949 Шок триумфально дебютировал в «Ковент-Гардене» в партии Рудольфа в спектакле с участием Э.Шварцкопф как Мими. Пел в Лондоне также партии Альфреда, Пинкертона и Тамино. С 1951 регулярно появлялся на сцене Венской оперы (Пинкертон, Ленский, Хозе, Герцог, Де Грие, Гофман, Дон Карлос, Дон Оттавио, Бельмонт, Вальтер в «Нюрнбергских мейстерзингерах» и др.). Певец выступал также на Байройтском фестивале 1959 года в партии Вальтера.
Обладая ярким артистическим талантом, артист много снимался в кино, в основном в музыкальных фильмах и опереттах. Выступал на концертной эстраде до 65 лет. Скоропостижно скончался от инфаркта 13 ноября 1986 года.
К лучшим партиям Шока принадлежат Макс в «Вольном стрелке», Вальтер в «Нюрнбергских мейстерзингерах», Вакх в «Ариадна на Наксосе», которые он записал в студийных версиях под управлением соответственно Й.Кейльберта, РКемпе, Г.фон Караяна. Он был одним из самых ярких в Германии исполнителей партий Хозе и Гофмана, а также вердиевских и пуччиниевских партий, которые пел на немецком языке.
Предлагаем читателям посмотреть и послушать фрагмент из фильма «Графиня Марица» по одноименной оперетте Имре Кальмана, где Рудольф Шок исполнил партию Графа Тассило.
По материалам Рунета и пресс-релизов театров
Подготовил Евгений Цодоков