В Екатеринбурге 7 октября состоялась премьера оперы «Кармен» Бизе в постановке Александра Тителя. Дирижер Михаэль Гютлер. Сценография Владимира Арефьева. В спектакле приняла участие солистка Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Ксения Дудникова, впервые спевшая партию Кармен на театральной сцене. В роли выступил Хозе молодой тенор из Армении Липарит Аветисян – это его дебют на российской оперной сцене.
Читайте в следующем выпуске рецензию на эту постановку главного редактора журнала Евгения Цодокова, побывавшего на двух представлениях в Екатеринбурге.
13 октября в Концертном зале Мариинского театра солисты Академии молодых оперных певцов представят оперу Виссариона Шебалина «Укрощение строптивой» в концертном исполнении, которая станет первой в новом вокальном цикле Мариинского театра.
Советская классика оживет благодаря новому абонементу Ларисы Гергиевой «Не только любовь». Силами солистов Академии молодых певцов будут исполнены редко звучащие или даже забытые партитуры, такие как «Кола Брюньон» Кабалевского, «Зори здесь тихие» Молчанова, «Не только любовь» Щедрина, «Тихий Дон» Дзержинского, «Москва, Черемушки» Шостаковича. Возвращение этих произведений объясняется не только ностальгией по советскому прошлому, но и особенностями музыки – по-юношески кипучей, искренней, подчас наивной, несомненно, достойной быть исполненной со сцены и способной найти отклик у самых разных слушателей.
Оперетта «Укрощение строптивой» написана Шебалиным для театра Музыкальной комедии Свердловска, куда композитор был эвакуирован в годы войны. Пьесу Шекспира в либретто переработал театровед, литературовед и переводчик Абрам Гозенпуд, специализировавшийся на творчестве английского драматурга. Несмотря на хорошее знание первоисточника, Гозенпуд во многих сценах отошел от оригинала. Шебалин был доволен – после премьеры он отвечал на комплименты словами «там крепкое либретто».
Спустя несколько лет композитор переработал оперетту в четырехактную комическую оперу, которая впервые была показана публике 60 лет назад – в 1955 году.
Сайт Мариинского театра, 09.10
В Челябинском театре оперы и балета 10 октября состоялась премьера «Фауста» Гуно. Спектакль поставлен московским режиссером Екатериной Васильевой. Дирижер-постановщик Евгений Волынский, художник Кирилл Пискунов, хореограф Юрий Смекалов.
Челябинский театр не избежал увлечения мировыми оперными веяниями в области режиссерских экспериментов. Всё действие этого «Фауста» начинается и заканчивается в современной психиатрической больнице, а персонажами знаменитой балетной сцены «Вальпургиева ночь» стали Марлен Дитрих, Мерилин Монро, Майкл Джексон. В заглавной партии выступил солист театра, лауреат международного конкурса тенор Павел Чикановский.
По материалам челябинских СМИ
Известный французский дирижер Фредерик Шазлен (в отечественных СМИ упоминается также как Шаслен – прим. ред.) впервые выступит в России на сцене Михайловского театра. 6 и 10 октября он дирижирует спектаклями «Иудейка» и «Паяцы» с участием легендарного американского тенора Нила Шикоффа.
Творческий союз Шикоффа и Шазлена существует уже не первый год. На их счету десятки совместных выступлений на самых именитых оперных площадках мира и несколько выдающихся аудио изданий. Одна из последних работ, вышедшая на звуковом носителе, была записана в прошлом году на юбилейном гала-концерте Шикоффа, посвященном 40-летию его творческой деятельности, на сцене Венской государственной оперы.
С 1997 года Фредерик Шазлен являлся постоянным приглашенным дирижёром Венской оперы, где провёл более 110 выступлений основного репертуара. Его творческая биография охватывает крупнейшие фестивали в Нью-Йорке, Берлине, Мюнхене, Лейпциге, Мадриде, Барселоне, Риме и Венеции. Маэстро работал с ведущими оркестрами мира, включая все крупные парижские коллективы, Венский и Лондонский симфонические оркестры и Оркестр лондонской филармонии. Последние пять лет является художественным руководителем Иерусалимского симфонического оркестра. Встав за пульт несколько десятков лет назад, Шазлен не оставил карьеру инструменталиста и нередко концертирует в качестве пианиста. Успешно проявляет себя и в качестве композитора, он автор оркестровых сочинений, опер и музыки к нескольким фильмам. Пожалуй, самый известный его опус, знакомый наиболее широкой общественности — композиция Diva Dance, исполненная инопланетной оперной дивой Плавалагуной в фильме «Пятый элемент» Люка Бессона.
Сайт Михайловского театра, 05.10 (публикуется в сокращении)
Как известно, скоро в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоится премьера «Манон» Жюля Массне. Эта опера принадлежит к лучшим произведениям французского композитора и пользуется большой популярностью в оперном мире. Но мало кто знает, что Массне написал своего рода продолжение истории, рассказанной в знаменитом романе аббата Прево, и назвал свой опус «Портрет Манон». Автор либретто – Жорж Буайе. Премьера этой одноактной оперы состоялась 8 мая 1894 года в парижской Опера Комик.
В опере повествуется о судьбе Де Грие, который живет воспоминаниями о своей возлюбленной и бережно хранит ее портрет. Тем временем его племянник Жан влюбляется молодую девушку Аврору, оказавшуюся племянницей Манон и очень похожую на нее. Дядя, памятуя о печальной участи своей любви, сначала возражает против увлечения племянника. Но увидев Аврору, нарочно одевшуюся так, как когда-то одевалась Манон, смягчается и благословляет молодых…
Опера «Портрет Манон» в свое время часто исполнялась во Франции. Прозрачная палитра опуса, сентиментальный сюжет, использование ностальгических лейтмотивов образа Манон принесли успех сочинению. Однако в наши дни эта опера – редчайший гость на театральной сцене. И вот недавно 3 октября в Марсельской опере состоялась премьера новой постановки забытого опуса Массне. Дирижер – Викторьен Ваноостен, известный также как пианист, режиссер-постановщик Ив Кудре. Примечательно, что на следующий день в театре была дана «Манон». Таким образом, перед зрителем в течение двух дней предстала своеобразная дилогия. Любопытно и другое, что партию постаревшего Де Грие в «Портрете Манон» Массне поручил баритону. В марсельской постановке эту роль исполнил довольно известный во Франции певец Марк Скоффони, в активе которого такие партии, как Малатеста в «Доне Паскуале», Дандини в «Золушке», Анж Питу в оперетте Шарля Лекока «Дочь мадам Анго» и др.
Подготовил Евгений Цодоков
По материалам СМИ и пресс-релизам театров