Принц Датский запел по-французски в Москве

Концертное исполнения «Гамлета» Тома в КЗЧ

Татьяна Елагина
Специальный корреспондент
Полвека назад отечественных кинозрителей покорил гениальный Гамлет Иннокентия Смоктуновского, чуть раньше москвичи-театралы открыли для себя Гамлета – Эдуарда Марцевича, в 70-е спорили про хрипящего монологи в грубом свитере Гамлета – Высоцкого на Таганке. Только что, 6 октября 2015 года, на сцене Концертного зала им. Чайковского, родился новый значимый российский оперный Гамлет – Игорь Головатенко.

Среди, казалось бы, лучше всего освоенного наследия «золотого» оперного 19 века попадаются названия, известные и почитаемые музыковедами, но не ставшие репертуарными, и от того мало популярные. Эти «теневые шедевры» часто объединяет практическая причина – главная партия (реже несколько) писалась для определённого исполнителя с выдающимися вокальными данными. Найти подходящего певца, причём, который не просто бы справился с материалом, но сумел донести образ, зажечь, убедить своим Героем, особенно трудно в наше время. Жёсткий график выступлений артистов, бесконечные перелёты, съёмки, записи, интервью, наконец, общение в Интернете, как часть профессии - всё требует сил и времени, мешая сосредоточиться на главном. Незапетые, заветные, желанные «бенефисные» роли есть в романтическом репертуаре у каждого из певческих голосов. Для баритонов такой вершиной, доступной немногим, наряду с Вильгельмом Теллем Россини, бесспорно, является партия Гамлета в одноимённой опере Амбруаза Тома.

В соответствии с «заказом» своего времени (премьера «Гамлета» состоялась в Париже в 1868 году) композитор сильно упростил по сравнению с трагедией Шекспира образ Принца Датского, да и всю интригу, всячески развив лишь тему любви Гамлета и Офелии. Сам Гамлет у него остается живым и становится королем. В Москве же был показан альтернативный финал 1869 года, созданный Тома специально для премьеры оперы в Ковент-Гардене. Здесь Гамлет умирает, но не от раны на дуэли, как в пьесе, а от потерянной любви, рыдая над трупом Офелии.* И, казалось бы, влюблённый Принц непременно должен петь тенором. Но уже закончив партитуру, Тома, не задумываясь, переписал для баритона заглавную партию, первоначально предназначенную для тенора, поскольку в это время в труппу Гранд-Опера поступил баритон Ж. Б. Фор, блестящий исполнитель россиниевских героев. Однако общая тесситура партии так и осталась почти по-теноровому высокой, что вместе с огромным объёмом сделало партию Гамлета проверкой на выносливость.

Полвека назад отечественных кинозрителей покорил гениальный Гамлет Иннокентия Смоктуновского, чуть раньше москвичи-театралы открыли для себя Гамлета – Эдуарда Марцевича, в 70-е спорили про хрипящего монологи в грубом свитере Гамлета – Высоцкого на Таганке. Только что, 6 октября 2015 года, на сцене Концертного зала им. Чайковского, родился новый значимый российский оперный Гамлет – Игорь Головатенко.

Несмотря на стоявшие перед всеми солистами пюпитры, музыкально и вокально партия Гамлета прозвучала у Головатенко уверенно, впето, осмыслено. Экстремальные вокальные трудности не чувствовались. Удивлял динамический диапазон голоса. Когда певец легко, без форсирования накрывает тёплой звуковой волной оркестр и зал на фортиссимо, а в лирических местах выдаёт нежнейшее пиано, «ниточкой» филируя окончание фразы. Самый известный номер оперы – Вакхическая песня, которую Гамлет поёт на дворцовом празднестве перед представлением приглашённых комедиантов, была увенчана справедливыми аплодисментами за саркастичную удаль. Но, пожалуй, ещё проникновеннее были исполнены арии-монологи Гамлета в финале 1 действия, после встречи с Призраком отца, великое «Быть или не быть?» в начале 3 действия, драматичный дуэт с королевой-матерью, завершающий 3 акт. При минимуме сценических возможностей, взаимодействуя с партнёрами на расстоянии, Гамлет-Головатенко убеждал и актёрски. Прямая спина, «породистый» поворот головы, ладно сидящий фрак (у Принца – единственного из всех солистов!), выразительный взгляд, темперамент, ощутимый даже в паузах. Стопроцентное попадание в образ!

К счастью, на этот раз весь состав исполнителей не только вокально, но и визуально соответствовал персонажам.

Лора Клейкомб неоднократно пела партию Офелии в спектаклях. Но именно со знаменитой арией – сценой сумасшествия из 4-го действия произвела фурор на Конкурсе Чайковского в 1994-м году, стоя на той же сцене КЗЧ. Свидетельствую, это было волшебно! Небесной чистоты колоратуры, округлые, без свойственной этому типу голоса флейтовой резкости, изящный изогнутый профиль и медная копна кудрей.

Встреча с «нимфой-Офелией» (у Тома она в предсмертном бреду сравнивает себя с виллисой!) двадцать один год спустя не разочаровала. Точёная фигура в обтягивающем серебристом платье, почти не изменившееся издали лицо, лишь оттенок роскошных волос на полтона иной – объяснимо! Правда, в первой арии с книгой в начале 2-го акта, в дуэтах с Гертрудой и позже с Гамлетом, на середине слышна была в тембре некая «канифолька», как усталость вокального инструмента. Но Сцена сумасшествия заставила забыть все придирки, так мастерски спела огромную арию Лора Клейкомб, так искренне разыграла пластикой светлое помешательство Офелии, кидая цветы в зал, опуская как бы невзначай пюпитры других солистов. Поверили и растрогались многие. Настоящие слёзы блестели и в глазах артистки во время бурных оваций после окончания арии.

В другой женской роли, королевы Гертруды, мы впервые познакомились с Дорис Лампрехт. Поначалу не вполне удавалось расслышать в её ординарном, выражено «возрастном» голосе меццо-сопрано. Справедливости ради, партия королевы-матери написана Тома тоже высоко, в почти сопрановой тесситуре. Но в кульминационном дуэте-обвинении Гамлета матери певица продемонстрировала и вокальный класс, и актёрскую составляющую. Облик зрелой, величавой матроны в чёрном, даже «правильное» старшинство с сыном, всё именно в этой сцене отсылало к шекспировской пьесе.

У короля Клавдия в небольшой партии есть выразительный сольный монолог, когда он умоляет дух убитого брата смягчить гнев Всевышнего. Густо-чёрный бас огромного ростом Рафала Шивека прозвучал здесь строго и убедительно. Но и брат, то есть Тень отца Гамлета, появлявшаяся на левой галерее над сценой, в исполнении Дмитрия Скорикова, была не менее басовита, но мягче, бархатистей. Звонким свежим тенором спел в 1-м акте ариозо Лаэрта Алексей Неклюдов, не убитый в финале на дуэли, вопреки Шекспиру.

Упомяну и всех достойных компримариев: Полоний – Дмитрий Орлов, Марцелл – Игорь Морозов, Горацио – Александр Миминошвили, Могильщики – Игорь Подоплелов и Тимофей Дубовицкий.

Не зная французского, трудно судить о нюансах произношения. Но общее фонетическое впечатление положительное. Наши певцы на фоне зарубежных коллег слушались не хуже.

Государственный академический русский хор имени А.В.Свешникова ожидаемо порадовал чистотой интонации, слитностью, мощью в патетических моментах и дивным пиано в женском хоре виллис с Офелией.

Академический симфонический оркестр Московской филармонии заметно помолодел по составу. В плотной, щедрой на соло партитуре Тома удачно показались валторна (лейттембр Гамлета), английский рожок и кларнет (Офелия), новаторский для 19 века саксофон (в сцене интермедии про убийство Гонзаго). Не всегда строила «банда», особенно сидя на правой галерее в самом начале оперы.

Богатое оркестровое тутти, монолитные струнные, хороший баланс с вокалистами и чуткое сопровождение арий, ансамблей, наконец, общий высокий энергетический градус – заслуга приглашённого французского маэстро Бенджамина Пьоннье.

Порою на псевдоумной, идущей поперёк либретто оперной постановке ловишь себя на мысли: «закрыть глаза, лучше бы просто послушать замечательную музыку в концертном исполнении!». Когда же случается вот такое, «в яблочко» концертное исполнение, хочется пожелать ему скорее стать полноценным спектаклем.

Примечание редактора:

* Амбруаза Тома убедили изменить финал специально для английской премьеры «Гамлета» в Ковент-Гардене, понимая, что вряд ли на родине Шекспира воспримут оставшегося в живых Гамлета.

Любопытно, что существует еще один вариант финала оперы, где Гамлет умирает все-таки в соответствии с волей Шекспира – в результате смертельной дуэли с Лаэртом. Этот вариант был подготовлен знаменитым дирижером Ричардом Бонингом для постановки 1982 года в Сиднее (Гамлет – Шерилл Милнс, Офелия – Дженнифер МакГрегор, Гертруда – Хидер Бегг, Клавдий – Брюс Мартин и др.). В 1983 Бонинг записал эту версию на фирме Decca с участием того же Милнса, Джоан Сазерленд, Джеймса Морриса, Барбары Конрад, Гёсты Винберга, Джона Томлинсона. В 1985 году Сазерленд впервые исполнила версию Бонинга на сцене в Торонто (режиссер Лотфи Мансури).

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ