Стартовал Первый международный музыкальный фестиваль Opera Art Динары Алиевой. 4 октября 2015 года в Большом зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского состоялось концертное исполнение оперы «Иоланта» композитора, чье имя она носит. Фестиваль организован воссозданной по решению губернатора Московской области Андрея Воробьева Московской областной филармонией, которая этим концертом открыла сезон 2015/2016 гг.. Инициатором её возрождения стал Ильгиз Янбухтин, назначенный руководителем филармонии.
«Иоланта» (1881) – последняя из десяти опер П. Чайковского – самая светлая, оптимистичная и высокодуховная. Внешне сюжет заключается в том, что Иоланта – слепая дочь короля Прованса Рене прозревает ради любви к графу Бургундскому Водемону. Так этот сюжет трактовался в советские атеистические времена. У Чайковского же главное не физическое, а духовное прозрение Иоланты и полное доверие Богу. Финал оперы это мощный гимн Божьему величию и милосердию.
Исполнение «Иоланты» шло в сопровождении оркестра Московского театра «Новая опера» им Е.В.Колобова под управлением главного хормейстера Мариинского театра Андрея Петренко и с участием Московского областного хора им. А.Д.Кожевникова. Исполнители главных партий: Динара Алиева (сопрано) – слепая дочь короля Рене; Николай Диденко (бас) – Рене, король Прованса; Василий Ладюк (баритон) – Роберт, герцог Бургундский; Сергей Скороходов (тенор) – Водемон (тенор), граф, бургундский рыцарь; Игорь Тарасов (бас) – Эбн-Хакиа, мавританский врач.
Состав исполнителей главных партий оказался довольно ровным и качественным. Для Алиевой это концертное исполнение явилось репетицией перед премьерой «Иоланты» на исторической сцене Большого театра, которая должна состояться 28 октября и одновременно дебютом певицы в партии Иоланты. Этот дебют осложнился внешними объективными обстоятельствами. Как известно, голос певцов — инструмент самый тонкий, сильно зависящий от погоды и, в том числе, от геомагнитной обстановки. Причём все вокалисты метеозависимы в разной степени. 4 октября было началом очень сильной магнитной бури, что вероятно сказалось в самом начале концерта на вокале Алиевой. Она начала первую арию Иоланты «Отчего это прежде не знала…» позиционно, подчеркиваю, именно позиционно, неточно. Это нельзя назвать нечистым интонированием, но чуткому уху было слышно, что в начале арии Алиева чуть-чуть, самую малость, недотягивала в верхах. К середине арии Динара справилась со своими связками и её голос зазвучал абсолютно чисто и в дальнейшем никаких позиционных эксцессов в этом концерте у Алиевой не было. Её роскошный оперный голос лился свободно и красиво. Кульминацией партии Иоланты стал финал оперы, в котором она, свободно перекрывая всех солистов, хор и оркестр, с невероятной самоотдачей возносила хвалу Господу за своё чудесное прозрение:
Прими хвалу рабы смиренной,
мой голос слаб и робок взгляд
Перед Тобою сонм блаженный
и Херувимы предстоят!
Но Ты велик и в снисхожденьи,
Твоей любви пределов нет,
и в самом малом из творений
блестишь, как в капле солнца свет!
В голое Алиевой слышалось подлинное ликование и восторг! Слыша такой огромный оперный голос, я вспоминал её камерные программы, в которых она мастерски смиряла свою оперную природу и пела с безупречным пониманием камерного стиля пения.
Прекрасно исполнил партию Роберта Василий Ладюк. В его исполнении одна из самых запетых баритональных арий, особенно для русскоязычных баритонов, прозвучала свежо и ярко, со множеством вокальных оттенков.
Персонажу тенора Сергея Скороходова графу Водемону в «Иоланте» отведено существенно большее место, нежели Роберту. У него очень сложная и большая партия. Скороходов с честью справился с ней. Он обладатель полного, насыщенного тенора с крепкими и подвижными верхами. Здесь Скороходов продемонстрировал тонкую и точную вокальную нюансировку партии и прекрасное чувство ансамбля.
Партию короля Рене исполнил бас-кантанте с прекрасной дикцией Николай Диденко. У него хорошо получился образ страдающего, любящего отца, но в нужный момент чувствовалось маловато королевской властности. Диденко немного не хватило уверенных низов.
У баса Игоря Тарасова (Эбн-Хакиа) с нижним регистром все в порядке, но иногда в верхнем регистре он бывал интонационно неточен. Хорошо по вокалу были подобраны исполнители партий второго ряда. Это Валентина Гофер (Марта, кормилица Иоланты), Анастасия Белукова и Полина Шамаева (Бригитта и Лаура, подруги Иоланты), Родион Васенькин (Бертран, привратник замка).
Оркестр «Новой оперы» в последнее время звучит всё лучше и лучше – это результат большой работы с оркестром главного дирижера театра Яна Латам-Кёнига. Сегодня это один из наиболее ярких театральных оркестровых коллективов. В этом концерте нет претензий к качеству звучания оркестра. Но есть претензии к дирижеру Андрею Петренко. Во-первых, он нередко злоупотреблял динамикой, порой заглушая певцов, или им приходилось форсировать голос, чтобы прорезать оркестр. Во-вторых, оркестр звучал излишне строго ритмично, механистично и без намека на живое рубато. Всё-таки каждый должен заниматься своим делом. Дирижёр-хоровик пусть руководит хором. А исполнением в целом пусть руководит оперно-симфонический специалист.
В целом же это было более чем пристойное исполнение последнего оперного шедевра П. Чайковского. Я еще раз убедился в преимуществах сегодня концертных или полусценических исполнений опер в виду сильного дефицита я уже не говорю талантливых, но хотя бы мало-мальски приемлемых оперных режиссёров.