28 октября посольство Италии в Москве организовало встречу с журналистами, посвященную новой итало-российской Программе молодежного обмена в области музыки. На ней побывал главный редактор нашего журнала Евгений Цодоков.
Итало-российские музыкальные связи ведут свою многовековую историю с 1735 года, когда при дворе Анны Иоановны в Петербурге появилась первая итальянская оперная труппа. Традиция приглашать замечательных итальянских композиторов и других мастеров особенно расцвела при Екатерине II. Галуппи, Траэтта, Паизиелло, Чимароза – какие имена оставили свой след в российской музыкальной культуре! И многие наши выдающиеся музыканты бывали в Италии, начиная с Бортянского, Березовского, Глинки.
Сегодня творческое сотрудничество в этой области продолжается. Посольство Италии в конце прошлого года в ознаменование 50-летия со дня первых исторических гастролей Ла Скала в Москве выступило с инициативой Программы обмена молодых российских и итальянских музыкантов с целью совершенствования своего мастерства. Программа предусматривает стажировку в престижных оперных театрах и музыкальных учреждениях.
В 2015 году благодаря спонсорской помощи крупного российского бизнесмена проект обрел реальные черты и начал осуществляться. Он рассчитан на пять лет до 2020 года. Именно этому событию и была посвящена встреча с журналистами, организованная итальянским посольством.
На встрече перед собравшимися выступил Первый советник посольства Италии Агостино Пинна. Он рассказал о том, что в настоящее время стажировки молодых музыкантов уже начались в Большом театре, Академии театра Ла Скала в Милане и Московской консерватории. На сегодняшний день в них уже приняло участие 11 артистов, главным образом оперных певцов, представляющих Большой театр, Михайловский театр, Центр оперного пения Галины Вишневской, Академию театра Ла Скала, а также консерватории Пезаро, Неаполя, Венеции и Турина.
В 2016 году Программа расширится, к ней будут привлечены Фестиваль Флорентийский музыкальный май, Россиниевский оперный фестиваль в Пезаро, Академия музыки им. Гнесиных и ряд театров.
Агостино Пинна особо подчеркнул, что Программа в первую очередь рассчитана не на уже сложившихся опытных артистов, а на перспективную молодежь, еще не успевшую заявить о себе в полный голос. Он также сообщил, что предусмотрены не только стажировки, но и проведение совместных концертов. Важной составляющей Программы станет также запланированное издание книги об истории русско-итальянских отношений в области музыкального искусства, в создании которой примут участие итальянские и российские музыковеды.
В заключении Агостино Пинна ответил на многочисленные вопросы собравшихся. Они касались не только деталей Программы, но и более широкого круга тем в области музыкального сотрудничества двух стран. В частности, из уст Агостино Пинны прозвучала интересная информация о готовящихся во 2-й половине 2016 года гастролях Ла Скала в Москве. Причем, как подчеркнул советник, - «это довольно большое событие, гастролей такого масштаба не было уже давно» (в последний раз большим составом с несколькими спектаклями миланский театр приезжал в Москву в 1989 году – прим. ред.).
7 и 8 ноября 2015 года на сцене Нижегородского театра оперы и балета имени Пушкина состоится мировая премьера оперы Ширвани Чалаева «Казаки» по одноименной повести Льва Толстого. Постановка приурочена к Году Литературы в России и посвящена памяти великого писателя в канун 105-й годовщины его смерти.
Постановка нижегородского театра станет первой в мире сценической версией оперы, которая в концертном исполнении впервые была представлена в 2009 году в зале Государственного музея Л. Н. Толстого.
В работе над постановкой трудилась целая команда профессионалов: режиссер-постановщик Илья Можайский (Москва), дирижер-постановщик Ренат Жиганшин, художник Станислав Фесько (Москва), балетмейстер-постановщик Андрей Альшаков (Москва), хормейстер Эдуард Пастухов, художник по свету Сергей Мартынов (Москва). Либретто было написано Виктором Рябовым и Роксаной Сац-Карповой в содружестве с композитором.
Один из номеров спектакля – «Песню гор» – будет исполнять сам народный артист РСФСР Ширвани Чалаев.
Открытый Нижний. Городской интерактивный портал, 27.10.
Новосибирское отделение «Общероссийского народного фронта» направило письмо министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой разобраться с реконструкцией и сменой репертуара Новосибирского театра оперы и балета, сообщает РИА «Новости».
«У общественных организаций и движений возник ряд вопросов к нынешнему руководителю НГАТОиБ В.А.Кехману, касающихся проводимых в здании в обстановке полной секретности ремонтно-реставрационных работ, репертуара, позиционирования театра в культурной среде Зауралья», — говорится в письме.
Кехмана обвиняют в «демарше», который он совершил, отказавшись проводить общественные слушания по поводу культурной политики театра. В ОНФ считают, что это – «полное игнорирование интересов зрителей, любителей театра, почитателей репертуара НГАТОиБ».
Газета.ру, 29.10.
В 233-м сезоне Мариинский театр расширяет границы музыкальных жанров, представленных на его сценах. 1 ноября в Зале Мусоргского состоится первый концерт абонемента, посвященного оперетте.
Оперетта – не новый жанр для Мариинского, однако такой абонемент появился в театре впервые. Цикл состоит из шести концертов, которые продемонстрируют историю развития этого музыкального направления с момента зарождения до наших дней. Каждый вечер слушателей ждет новый поворот музыкального «сюжета», в котором присутствуют венская и советская оперетта, испанская сарсуэла и мюзикл. Сочинения композиторов, посвятивших себя написанию «маленьких опер» (так еще называют оперетту), представят солисты Академии молодых оперных певцов под руководством Ларисы Гергиевой.
Первый вечер перенесет слушателей в середину XIX века, когда оперетта окончательно оформилась как самостоятельный вид музыкального театра, взяв за основу традиции французской комической оперы. В 1855 году Жак Оффенбах, вслед за Флоримоном Эрве, открыл на Елисейских полях театр музыкально-сценической пародии и миниатюры «Буфф-Паризьен», положив начало «парижской» оперетте. 1 ноября в программе прозвучат сочинения первого классика оперетты – Жака Оффенбаха, а также его выдающихся последователей – Шарля Лекока и Робера Планкетта.
Сайт Мариинского театра, 28.10.
31 октября в ряде российских городов состоялась прямая трансляция оперы «Тангейзер» из Метрополитен-опера. Театр после 11-летнего перерыва возобновил постановку Отто Шенка. За диририжерским пультом неувядаемый Джеймс Ливайн. В заглавной партии выступил признанный вагнеровский интерпретатор, выдающийся южно-африканский тенор Йохан Бота. В других партиях выступили Ева-Мария Вестбрук (Елизавета), Мишель Де Янг (Венера), Петер Маттеи (Вольфрам), Гюнтер Гройсбёк (Ландграф Герман).
Оперные трансляции стали с недавних пор пользоваться популярностью в России, однако особого ажиотажа никогда не наблюдалось. На этот раз – все иначе. Средства массовой информации были заполнены интригующими броскими заголовками типа «Тангейзер» жив, «Тангейзер» будет жить», «Рязанцы увидят скандальную оперу «Тангейзер» и т. д.
Понятное дело – кинотеатрам надо зарабатывать и они эксплуатируют тему печально знаменитого новосибирского скандала в расчете на то, что на их удочку клюнут неискушенные зрители, ведь нынче о том, что существует такая опера, узнали даже весьма далекие от этого вида искусства люди. Их, безусловно, ждало разочарование – никакой «клубнички» в этой добротной классической постановке не оказалось. Зато истинные любители оперы вполне могли получить удовольствие.
Подготовил Евгений Цодоков