Беспрецедентной серией торжественных гала-представлений Геликон-опера распахнула двери своего отреставрированного исторического здания на Большой Никитской улице. После восьмилетней реконструкции усадба Шаховских-Глебовых-Стрешневых засияла всеми своими красками.
Благодаря невиданной творческой щедрости руководства театра во главе с Дмитрием Бертманом со 2 по 8 ноября в главном зале театра «Стравинский» смогла побывать, практически, вся московская оперно-театральная общественность, почетные гости и широкие круги любителей оперного искусства.
В представлении, где участвовали лучшие творческие силы театра, были эффектно продемонстрированы все технические и акустические возможности театра. Само действо отличалось красочностью (сценография – главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и Агния Стерлигова, костюмы – Татьяна Тулубьева, художник по свету Дамир Исмагилов), сочетая в себе разумный пафос и изрядную долю праздничного веселья и юмора, в чем бесспорная заслуга режиссера-постановщика Дмитрия Бертмана. За пультом стоял главный дирижер театра Владимир Понькин.
Первая премьера нового сезона в Мариинском театре состоялась сегодня, 9 ноября. Прозвучала опера Чайковского «Опричник» в постановке Виктора Высоцкого. За дирижерским пультом Валерий Гергиев.
Опера стала приношением театра великому русскому композитору в череде праздничных мероприятий по случаю его 175-летия. Именно с этой оперой Чайковский дебютировал на Мариинской сцене в 1874 году. Для режиссера-постановщика «Опричник» – тоже первая работа на этой сцене. «Опричник» не исполнялся в Мариинском театре с 1917 года.
Читайте рецензию на эту постановку в следующем выпуске нашего журнала.
11 ноября в Михайловском театре исполнят в концертном варианте «Снегурочку» Римского-Корсакова под управлением Дмитрия Юровского.
Согласно информации на сайте театра главные партии для концертного исполнения «Снегурочки» готовят: Наталья Миронова, Светлана Мончак и Светлана Москаленко (Снегурочка), Екатерина Егорова (Весна), Софья Файнберг и Марина Огий (Лель), Станислав Щвец и Юрий Мончак (Дед Мороз), Александр Кузнецов и Дмитрий Даров (Мизгирь), Мария Литке и Татьяна Рягузова (Купава), Борис Степанов (Берендей).
Наш журнал планирует опубликовать рецензию на это концертное исполнение в ближайших выпусках.
В Москве объявлены номинанты очередного фестиваля «Золотой маски», конкурсные показы которого пройдут в 2016 году. По итогам сезона 2014/15 гг. Экспертный совет выбрал следующие работы в области оперного искусства:
ОПЕРА/СПЕКТАКЛЬ
ДОН ЖУАН, Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
ЖАННА Д’АРК, Театр оперы и балета им. М.И. Глинки, Челябинск
МЕДЕЯ, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
ПИКОВАЯ ДАМА, Мариинский театр, Санкт-Петербург
ПИКОВАЯ ДАМА, Театр оперы и балета, Самара
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА, Театр «Новая опера» им. Е. Колобова, Москва
САТЬЯГРАХА, Театр оперы и балета, Екатеринбург
СВАДЬБА ФИГАРО, Большой театр, Москва
СВЕРЛИЙЦЫ. ЭПИЗОД II, Электротеатр «Станиславский», Москва
СВЕРЛИЙЦЫ. ЭПИЗОД V, Электротеатр «Станиславский», Москва
СКАЗКИ ГОФМАНА, Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
ТРУБАДУР, Михайловский театр, Санкт-Петербург
ХОВАНЩИНА, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
ОПЕРА/РАБОТА ДИРИЖЕРА
Артем АБАШЕВ, «Сказки Гофмана», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Александр АНИСИМОВ, «Пиковая дама», Театр оперы и балета, Самара
Евгений ВОЛЫНСКИЙ, «Жанна д’Арк», Театр оперы и балета им. М.И. Глинки, Челябинск
Феликс КОРОБОВ, «Медея», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
Теодор КУРЕНТЗИС, «Дон Жуан», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Александр ЛАЗАРЕВ, «Хованщина», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
Уильям ЛЕЙСИ, «Свадьба Фигаро», Большой театр, Москва
Андрей ЛЕБЕДЕВ, «Ромео и Джульетта», Театр «Новая опера» им. Е. Колобова, Москва
Оливер фон ДОХНАНЬИ, «Сатьяграха», Театр оперы и балета, Екатеринбург
Филипп ЧИЖЕВСКИЙ, «Сверлийцы», Электротеатр «Станиславский», Москва
ОПЕРА/РАБОТА РЕЖИСCЕРА
Арно БЕРНАР, «Ромео и Джульетта», Театр «Новая опера» им. Е. Колобова, Москва
Екатерина ВАСИЛЕВА, «Жанна д’Арк», Театр оперы и балета им. М.И. Глинки, Челябинск
Катерина ЕВАНГЕЛАТОС, «Сказки Гофмана», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Вячеслав, ИГНАТОВ, Мария ЛИТВИНОВА, «Путешествие в страну Джамблей», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Михаил ПАНДЖАВИДЗЕ, «Пиковая дама», Театр оперы и балета, Самара
Евгений ПИСАРЕВ, «Свадьба Фигаро», Большой театр, Москва
Александр ТИТЕЛЬ, «Медея», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
Тадэуш ШТРАСБЕРГЕР, «Сатьяграха», Театр оперы и балета, Екатеринбург
Борис ЮХАНАНОВ, «Сверлийцы», Электротеатр «Станиславский», Москва
ОПЕРА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Зарина АБАЕВА, Антония, «Сказки Гофмана», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Анна АГЛАТОВА, Сюзанна, «Свадьба Фигаро», Большой театр, Москва
Ирина БОЖЕНКО, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Театр «Новая опера» им. Е. Колобова, Москва
Наталья БУКЛАГА, Муза, Никлаус, «Сказки Гофмана», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Хибла ГЕРЗМАВА, Медея, «Медея», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
Наталья КИРИЛЛОВА, Эльвира, «Дон Жуан», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Ирина КРИКУНОВА, Лиза, «Пиковая дама», Театр оперы и балета, Самара
Надежда КУЧЕР, Олимпия, «Сказки Гофмана», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Анастасия ЛЕПЕШИНСКАЯ, Иоанна, «Жанна д’Арк», Театр оперы и балета им. М.И. Глинки, Челябинск
Юлия МАЗУРОВА, Керубино, «Свадьба Фигаро», Большой театр, Москва
Надежда ПАВЛОВА, Анна, «Дон Жуан», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Татьяна РЯГУЗОВА, Леонора, «Трубадур», Михайловский театр, Санкт-Петербург
Ирина ЧУРИЛОВА, Лиза, «Пиковая дама», Мариинский театр, Санкт-Петербург
ОПЕРА/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Михаил ГУБСКИЙ, Герман, «Пиковая дама», Театр оперы и балета, Самара
Сергей МАЛИНИН, Принц Сверлии, «Сверлийцы», Электротеатр «Станиславский», Москва
Йонуц ПАСКУ, Линдорф, Коппелиус, Доктор Миракль, Дапертутто, «Сказки Гофмана», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Тимоти РИЧАРДС, Гофман, «Сказки Гофмана», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Алексей ТАТАРИНЦЕВ, Ромео, «Ромео и Джульетта», Театр «Новая опера» им. Е. Колобова, Москва
Дмитрий УЛЬЯНОВ, Хованский, «Хованщина», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
Скотт ХЕНДРИКС, Граф ди Луна, «Трубадур», Михайловский театр, Санкт-Петербург
Владимир ЧЕБЕРЯК, Махатма Ганди, «Сатьяграха», Театр оперы и балета, Екатеринбург
Константин ШУШАКОВ, Граф Альмавива, «Свадьба Фигаро», Большой театр, Москва
8 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося шведского дирижера и композитора итальянского происхождения Ламберто Гарделли.
Гарделли учился в Пезаро, позднее в римской консерватории Санта-Чечилия. В 1933-37 работал пианистом-концертмейстером. С 1938 ассистент Туллио Серафина в Римской опере. Проработал в этом театре до 1946 года. Здесь же состоялся его дебют как оперного дирижера в «Травиате» (1944).
В 1946-55 гг. Гарделли – главный дирижер Королевской оперы в Стокгольме, одновременно дирижирует в Дроттнингхольмском театре. В 1955-61 руководил оркестром Датского радио, в 1961-65 выступал в Будапештской опере. В 1961 исполнил с большим успехом на фестивале Флорентийский музыкальный май «Триптих» Пуччини.
В 1964 Гарделли дебютировал в США, продирижировав в Карнеги-холле оперой «Капулетти и Монтекки» Беллини в концертном исполнении. В том же году он впервые выступил на Глайндборнском фестивале с «Макбетом», здесь же в 1968 исполнил «Анну Болейн» Доницетти. В 1966 дебютировал в Метрополитен-опера в «Андре Шенье» Джордано. Выступал здесь еще два сезона, исполнив «Травиату» (1967) и «Мадам Баттерфляй» (1968). В 1968 маэстро дирижирует в Неаполе «Джокондой» Понкьелли с Ренатой Тебальди в главной партии. С 1969 неоднократно выступал в Ковент-Гардене. Среди постановок на этой сцене «Отелло» (1969, дебют), «Ломбардцы в первом крестовом походе» Верди (1976), «Норма» (1980). Осуществил здесь же выдающуюся постановку «Богемы» (1982, режиссер Копли, солисты Шикофф, Котрубаш). Эта «Богема» Копли продержалась в репертуаре театра более 30 лет.
Маэстро дважды выступал в Сан-Франциско, исполнив здесь вердиевские оперы «Симон Бокканегра» (1980) и «Эрнани» (1984). В 1980 в Оранже исполнил «Риголетто». 1982 дирижировал на фестивале в Брегенце «Лючией ди Ламмермур» с Ричаррелли, Каррерасом и Нуччи.
В 1982-85 руководил симфоническим оркестром Баварского радио. В 80-е гг. вновь выступал в Будапештской опере («Сила судьбы» Верди, «Моисей и Фараон» Россини). В 1994 в Цюрихе исполнил «Адриану Лекуврер» Чилеа.
Гардели участвовал в создании фильма-оперы «Травиата» режиссера В.Нагеля (1973, в главных партиях Френи, Бонизолли).
Гарделли – автор нескольких опер, симфонии, реквиема, инструментальных произведений. Выступал также как симфонический дирижер.
Значительное место в его творчестве занимала студийная работа. Дирижер сделал много оперных записей, в т. ч. ранних сочинений Верди, интерпретации которых считаются образцовыми. В 1976 записал «Медею» Керубини на венгерской фирме Hungaroton, где заглавную партию пела Сильвия Шаш, одна из лучших исполнительниц этой роли и участница многих оперных проектов дирижера. Там же Гарделли осуществил запись нескольких опер Респиги («Семирама», «Пламя», «Бельфагор»). Среди лучших записей студийных версий вердиевские оперы «Альзира» (Orfeo, И.Котрубаш, Ф.Арайса, Р.Брузон), «Аттила» (Philips, Р.Раймонди, К.Дойтеком, К.Бергонци, Ш.Милнс), первая полная французская версия Вильгельма Телля (EMI, Г.Бакье, Н.Гедда, М.Кабалье, М.Меспле и др.).
Скончался Гарделли 17 июля 1998 года в Мюнхене.