В рамках II музыкального фестиваля Василия Ладюка «ОПЕРА Live» 2 ноября 2015 года в Концертном зале им. Чайковского состоялся концерт баритона Василия Ладюка и тенора Сергея Скороходова. Они пели в сопровождении Национального филармонического оркестра России п/у художественного руководителя и главного дирижёра Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан Александра Сладковского.
Хочу сразу отметить, что это был концерт двух очень интересных певцов международного класса. Отсюда и точка отсчета оценки выступлений обоих артистов. Уровень их не самых удачных номеров для многих других мог бы стать высшим достижением. Разумеется, каждого надо мерить его собственным аршином, который для Ладюка и Скороходова намного больше среднего.
Впечатления от выступления Василия Ладюка делятся антрактом на две части. В первом отделении звучала музыка русских композиторов. Его светлый баритон не самым лучшим образом подходит для русского репертуара. Были исполнены Песня Веденецкого гостя из «Садко», романс Демона «На воздушном океане…» и ария Елецкого. Главное мое замечание в отношении этой части выступления певца, что все русские арии прозвучали хотя и красиво, вокально качественно, но одинаково. Чувствовался некий эмоциональный зажим, возможно, вызванный излишним волнением певца. Наиболее заметно это проявилось в романсе Демона. Да и в арии Елецкого ощущался некий холодок, без внутреннего волнения персонажа.
У Сергея Скороходова наименее удачным в первом отделении получился романс молодого цыгана из оперы Рахманинова «Алеко». Хотя он сам позиционирует себя как лирический тенор, не лучшим образом Скороходов исполнил арию Ленского «Куда, куда…». Здесь ему не хватило необходимой кантилены. Парадоксально, но лучшим в первом отделении стало исполнение Скороходовым арии Германа «Что наша жизнь? Игра…», обычно предназначаемой для драматического тенора. Певец же своим лирическим голосом, не форсируя его излишне, сумел передать весь драматизм уставшего от жизни героя, который в конце арии поёт гимн смерти.
Второе отделение концерта было отдано репертуару итальянских композиторов. И именно в этой музыке проявилась индивидуальность Ладюка и Скороходова. Пролог из оперы «Паяцы» Ладюк исполнил весьма артистично и с вокальным блеском. Удачно он спел и сцену смерти Родриго ди Позы из «Дон Карлоса». Здесь присутствовали нерв и экспрессия.
Скороходов во втором отделении также уделил внимание репертуару, который он не поет на сцене. Например, он спел вторую арию Каварадосси из «Тоски». Он сам считает, что еще не готов вынести эту партию, как и Германа из «Пиковой дамы», на сцену. Мне же в этом концерте именно они показались у Скороходова наиболее интересными и впечатляющими.
Но эмоциональными и вокальными центрами концерта стали два дуэта из опер Верди: «Дон Карлоса» и «Силы судьбы». Ладюк и Скороходов достигли в них полного ансамблевого единения. В дуэте Дона Карлоса и Родриго «Dio, che nell'alma infondere amor» («Ты, кто посеял в сердцах людей любовь») из I акта певцам удалось передать как сурово, без излишнего пафоса друзья клянутся в вечной дружбе и в намерении облегчить жизнь угнетаемого испанской короной народа Фландрии. Дуэт Альваро и Карлоса «Solenne in quest'ora» («Одна только просьба!») из III акта оперы «Сила судьбы» – самый известный из трёх в этой опере, в котором Альваро, считающий, что он умирает, просит друга, на самом деле являющегося его злейшим врагом, уничтожить письма из его вещевого мешка. Дуэт получился у Скороходова и Ладюка особо трепетным и проникновенным, но без излишней сентиментальности.
На бис Ладюк исполнил неаполитанскую песню, а Скороходов – арию Су-Чонга из оперетты Франца Легара «Страна улыбок»
Очень тактичным вопреки весьма агрессивному жесту дирижёра был аккомпанемент НФОР п/у Александра Сладковского. Оркестр аккомпанировал певцам хорошо. Однако все три симфонических фрагмента концерта – «Три чуда» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», Интродукция к опере «Пиковая дама» и вступление к опере Верди «Аттила» – были исполнены А. Сладковским излишне агрессивно и жестко.
В целом концерт Василия Ладюка и Сергея Скороходова произвел очень благоприятное впечатление. Программа была составлена грамотно, но, что гораздо важнее, с хорошим вкусом исполнена обоими солистами.
В рамках Музыкального фестиваля Василия Ладюка «ОПЕРА Live» в ноябре пройдут ещё два мероприятия: 13 ноября в Камерном зале Московского международного Дома музыки состоится концерт «…от Баха до Леннона…» вокального ансамбля «VOCADEMICA»; 14 ноября в Концертном зале им. П. И. Чайковского мы услышим концертное исполнение оперы Бизе «Искатели жемчуга» с дирижёром Лораном Кампеллоне.
В Москве одновременно проходит фестиваль Динары Алиевой. Надо отметить, что фестиваль Ладюка организован лучше. В будущем организаторам обоих фестивалей стоило бы договориться и разнести их на разное время.
Сергей Скороходов с 2007 года состоит в труппе Мариинского театра, на сцене которого исполнил партии Самозванца, Ленского, Водемона, Альфреда, Эдгара, Неморино, Лоэнгрина и др. Певец много выступает на зарубежной оперной и концертной сцене. Он пел в Метрополитен-опера, Вашингтонской опере, Баварской государственной опере, Королевской опере Стокгольма, Фестивальном доме Баден-Бадена, театрах Мадрида и Валенсии, на Эдинбургском и Глайндборнском фестивалях, в лондонском Фестивал-холле и других сценах.
Василий Ладюк – обладатель Гран-при конкурса им. Франсиско Виньяса в Барселоне, первой премии «Operalia» в Мадриде в 2005 году и др. С 2003 года является ведущим солистом Московского театра «Новая Опера» им. Колобова, где поет партии Меркуцио в «Ромео и Джульетте» Гуно, Онегина, Пролог и Сильвио в «Паяцах», Белькоре в «Любовном напитке» и др. С 2007 года Василий Ладюк – приглашенный солист Большого театра России, где исполнил партию Фигаро в «Севильском цирюльнике», Елецкого, Щелкалова в «Борисе Годунове, Жермона, Марселя в «Богеме», Родриго ди Позы в «Дон Карлосе».
В качестве приглашенного солиста, кроме Большого театра, принимает участие в оперных постановках ведущих оперных театров России и мира – в Мариинском театре, Метрополитен Опера, Хьюстон Гранд Опера, Ла Фениче (Венеция), Норвежской королевской опере и др.