Не знаю, насколько в принципе это возможно, но есть ощущение, что создана опера, вернее оперетта, состариться которой не суждено. Второй раз смотрю «Микадо» Гилберта и Салливана в Английской Национальной опере, второй раз удивляюсь ее свежести и актуальности, испытываю глубочайшее визуальное наслаждение от декораций, костюмов, диалоги и даже хореография сдобрена хорошей порцией юмора, в музыкальном отношении что ни возьми – пение ли или игра оркестра - захватывающе и высокопрофессионально. Но есть один нюанс. Даже при том, что герои этой веселой оперетты в первые же минуты представления называют себя японскими джентльменами и носят японские имена, вещь это все-таки чисто английская, пронизана английским юмором, идет на языке оригинала, то есть на английском, арии сопровождаются титрами, диалоги же – нет.
Нестареющей постановке Джонатана Миллера в следующем году исполнится тридцать лет, и это – ее четырнадцатое возрождение в Английской Национальной опере, а ноябрьская премьера – двухсотый по счету спектакль.
Но если постановка – живет и процветает, артисты, увы, уходят. Нынешняя серия спектаклей посвящен английскому басу Ричарду Ангасу, столь любимому англичанами исполнителю заглавной роли, который в своей жизни играл роль господина Экзекутора в 156-ти представлениях. Он умер недавно в возрасте 71-го года.
После увертюры, прозвучавшей с мраморной бесстрастностью, дирижер – участник программы для молодых талантов ENO Charles Mackerras – Фергус Маклеод с открытием занавеса вдруг резко изменил тактику, и музыка зазвучала иначе – заинтересованно, красиво и легко, с соблюдением четкого темпа. И это была великолепная трактовка музыки Артура Салливана во всем ее оркестровом блеске, под которую зажигательно в стиле 20-х годов прошлого века танцевали “bell boy” мальчики в компании премиленьких горничных.
События оперетты происходят, как все могут догадаться, в Японии – в белоснежном гранд-отеле где-то на берегу Английского канала. Декорации созданы Стефаносом Лазаридисом, костюмы – Сью Блейн.
Я действительно наслаждаюсь этой постановкой "Микадо". Но режиссер обновленной версии Илэйн Тайлер-Холл добавила несколько штрихов, сделав оперетту более актуальной и забавной для современной аудитории. Например, в песню «Маленький список» попал не только Депутат палаты общин парламента Великобритании, а ныне лидер лейбористкой партии Джереми Корбин, который, по предсказаниям аналитиков, приведет партию к расколу, поскольку его программа неприемлема для “новых лейбористов», начавших свое существование со времен Тони Блэра. Вспомнили также и Дэвида Камерона, здравствующего премьер-министра, которому тоже очень хочется побомбить Сирию, но парламент говорит: «Нельзя!», и ему ничего не остаётся, как прислушаться к голосу демократии.
Баритон Ричард Суарт поет Господина Экзекутора по имени Ко-Ко, и не разочаровывает. Артист уверенно исполняет эту роль, он энергичен, комичен, его голос в хорошем состоянии, у него – безупречная дикция, что достаточно характерно для представителей старой школы.
Роберт Ллойд (Микадо Японии) – ветеран оперетты, исполняет заглавную роль с остроумием и обаянием, демонстрируя хороший голос.
Мария Беван (Ям-Ям) – вокальное украшение вечера как соло, так и в компании с Рейчел Ллойд (элегантная Питти-Синг) и Фионой Канфилд (Пип-Бо) – очень привлекательное трио.
У Энтони Григори (Нанки-Пу), сына императора Японии Микадо, влюбленного в Ям-Ям, голос не сильный, но вписывается в общую канву постановки. Грэм Дэнби сыграл великолепно Лорда Все-Остальное (Lord High Everything Else), а именно – главного казначея и по совместительству – главного судьи.
Хор пел замечательно, танцевальная группа зажигала на сцене только так, а певцы оставшихся трех второстепенных ролей исполнили свои небольшие партии блестяще.
Сам Джонатан Миллер вышел в конце спектакля на поклон, в знак уважения к которому и в благодарность за прекрасное шоу, которое мы увидели, партер встал и аплодировал стоя.
Да, не каждому суждено создать нечто нетленное! А чтобы это было оценено по достоинству современниками при его жизни – и подавно!