«Ваня и Маша» — загадка для детей

«Гензель и Гретель» Хумпердинка в Мариинском театре

«Гензель и Гретель» Хумпердинка в Мариинском театре
Оперный обозреватель
Возвращение этой волшебной детской оперы на сцену Мариинского театра даже в таком виде все равно очень ценно. Постановка выполняет возложенную на нее функцию и служит для юного слушателя схематичной смысловой разметкой музыкального ряда. Приятно знать, что новое поколение горожан и гостей Петербурга, только начинающее знакомство с миром Музыки, сможет посетить этот подготовительный к Вагнеру музыкальный класс и заодно увидеть знакомую сказку, рассказанную в непривычной, назидательно-воспитательной форме. Так что, «Гензель и Гретель», с возвращением вас!

В жаркое для любого театра время до и после новогодних праздников публикой более всего востребованы спектакли, создающие волшебную зимнюю атмосферу и предназначенные для семейной аудитории. Например, на обе постановки мариинских Щелкунчиков, заслуженно пользующихся наибольшей популярностью в городе, купить билеты в эти дни достаточно сложно, если только не позаботиться об этом заблаговременно.

1/4

Сказочная опера «Гензель и Гретель» Энгельберта Хумпердинка уже очень давно является для европейской публики таким же, как и Щелкунчик для российской, репертуарным спектаклем и символом Рождества и Нового Года. Поэтому состоявшаяся в нынешнем декабре премьера оперы Хумпердинка в Концертном зале Мариинского театра не может не радовать.

Эта опера в России конца 19 века была весьма популярна и пережила несколько постановок. Впервые она была поставлена на сцене Панаевского театра в Петербурге, затем в московском Большом театре под названием «Пряничный домик», а позже – в Мамонтовской опере.

В Мариинском театре оперу «Гензель и Гретель» впервые представили публике 24 октября 1897 года. Тогда её исполняли на русском языке сохранив оригинальное название. Русский перевод был сделан Екатериной Клетновой. Трудно его сейчас назвать благозвучным, а еще сложнее талантливым. В нынешней постановке режиссера Александра Маскалина опера также звучит по-русски и использует тот самый перевод. Несмотря на то, что подобная преемственность впечатляет, а русский текст безусловно необходим для правильного восприятия оперы целевой детской аудиторией, живой русский язык за прошедшее с тех пор время успел очень сильно измениться. Некоторые слова и даже целые предложения на слух уже воспринимаются по меньшей мере странно, а то и вовсе непонятно. Кроме этого заведомо неудачной будет попытка найти в программке исполнителей партий Гензеля и Гретель, ведь перелистнув обложку с написанными именами, мы увидим лишь Ваню и Машу. Вот такая старая новая загадка для детей.

Постановка режиссера Александра Маскалина смотрится совсем по-детски наивной, бесхитростной и простой, но при этом она вполне динамична и продумана с точки зрения драматической игры. Она безусловно предназначена для самых маленьких, поскольку вовсю использует прием буквального иллюстрирования сюжета. Если расшалившиеся дети разбивают глиняный кувшин с молоком, то он натурально разламывается на два остроугольных черепка, если сон детей охраняют ангелы, то хористы Академии молодых певцов, одетые в белые одежды с широкими рукавами-крыльями стоят сзади и обнимают каждого из детей на сцене за плечи.

Буквальность соблюдена и относительно использования термина «полусценическое исполнение». Публика вовсю шутила на эту тему на премьере. Постановка действительно занимает лишь узкую тесную полосу просцениума, поскольку основную часть сцены занимает оркестр. Теснота выносит сценическое движение частично на лестничные спуски партера, заставляет сценографию Сергея Грачева быть максимально сдержанной и диетически незамысловатой. Предметы служат лишь якорями, обозначениями места действия, остальное детям предлагается дофантазировать самим.

Главные партии поют солисты Академии молодых певцов: Эвелина Агабалаева - Ваня, Маргарита Иванова – Маша, Регина Рустамова - Ведьма. Нельзя сказать, что какая-либо из исполненных партий является явной вокальной удачей и отчетом об отлично проделанной работе. Певицы заметно старались показать не только качественное, но и эмоционально убедительное исполнение. Частично им это удалось. Кроме возможного отсутствия опыта исполнения подобных партий, была еще причина для того, чтобы слушатели не слишком хорошо смогли оценить вокальное исполнение.

Расположение оркестра на сцене Концертного зала создает эффект звукового купола и достаточно сильно перекрывает певцов. Видимо, приглашенному дирижеру - Кери-Линн Уилсон сложно было учесть и просчитать все особенности акустики зала. К счастью, у ее работы с оркестром не было подобных недочетов. Кери-Линн уже несколько лет учит русский язык и считает своим долгом говорить с артистами, донести свое видение исполнения до каждого во время репетиционной работы. И, как результат, оркестр под ее эмоционально выдержанным, ясным и очень адресным управлением звучал просто отлично. Оркестр действовал как единый организм, звучал живописно разнообразно по плотности, четко и контрастно, легко и прозрачно там, где это было необходимо. Это явно говорит еще и о достаточном количестве предшествующих репетиций.

Пускай, этой постановке очень не хватает настоящих чудес и превращений, а, из-за отсутствия сложных световых и видео эффектов даже в сценах сна и полета ведьм, она выглядит чрезмерно бюджетной и почти примитивной, но прекрасная музыка компенсирует эти недостатки, приглашает к полету фантазии, рисует недостающие фантастические картины.

Возвращение этой волшебной детской оперы на сцену Мариинского театра даже в таком виде все равно очень ценно. Постановка выполняет возложенную на нее функцию и служит для юного слушателя схематичной смысловой разметкой музыкального ряда. Приятно знать, что новое поколение горожан и гостей Петербурга, только начинающее знакомство с миром Музыки, сможет посетить этот подготовительный к Вагнеру музыкальный класс и заодно увидеть знакомую сказку, рассказанную в непривычной, назидательно-воспитательной форме. Так что, «Гензель и Гретель», с возвращением вас!

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Мариинский театр

Театры и фестивали

Гензель и Гретель

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ