Уважаемые читатели! Следующий выпуск нашего журнала выйдет 18 января.
На сцене Мариинки-2 под Новый год – мировая премьера. Опера–феерия Родиона Щедрина «Рождественская сказка» для детей и взрослых. Когда-то неоконченная, заново отделанная композитором партитура нынче посвящена Валерию Гергиеву. И Мариинскому театру, в стенах которого сегодня звучит весь музыкально-театральный Щедрин.
С композитором давно и удачно сработались режиссёр Алексей Степанюк, сценограф Александр Орлов и художник по костюмам Ирина Чередникова, осуществившие постановки всех щедринских опер последних лет. Вот и на этот раз они сочиняли совсем новый спектакль вместе.
В основу либретто, написанного самим Родионом Константиновичем, положены сказка чешской писательницы Божены Немцовой в переводе любимого Щедриным Николая Лескова и мотивы других русских сказок. Отечественная публика разных возрастов знает «12 месяцев» Самуила Маршака, спектакли по его пьесе в самых разных театральных видах и сейчас идут на сценах. У Щедрина фабула та же, но кое-что немного иначе.
Гергиев справедливо говорит о новой партитуре Щедрина, как о большой, яркой, сверкающей. Колористическое богатство и разнообразие здесь действительно бесконечно, звуковые фейерверки – вроде короткой музыкально-сценической заставки вступления, заквашенной на весёлых ярмарочных диссонансах, – чрезвычайно нарядны своими острыми ритмами и своеобычной оркестровкой. Музыкальная ткань буквально пронизана попевками плясового и частушечного характера, раскрашена тембрами необычных для симфонического оркестра инструментов.
Но одновременно «Рождественская сказка» – это некая музыкальная материя сродни понятию «вещь в себе», лиричная и даже интимная, к ней надо очень внимательно прислушиваться. Здесь целый негромкий пантеистический мир с его шорохами и шуршанием, постукиваниями и посвистами, которые так бережно передаёт оркестр Гергиева. В этот звуковой мир естественно, как природная составная, встраивается в большинстве своём тихо звенящее в верхних регистрах пение падчерицы-Замарашки, выстроенное на фольклорных попевках русского Lamento. Или чуть приглушённые голоса чудесных видений – двенадцати месяцев. Как ни странно, характерные плясовые попевки и ритмы не нарушают общего мистериального характера представления. Такое темпоритмическое и интонационное единообразие несколько даже усложняет восприятие сказочного спектакля-феерии. Но оно поддерживает атмосферу реальной нереальности, чуда, волшебства, а это для Щедрина – самое важное.
Разрежённому звуковому пространству партитуры отвечает свободное, полное воздуха пространство сцены Мариинки-2, создающей ощущение галактической необъятности. По ходу действа бело-голубая пустота заполняется пёстрой толпой или лёгкими, опускающимися с колосников стволами зимнего берёзового леса; всего двумя стоящими стоймя кроватями с яркими одеялами, обозначающими спальню Злыдни и Мачехи или большим троном, въезжающим по широкой красной ковровой дорожке; вышками-ёлками, увенчанными живыми певцами – двенадцатью месяцами или клумбой-поляной фиалок, лёжа на которой видит то ли чудо, то ли сон полузамёрзшая Замарашка. Вообще всё, что претерпевает в лесу безропотная героиня, очень похоже на видения замерзающего человека. Только подаренное красавцем-Апрелем волшебное кольцо, сверкающее на пальце девушки, примиряет её чудесные сны с реальностью.
Есть в постановке ещё один весьма значимый пласт – сатира. Собственно, всё действо построено на сопоставлении сказочной мечты и сатиры. Ибо основное зло здесь – Злыдня и Мачеха – архетипы современного мещанства. Слегка лубочная сатира в спектакле нацелена на откровенно алчную практичность, на потребительский образ жизни более-менее обеспеченных бездельников с телевизорами на спинке кроватей и мечтами о собственных островах и яхтах. Достаётся и воякам, напоминающим армию Додона – тоже излюбленная русская тема. С государыней-царицей авторы обходятся чуть осторожнее – её дикие причуды выглядят как проверка степени тупой покорности подданных. И когда на сцене в роли государыни Екатерина Сергеева с её настоящей царственностью и красотой пения, ясно, что с ней особо не побалуешь.
Вообще, состав на премьере был первоклассный: колоратурная Злыдня Ларисы Юдиной капризничала злобно и очень точно интонационно, а Анна Кикнадзе с её красиво окрепшим меццо с удовольствием работала острохарактерной Мачехой. Нежно звенящий голос совсем молодой Пелагеи Куренной легко летел через оркестр, убеждая, что её светлая Замарашка, подобно Февронии, – прекрасное творение природы, всепрощающее и несущее людям добро. Исполнителей партий двенадцати месяцев, часть из которых композитор наделил женскими голосами, не всегда хорошо было слышно с их вышек, зато аплодисменты за всех заслуженно получил Апрель Александра Михайлова с его красивым романсом. Хор на премьере пел превосходно даже самые сложные номера a capella.
Заключительный гимн добру, мелодикой и поступью приятно напомнивший прокофьевского «Александра Невского», примирил всех со счастливым концом. Публика живо реагировала на реплики особо злободневного характера про санкции и прочее. Сказать, что это делает представление более актуальным, нельзя, хотя подобная дань скоморошьему театру, чьи признаки налицо, не противоречит общему характеру действа. Куда актуальнее, однако, поиск позитива в самом посыле темы произведения и спектакля: природа, вселенная любит людей и даёт им право выбора – творить зло или добро, до поры, до времени прощая даже зло. Отвечает ли новый спектакль на запросы этой очень серьёзной темы? И да, и нет. Во всяком случае, он их ставит.
Фото Натальи Разиной и Валентина Барановского