Оперная панорама

Евгений Цодоков
Основатель проекта
«Манон» Массне в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. «Симон Бокканегра» в Мариинском театре. VII Фестиваль спектаклей Бориса Покровского. Двойники Крещенского фестиваля Новой оперы. «Письмо незнакомки» Спадавеккиа в Мариинском театре. Павел Смелков назначен главным дирижером Приморской сцены Мариинского театра. L’Étoile – исчезнувшая «Звезда». Кончина Пьера Булеза.

Уважаемые читатели! Следующий выпуск нашего журнала выйдет 1 февраля.

«Манон» Массне в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко

29 января в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко очередная премьера – опера Жюля Массне «Манон». Музыкальный руководитель и дирижер постановщик спектакля Феликс Коробов. Режиссер-постановщик Андрейс Жагарс, сценограф Рейнис Сухановс.

Недавно на сайте театра появилась официальная информация о солистах, которые готовятся выступить в главных партиях: Евгения Афанасьева, Инна Клочко, Мария Макеева (Манон), Липарит Аветисян, Чингис Аюшеев, Александр Нестеренко (Де Грие), Антон Зараев, Андрей Батуркин (Леско), Феликс Кудрявцев, Денис Макаров (Граф де Грие), Валерий Микитский, Евгений Поликанин (Гийо де Морфонтен), Дмитрий Кондратков, Илья Павлов (Бретиньи).

Российская премьера «Манон» прошла в 1885 году в Мариинском театре в присутствии Государя и членов Императорской фамилии. Главные партии исполняли знаменитая русская певица Эмилия Павловская, искусство который высоко ценил Массне, и Михаил Михайлов (Зильберштейн).

Это не первое появление «Манон» в театре на Большой Дмитровке. Предыдущая постановка состоялась в 1973 году. Руководитель постановки Л. Михайлов, режиссер Н. Кузнецов. Дирижер В. Есипов. Опера была сильно сокращена (музыкальная редакция композитора А. Николаева). Главные партии тогда исполняли Галина Писаренко и Анатолий Мищевский.

«Симон Бокканегра» в Мариинском театре»

Скоро любителей оперы ожидает встреча с редким для отечественной сцены шедевром зрелого Верди – оперой «Симон Бокканегра». В 2008 году этот опус прозвучал здесь в концертном исполнении на фестивале «Звезды белых ночей». И вот теперь – сценическая версия, которая будет представлена публике 5 и 7 февраля. Спектакль является переносом копродукции венецианского театра Ла Фениче и генуэзского Карло Феличе 2014 года. Режиссер-постановщик и сценограф Андреа де Роза. Музыкальный руководитель и дирижер мариинской постановки – Валерий Гергиев. Интерес представляет также анонсированное театром участие в спектакле знаменитого баса Ферруччо Фурланетто в партии Фиеско. Полностью состав исполнителей будет объявлен позднее.

На сайте театра дана краткая характеристика сценической концепции постановки оперы. Приводим ее здесь:

«Режиссер Андреа Де Роза решил сценическое пространство таким образом, чтобы сфокусировать внимание на взаимодействии героев и их чувствах.

За создание соответствующей атмосферы в спектакле отвечают видеопроекции, созданные специально для этой постановки на основе реальных пейзажей морского побережья Генуи, где и разворачивается действие оперы (художник по свету и видео – Паскаль Мари).

”Я остался верен тексту, пытаясь подчеркнуть то, что, по моему мнению, является здесь ключевым элементом – море. Для такого человека, как Симон Бокканегра, важно всегда иметь видимый горизонт, но боль и интриги власти застилают его”, – говорит Андреа Де Роза».

Первая постановка на русской сцене этой оперы Верди состоялась в 1955 году в Свердловске (Екатеринбурге). Дирижер – А. Людмилин, режиссер – М. Минский. Практически одновременно в том же году опера прозвучала в Куйбышевском (Самарском) театре оперы и балета.

VII Фестиваль спектаклей Бориса Покровского

С 6 по 31 января в Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского проходит традиционный фестиваль, приуроченный ко дню рождения основателя театра Бориса Александровича Покровского, режиссера, с именем которого связаны знаковые страницы истории отечественного и мирового оперного искусства. Фестиваль дает возможность увидеть ретроспективу лучших спектаклей Покровского, поставленных в Камерном музыкальном театре. Большинство из них много лет с неизменным успехом идут на этой сцене, а также входят в гастрольные программы театра, их с радостью встречают зрители во всем мире.

В рамках фестиваля – восемь оперных спектаклей: «Ростовское действо» митрополита Димитрия Ростовского (6 и 7 января), «Волшебная флейта» (9, 10 и 12 января) и «Дон Жуан, или Наказанный развратник» В. А. Моцарта (29, 30 и 31 января), оперные шедевры ХХ века — «Похождения повесы» И. Стравинского (17 и 19 января) и «Нос» Д. Шостаковича (23 января), одноактные оперы Дж. Пуччини «Плащ» и «Джанни Скикки» (14 и 21 января) и жемчужина барочного музыкального театра «Юлий Цезарь и Клеопатра» Г. Ф. Генделя (26 и 27 января).

Программу фестиваля в этом году дополняют три значительных события.

18 января в 17.00 в Доме-музее А. Н. Островского (филиал Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина) открытие выставки «Век Покровского». На экспозиции будут представлены уникальные материалы из архива театра, ЦГТМ им. А. А. Бахрушина и личных собраний, рассказывающие обо всех спектаклях фестиваля. Среди экспонатов: эскизы костюмов выдающихся театральных художников Иосифа Сумбаташвили и Станислава Бенедиктова, эскизы и костюмы из личной коллекции художника Виктора Вольского; из архива театра — костюмы и бутафория, а также исторические фотографии, создающие зримый образ каждого спектакля.

19 января 90-летие отмечает режиссер, драматург и публицист, соратник Бориса Покровского Григорий Спектор. В честь юбиляра театр показывает спектакль «Похождения повесы», над капитальным возобновлением которого в 2010 году Спектор работал в качестве режиссера, так как именно работал с Покровским над первой постановкой оперы Стравинского на сцене Камерного музыкального театра в 1978 году.

А 23 января в театре состоится презентация книги Бориса Покровского «Очевидное и спорное». Чудом найденная несколько лет назад рукопись была издана в Нижнем Новгороде осенью 2015 года, и мы рады, что имеем возможность представить ее московской аудитории. Презентация пройдет в фойе театра в антракте спектакля «Нос», которым театр отметит день рождения Мастера.

Пресс-релиз Камерного театра

Двойники Крещенского фестиваля Новой оперы

10 января в Новой опере открылся традиционный Крещенский фестиваль, с программой которого можно ознакомиться на сайте театра. Тема фесттиваля – «Диалоги и двойники» – весьма оригинальна. Там же на сайте Михаил Сегельман кратко, но весьма содержательно представляет его концепцию:

«Новая Опера предлагает слушателям насладиться сочинения¬ми, вдохновленными одним и тем же первоисточником (но иногда — в далеких по букве и духу интерпретациях), присоединиться к диалогу эпох, стилей, жанров, библейских и литературных сюжетов, языков, национальных культур. Сквозные сюжеты фестиваля — библейская история царевны Саломеи («Иродиа¬да» Ж. Массне и «Саломея» Р. Штрауса), трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (одноименная опера Ш. Гуно и опера «Капулетти и Монтекки» В. Беллини), драматическая поэма А.С. Пушкина «Цыганы» (одноименная опера Р. Леонкавалло и опера «Алеко» С.В. Рахманинова). Увлекательным стилистическим экспериментом станет исполнение двух реквие¬мов, разделенных почти двумя столетия¬ми, — гения классической музыки В. Моцарта и гения мюзикла Э. Ллойда Уэббера. Спектакли Камерного хора «Чёрное» и «Белое» — диптих-исследование иных людей».

Особый интерес представляют концертные исполнения опер «Капулетти и Монтекки» Беллини, «Цыганы» Леонкавалло, «Иродиада» Массне. Для русского слушателя – это весьма экзотические опусы.

Шедевр Беллини впервые был исполнен на русской сцене в 1837 году в Петербурге. В СССР эту оперу можно было увидеть лишь однажды, когда в 1989 году её представил на московской сцене театр Ла Скала. Наконец, в 2008 состоялось концертное исполнение в КЗЧ с Патрицией Чьофи, Анной Бонитатибус и Сергеем Романовским. «Цыганы» Леонкавалло исполнялись у нас лишь однажды в 2011 году в Большом зале Петербургской филармонии, а «Иродиада» не звучала никогда.

Наш журнал планирует опубликовать в феврале обзор, посвященный исполнению этих редких опусов силами Новой оперы.

Сайт театра Нова опера

«Письмо незнакомки» Спадавеккиа в Мариинском театре

Мариинский театр продолжает уже сложившуюся хорошую традицию исполнения опер советских композиторов. 8 января в Прокофьевском зале (Мариинский-2) была представлена монооопера Антонио Спадавеккиа «Письмо незнакомки».

На сайте театра можно прочитать исключительно познавательный сопроводительный текст по этому поводу. Приводим его полностью:

«Жанр монооперы проник в советскую музыку во второй половине 1960-х и в два последующих десятилетия пережил пышный расцвет. Это явление легче всего объяснить эффектом «Человеческого голоса»: музыкальная трагедия Франсиса Пуленка, сорокаминутный телефонный разговор для сопрано с оркестром, впервые была исполнена в Москве в сезоне 1965/66 и пользовалась большим успехом. Однако еще раньше, в 1963-м, студент Московской консерватории Юрий Буцко написал монооперу «Записки сумасшедшего» на текст гоголевской повести. В исполинский дворец советской оперы, стесняясь, вошел одинокий маленький человек, – вместе с ним на оперную сцену проникли заметки, записки, письма и дневники.

В 1969 году Григорий Фрид пишет оперу «Дневник Анны Франк», а еще через шесть лет – «Письма ван Гога». В качестве симметричного ответа Буцко сочиняет оперу «Из писем художника» (1978), обращаясь к эпистолярному наследию Константина Коровина. К 1972 году относятся «Письма любви» Виталия Губаренко – он же в 1993-м напишет «Одиночество» по мотивам «Писем к незнакомке» Мериме. В 1985-м проходит премьера «Ожидания» Микаэла Таривердиева (заглавие точно совпадает с названием экспрессионистской монодрамы Арнольда Шёнберга, но музыкальный язык диаметрально противоположен шёнберговскому).

Жанр монооперы неслучайно расцвел в эпоху застоя с ее пафосом тихого, интимного высказывания (песня со словами «Давайте негромко, давайте вполголоса» появилась именно тогда), с ее интересом к жизни рядовых, ничем не выдающихся людей, с ее тоской по человеческому голосу.

Антонио Спадавеккиа (1907–1988) обратился к жанру монодрамы в 1974 году, будучи автором девяти больших оперных партитур. В камерной опере он словно искал выхода из круга монументальных, космических тем: в числе его предыдущих опер – «Хождение по мукам» по Алексею Толстому, сверхпопулярный при жизни автора «Овод» по роману Этель Войнич, трилогия «К звездам», среди героев которой фигурировали Циолковский и Кибальчич. «Письмо незнакомки» написано по мотивам одноименной новеллы Стефана Цвейга (1922). Ее герой, известный беллетрист и любимец женщин, получает письмо без подписи и обратного адреса: «Тебе, никогда не знавшему меня». Дочитав послание незнакомки, он ощущает «дыхание смерти» и думает «об ушедшей жизни», хотя герою в момент повествования исполняется всего 41 год. Спадавеккиа снимает эту сюжетную рамку и фокусирует внимание на письме. Опера – это монолог женщины, посвятившей жизнь единственному человеку и не смевшей приблизиться к нему; женщины, так и не узнанной своим кумиром – отцом своего ребенка; женщины, только что потерявшей любимого сына и готовящейся к собственной смерти.

Музыкальный язык «Письма незнакомки» эклектичен: в нем ощущаются романсовые корни, влияние советской эстрадной песни и киномузыки (Спадавеккиа сам много работал для кино). Прошивающий музыкальную ткань оперы вальсовый ритм оборачивается в разных эпизодах то легким вальсом-бостоном, то взвинченным «большим» оперным вальсом. Экспрессивная подача материала и дробная «киномонтажная» структура заставляют вспомнить об операх Прокофьева, учеником которого справочные издания числят Спадавеккиа.

В постановке Мариинского театра единая партия сопрано поручена трем солисткам. Каждой из них доверен крупный эпизод, связанный с возрастом героини: время первого детского восторга (в либретто – от 13 до 16 лет), пора мучительной разлуки с любимым (от 16 до 18) и последние годы жестокого ожидания, когда «в глубине души таилась детская мечта, что ты позовешь меня хотя бы на час».

Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева
Постановка – Ирина Фокина
Сценография – Светлана Петерс
Свет – Егор Карташов

Исполнители:

Алёна Гурьева
Наталья Павлова
Анна Бархатова
Партия фортепиано – Елена Федоренко.

Сайт Мариинского театра

Павел Смелков назначен главным дирижером Приморской сцены Мариинского театра.

Художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев объявил имя главного дирижера Приморской сцены Мариинского театра во Владивостоке, им назначен дирижер Мариинского театра Павел Смелков. Главным приглашенным дирижером Приморской сцены стал приглашенный дирижер Мариинского театра Владислав Карклин.

Павел Смелков хорошо знаком артистам и зрителям Владивостока. Ранее он дирижировал там оперой «Евгений Онегин», работал над переносом оперы «Пиковая дама» в постановке Юрия Темирканова из Мариинского театра на Приморскую сцену в декабре 2015 года. Смелков окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования (класс профессоров И.А. Мусина и М.Г. Кукушкина) и композиции (класс профессора А.Д. Мнацаканяна). Работает в Мариинском театре с 2000 года. Неоднократно гастролировал с труппой театра во Франции, Финляндии, Австрии, Германии, Израиле, США.

Фонтанка.ру, 17.01

L’Étoile – исчезнувшая «Звезда»

С 1-го по 24 февраля в Ковент-Гардене пройдет премьера трехактной комической оперы, появившейся на свет в конце девятнадцатого века (1877), пленившей зрителей своей красотой и современностью музыки, а затем, практически, исчезнувшей, как далекая и прекрасная звезда, на добрую сотню лет. Публика смогла вновь насладиться ею только начиная с 80-х годов прошлого века, но очень скоро L’Etoile, или «Звезда» Эммануэля Шабрие вернется в Ковент-Гарден. Директор новой постановки известный английский режиссер Мариам Клемент, дирижер Марк Элдер. Роли исполняют английские и французские певцы Кейт Линдси, Кристоф Мортанье, Саймон Бэйли, Франсуа Пиолино и др.

Кончина Пьера Булеза

В Баден-Бадене 5 января на 91-м году жизни скончался выдающийся французский композитор-авангардист, дирижер и музыкально-общественный деятель Пьер Булез.

Булез учился в Парижской консерватории у Мессиана. В своем творчестве использовал новейшие техники музыкального письма – серийную технику, алеаторику и др. С середины 50-х гг. начал активную дирижерскую деятельность. Возглавлял Кливлендский оркестр (1970-72), Симфонический оркестр Би-Би-Си (1971-74), Нью-Йоркский филармонический (1971-77). В 1975-92 руководил основанным им Институтом музыкальных и акустических исследований при парижском центре имени Ж.Помпиду. В течение всей своей карьеры выступал с ведущими оркестрами мира с разнообразным репертуаром от венских классиков до авангарда.

В одном из своих экстравагантных заявлений Булез призывал «взорвать все оперные театры». Тем не менее, исполнительская практика Булеза в оперном жанре хоть и невелика, но значима. В 1963 году он исполнил в Париже «Воццека» Берга. С 1966 выступал в спектаклях Байройтского фестиваля, дебютировав «Парсифалем». В 1977 на байройтских гастролях в Японии дирижирует «Тристаном и Изольдой».

В 1976 Булез участвовал в Байройте в знаменитой юбилейной постановке «Кольца нибелунга», посвященной 100-летию со дня создания цикла. Сценическая версия Патриса Шеро (считающаяся переломной в режиссерском подходе к оперным постановкам), как и музыкальные достоинства спектаклей цикла (прежде всего, вокальные), были неоднозначно встречены публикой и музыкальной общественностью. При повторном исполнении тетралогии (1977-1980) успех нарастал, чему во многом способствовала изданная Шеро книга с подробным описанием его режиссерской концепции. Любопытна дневниковая запись Святослава Рихтера, присутствовавшего на юбилейной премьере тетралогии: «Ну вот – наконец-то, настоящее, честное, ясное и прозрачное исполнение (хотя и без магии) моего наилюбимейшего сочинения. Петр Булез заслуживает высших восхвалений. Патрик Шероу конечно парадокс и враждебен мне, несмотря на некоторые сценические удачи» [авторская орфография имен сохранена – прим. Е.Ц.].

Среди важнейших вех дирижерской карьеры Булеза – участие в мировой премьере полной 3-х актной версии неоконченной оперы Берга «Лулу» (завершил Ф.Черха) на сцене парижской Гранд-Опера (1979) в постановке все того же Патриса Шеро с Терезой Стратас в заглавной роли.

В 70-е годы и в дальнейшем Булез продолжал изредка выступать в опере. В 1977 продирижировал «Осуждением Фауста» Берлиоза в Линкольн-центре. В 1992 исполнил в Кардиффе оперу «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, в 1998 «Замок герцога Синяя Борода» Бартока в Экс-ан-Провансе, в 1999 в Кливленде «Испанский час» и «Дитя и волшебство» Равеля. В Байройте в 2004-2005 вновь дирижировал «Парсифалем». Среди его оперных работ последних лет также «Замок герцога Синяя Борода» (2005, Париж, театр Шатле, концертное исполнение), «Из мёртвого дома» Яначека (2007, Экс-ан-Прованс, Амстердам).

По материалам СМИ и пресс-релизам театров

Подготовил Евгений Цодоков

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ