В этой опере есть все – коррупция, политическое угнетение, сексуальное домогательство. Страстная любовь между темпераментной оперной дивой и революционно-настроенным художником. Пуччини, может быть, сам того не осознавая, создал нетленный триллер, полный сюрпризов и перенасыщенный драматизмом.
Я не видела в Ковент-Гардене эту постановку Джонатана Кента с 2011 года. Правда, не довелось тогда посмотреть ее с Анжелой Георгиу, Йонасом Кауфманом и Брином Терфелем. Говорят, это было потрясающее представление, люди занимали очередь с ночи, чтобы после открытия театра, часов в десять, купить стоячий билетик. Я же удовольствовалась вторым составом, после которого осталось странное ощущение того, что каждый актер — упоминать имена сейчас просто нет смысла — существовал во время представления как бы сам по себе.
И вот на сцене Ковент-Гардена снова «Тоска». Теперь партнерами все той же Анжелы Георгиу были узбекский тенор Нажмиддин Мавлянов в партии Каварадосси и итальянский баритон Роберто Фронтали певший Скарпиа. Сразу признаюсь, наибольший интерес в этом спектакле 25-го января для меня представляло именно выступление дебютанта Королевской оперы Нажмиддина Мавлянова, о котором я слышала много хвалебных слов от своих русских коллег.
Дирижер Эммануэль Виллауме – музыкальный руководитель Оперы Далласа, Пражской филармонии, а также главный дирижёр Национального Словацкого Филармонического оркестра – провел спектакль волнующе эмоционально и с большой симпатией и вниманием к певцам. Музыканты оркестра Королевской оперы выложились максимально в этот вечер.
Постановка Джонатана Кента 2006 года по-прежнему достаточно красива, но новое возобновление Андре Синклера – более лиричное, романтичное и менее пафосное. Публика увидела оперу в первую очередь о любви – как раз о том, чего существенно недоставало прежней постановке…
Это было совсем не похоже на зрителей Королевской Оперы, но одобряющие, я бы сказала даже восхищенные аплодисменты в адрес узбекского тенора, солиста Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Нажмиддина Мавлянова, хоть они и были некстати, прозвучали во время начальных реплик между Каварадосси с Ризничим – настолько певец захватил зал с самых первых нот.
После дебютного спектакля в Королевской опере (11 января) в прессе по поводу самого представления в целом и, в частности, выступления Мавлянова проскальзывали критические нотки – возможно, из-за волнения артисту тогда не удалось раскрыться в полной мере.
Но нам повезло, и мы услышали роскошного тенора, в нем чувствовалась мощь и сила, голос звучал при этом не слишком громко, но абсолютно завораживающе, чисто и очень красиво. Мавлянов уверенно чувствовал себя на сцене, он прекрасно играл, и кажется, наслаждался этим моментом.
Голос Георгиу в последнее время потерял часть своего блеска. Однако в этот вечер все звучало безукоризненно. Они оба, Анжела и Нажмиддин, высокие, красивые и стройные весьма подходили друг другу визуально, чувствовалось, что у этих сценических партнеров взаимная симпатия. Первый акт и милые любовные пререкания двух возлюбленных были исполнены просто великолепно. Впечатляющими оказались также и сцены второго акта со Скарпиа, где Георгиу преобразилась, превратившись из взбалмошной ревнивцы в дерзкую, гордую, непокоренную!
Шеф полиции Скарпиа в трактовке Роберто Фронтали, итальянского баритона из Рима, начавшего свою карьеру тридцать лет назад, выглядел очень выразительным в своей роли коррумпированного, продажного негодяя. И вокальным партнером он был достойным.
Юрий Юрчик в своей небольшой роли Чезаре Анджелотти и Дональд Максвелл как Ризничий украсили спектакль своим выступлением, привнеся нужную долю драматизма в первый акт.
Это был прекрасный вечер в Королевской опере, и я наслаждалась этой «Тоской», но… та «Тоска», которую предстоит мне увидеть 2 февраля, уже сейчас будоражит мое воображение. Потому что Флорию последние два спектакля будет петь Мария Гулегина (запланированное выступление Аманды Эчалаз из-за болезни отменено). Для Нажмиддина Мавлянова это будет третья партнерша в этой постановке. Мне чему-то кажется, что они – поладят!
Фото: Catherine Ashmore