Petite Messe Solennelle — это блюдо от Россини лучше слушать живьём!

Татьяна Елагина
Специальный корреспондент
Императору Наполеону III приписывают фразу: «Маленькая торжественная месса и не мала, и не торжественна, и не слишком месса». Не поспоришь про «не мала», почти полтора часа музыки - марафон. На объявление перед началом: «исполняется без перерыва» из партера БЗК раздалось громкое мужское: «Ооох!». Но когда, благодаря полной отдаче всех исполнителей, ты погружаешься в Мессу, время сжимается пружиной. Горжусь консерваторскими слушателями – ни одного хлопка не нарушило тишину между номерами. Дружные овации и нарядные букеты по окончании завершили ещё один значимый концерт фестиваля «Опера Априори».

Все мы, современные меломаны, в большей или меньшей степени заложники звукозаписей. Знакомство с новым материалом, подготовка к очередному походу на концерт или в оперу чаще всего происходит через гаджет. Движение мышью или пальцем, минута на выбор исполнения в You Tube или подобном ресурсе – и нате, извольте заказанное «блюдо»!

Зная, что Третий Международный фестиваль вокальной музыки «Опера Априори» будет открываться «Маленькой торжественной мессой» Дж.Россини, решила и я освежить давнее впечатление, послушать каноническое студийное исполнение именно такой, оригинальной камерной версии «Мессы» для хора, солистов, фисгармонии и 2-х фортепиано. Не знаю, что тому виной – звукорежиссура примерно 40-летней давности, рассчитанная на роскошные стереоколонки и правильное мягкое кресло на расстоянии от них, а не на мизерные динамики компьютера, или сам маэстро Россини в старости мыслил настолько акустически, что в записи «Месса» теряет много больше любой оперы. Но даже не стану упоминать великие имена певцов и дирижёров, которых выбрала для ознакомления – скучная «дежурная» полифония, разбавленная руладами из былого наследия. Неужели эта «домашняя радость» тот самый «…упоительный Россини, Европы баловень, Орфей»?

Правда, состав исполнителей на этом вечере внушал оптимизм и здоровое любопытство сочетанием знакомых и новых имён. Но все – настоящие Музыканты. Продюсеру «Опера Априори» Елене Харакидзян счастливо удалось 7 февраля 2016 года собрать в БЗК единую команду, в которой не было главных и второстепенных игроков.

Имена пианистов говорят сами за себя. Павел Нерсесьян – профессор Московской консерватории, известный не только как солист, но и замечательный камерный ансамблист, и серебряный лауреат только что прошедшего XV Конкурса им.Чайковского, и множества престижных международных соревнований, Лукас Генюшас.

Объёмное, словно трёхмерное звучание двух мощных роялей, поставленных «валетом» в разных углах сцены в туттийных местах было торжественно и празднично. Синхронность при отсутствии визуального контакта пианистов поражала. Павел Нерсесьян певучим, почти струнным туше исполнил удивительный для Мессы чисто инструментальный номер, «Религиозную прелюдию». Лукас Генюшас оказался вдохновенным и чутким вокальным партнёром, сопровождая Арию баса.

Кулинар и гурман Россини не случайно добавил партию фисгармонии. Тягучие аккорды электронного варианта инструмента придавали пряности фортепианной основе. Даже эту скромную вроде бы функцию исполнял известный композитор Алексей Курбатов, автор позапрошлогодней премьеры «Опера Априори» «Чёрный монах». Правда, в отсутствие аутентичной фисгармонии мелькала шальная мысль. Что если бы эту партию сыграл родной русский баян, с натуральными ручными мехами? После трагических «Семи слов Христа» Софии Губайдуллиной, где вздохи баяна изображают смерть Иисуса, такой вариант вполне возможен, на будущее. Тем более, религиозность Россини, разменявшего восьмой десяток к моменту написания Мессы, чисто по-итальянски сочеталась с юмором и самоиронией. Вот фрагмент из автографа-предисловия на партитуре: «…Боже, прости мне следующее сравнение. Апостолов тоже было двенадцать в знаменитой трапезе, написанной на фреске Леонардо под названием «Тайная вечеря». Кто бы мог поверить! Среди твоих последователей есть такие, которые берут фальшивые ноты. Боже, будь уверен, я клянусь тебе в этом, на моём ужине не будет Иуды, и мои ученики исполнят должным образом и con amore хвалы тебе, и это небольшое сочинение явится, увы, последним смертным грехом моей старости».

Сия пространная цитата больше всего подходит для характеристики вокального ансамбля Intrada. Клятву Россини об отсутствии фальшивящих «иуд» они выполнили с честью. Молодой коллектив, созданный и ведомый очаровательной Екатериной Антоненко, с первых тактов Kyrie подкупил свежестью голосов, их полным слиянием. Двадцать восемь человек ангельски истаивали в пиано, и заполняли Большой зал ликующим фортиссимо, чётко и легко пропевая сложнейшие фугато.

Объединяющее и управляющее начало интерпретации – дирижёр. Максим Емельянычев в 27 лет выглядит мальчишески юным. Энергетика и порывистость его мануальной техники сочетается с волей и профессионализмом. Ансамбли, дуэты, баланс солистов и хора, в меру живые, но без спешки темпы – захотелось услышать маэстро Емельянычева и в оркестровом формате (что заявлено на закрытии фестиваля 1 июня – Максим будет дирижировать оркестром Musica viva в рецитале «Неаполитанские арии» знаменитого контратенора Макса Эмануэля Ценчича.)

Из квартета солистов половина была представлена солистами Большого театра Дарьей Зыковой и Максимом Пастером, уже участвовавшими в «Опера Априори». Венгерский бас Балинт Сабо запомнился москвичам как заглавный герой в концертном исполнении оперы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» на первом фестивале в 2014-м году. Не обманула ожиданий и дебютантка для нас, но одна из самых уважаемых сейчас россиниевских меццо Марианна Пиццолато.

Месса Россини не даёт возможности меццо-сопрано (контральто, как указано автором) блеснуть виртуозной колоратурой. Единственный сольный номер низкого женского голоса завершает всё произведение – ария с хором Agnus Dei.

Проникновенная кантилена прозвучала у Марианны Пиццолато мастерски: инструментальное звуковедение сочеталось с искренней теплотой. Густой, бархатистый тембр лишён привычной для меццо брутальности – голос ласкает и обволакивает, как целебный бальзам. Будет правильно, если после первого краткого знакомства с московской публикой певица побалует нас вскоре сольным концертом.

Дарью Зыкову неоднократно доводилось слышать в спектаклях Большого театра, но лишь в компримарных партиях. Всегда её звонкое сопрано слышно в ансамблях, а стройный миловидный облик радует глаз. В этот раз открыла для себя ещё одну грань певицы. Когда исполнялись арии Crucifixus и O salutaris hostia, глядя на Дарью, вспомнилось из Блока: «Девушка пела в церковном хоре». Тембр вроде обычный, но по-девичьи чистый, как родниковая вода, фразировка и подача текста предельно сконцентрированы, ближе к храмовому служению, а не концертному любованию.

Собран и серьёзен был тенор Максим Пастер. Ария Domine Deus «уверенная, героического склада, с внезапным превращением радостных мажорных фраз в скорбные минорные, и ликующей кодой» как сказано в буклете. Добавим – техничная, длинная, то есть, требующая выносливости и ровного владения всем диапазоном. Всё удалось и получилось, Максим Пастер убедителен и в таком жанре.

Впервые слышала живьём Балинта Сабо. Ария Quoniam tu solus sanctus тоже достаточно объёмна и мелодична. Умное пение! Бас, не сражающий чернотой или «рыком», но матовый, вкрадчивый, выделанный как дорогая виолончель. И ещё тронуло, как Балинт Сабо реагировал на пение коллег: мужественное лицо по-детски светлело во время женских соло и дуэтов, с явным удовольствием суровый бас подпевал хору.

Не стану перечислять все дуэты и ансамбли. Они были хороши и по сочетанию тембров, и по слаженности. Не чувствовался вечный цейтнот общих репетиций сборной команды солистов.

Императору Наполеону III приписывают фразу: «Маленькая торжественная месса и не мала, и не торжественна, и не слишком месса». Не поспоришь про «не мала», почти полтора часа музыки - марафон. На объявление перед началом: «исполняется без перерыва» из партера БЗК раздалось громкое мужское: «Ооох!». Но когда, благодаря полной отдаче всех исполнителей, ты погружаешься в Мессу, время сжимается пружиной. Горжусь консерваторскими слушателями – ни одного хлопка не нарушило тишину между номерами. Дружные овации и нарядные букеты по окончании завершили ещё один значимый концерт фестиваля «Опера Априори».

Фото: Ира Полярная

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ