Уважаемые читатели! Следующий выпуск нашего журнала выйдет 7 марта.
15 апреля в Камерном музыкальном театре Покровского новая премьера – опера «Сервилия» Римского-Корсакова. Репетиции к ней уже начались. Предлагаем читателям выдержки из пресс-релиза театра по этому поводу.
«Идея постановки «Сервилии» в театре имени Покровского принадлежит его музыкальному руководителю Геннадию Рождественскому, который во всем мире известен как выдающийся просветитель и открыватель незаслуженно забытых имен и сочинений. Вместе с ним над спектаклем работают режиссер-постановщик Ольга Иванова, художник-постановщик Виктор Герасименко, художник по компьютерной графике Данил Герасименко, дирижер Дмитрий Крюков, хормейстер Алексей Верещагин и руководитель деткой группы Елена Озерова.
Постановка «Сервилии» станет одним из самых масштабных проектов театра за последние несколько лет. Грандиозные декорации, созданные Виктором Герасименко, полностью преобразят зал театра, превратив его в Римский форум. Режиссер Ольга Иванова досконально изучила исторический контекст представленных в опере событий и предлагает трактовку, позволяющую оценить доныне неизвестную глубину философско-религиозного замысла этого сочинения, который оказывается сопоставим с концепциями его великих опер.
Малоизвестная широкому кругу слушателей опера занимает особое место в творческом наследии великого русского композитора. Совершенно нетипичные для Римского-Корсакова тема, эпоха и жанр, а также неудачная премьера изначально придали опере необычный статус, и в результате она всегда стояла особняком среди многочисленных шедевров своего автора.
Так как «Сервилия» до сих пор остается единственной оперой Римского-Корсакова, не существующей в аудиозаписи, театральной премьере будет предшествовать ее полная студийная запись под руководством Геннадия Рождественского».
Пресс-релиз Камерного музыкального театра
Детский музыкальный театр Наталии Сац 20 февраля с. г. представил очередную премьеру юбилейного сезона – концертные миниатюры «Моцарт и Сальери»/«Мотя и Савелий». В ней, по замыслу режиссера Валерия Меркулова, который создает эту постановку в сотрудничестве с дирижером Сергеем Михеевым и художником Натальей Чабаненко, объединены две камерные оперы – классическая и современная, серьезная и комическая, прекрасно знакомая ценителям русской музыки (принадлежащая перу Николая Римского-Корсакова), и только еще набирающая известность среди любителей музыкального театра (сочиненная нашим современником Александром Чайковским). Две эти оперы объединяет сюжет, рассказанный Александром Сергеевичем Пушкиным в одной из его «Маленьких трагедий» – в «Моцарте и Сальери», но если в первой история вечного спора способов жизни в искусстве трактована классически, то во второй миниатюре (исполняемой под аккомпанемент ансамбля народных инструментов «Русская рапсодия» под руководством Евгения Волчкова) сюжет переосмыслен, превращен в комедийный, почти площадной. Основной идеей Александра Чайковского стала, по его собственным словам, идея «переворачивания текста с конца на начало», что давало комический эффект, но при этом позволяло сохранить ценность каждой пушкинской цитаты.
«В нашем спектакле зрители сначала услышат классическую интерпретацию пушкинского сюжета, а потом еще раз взглянут на ту же историю, но с совершенно иной точки зрения: с позиции артистов, которые хотели бы сыграть Моцарта и Сальери, хотели бы быть гениями, но они всего ли артисты, и им остается только цитировать великих», – рассказывает режиссер Валерий Меркулов.
На следующий день после премьеры в Театре Наталии Сац «Моцарт и Сальери» / «Мотя и Савелий» были представлены в Камерном зале Московской Филармонии в рамках абонемента «Камерные оперы в Камерном зале» – в честь юбилея композитора и друга Театра Наталии Сац Александра Чайковского.
Постановочная группа:
Дирижер – Лауреат всероссийского конкурса Сергей Михеев
Режиссер – Лауреат премии Правительства России Валерий Меркулов
Художник – Наталья Чабаненко
В спектакле принимает участие ансамбль народных инструментов «Русская рапсодия» под руководством Евгения Волчкова.
Пресс-релиз Театра Сац
«Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти продолжит серию концертных исполнений шедевров оперной классики на сцене Михайловского театра. Премьерные показы пройдут 26 и 28 февраля, 3 апреля, 10 июня.
На петербургской сцене опера «Дон Паскуале» идет нечасто. Между тем крупнейшие музыканты наших дней считают ее «абсолютным шедевром»; отмечают богатство и элегантность музыкального материала, великолепный стиль либретто, баланс между комической фабулой и трагическими философскими акцентами.
В опере только четыре основных персонажа, но на их долю выпадает редкое разнообразие сюжетных поворотов и неординарная эмоциональная подвижность. Здесь есть фиктивный брак, любовь, притворство, жестокий розыгрыш, остроумные выходки, разочарования и разоблачения.
Владимир Кехман, художественный руководитель Михайловского театра: «Для нас очень важно дать возможность проявить себя талантливым вокалистам нашей оперной труппы. После блестящего выступления Светланы Москаленко на конкурсе Чайковского было принято решение о постановке «Дона Паскуале» – фактически, специально для неё. И в целом опера Доницетти очень хорошо ложится на наш оперный состав».
Светлана Москаленко, солистка оперы, лауреат конкурса Чайковского: «В концертной версии артисты получают максимальную свободу. Если режиссер в опере настаивает на своей точке зрения и представляет желанный ему образ, то здесь мы сами должны раскрыть что-то в себе и показать свой образ, абсолютно свой».
Музыкальный руководитель и главный дирижер — Михаил Татарников.
Главные партии готовят: Юрий Мончак и Дмитрий Скориков — Дон Паскуале, Борис Пинхасович и Александр Шахов — Доктор Малатеста, Светлана Москаленко, Наталья Миронова и Екатерина Фенина — Норина, Борис Степанов и Евгений Ахмедов — Эрнесто.
Зрители ценят формат, который утвердился на сцене Михайловского театра в течение последних сезонов. В мировой музыкальной традиции его принято называть semi-stage, то есть «мизансценически выстроенное концертное исполнение». Музыкальные критики отмечают: «В Михайловском театре жанр концертного исполнения представляют весьма интересно. Зритель приглашается к просмотру полусценической версии — со своей драматургией, режиссурой и мизансценами... Чинного сидения на сценических стульях и „просто пения“ публика от исполнителей не дождется» (Фонтанка.ру). В такой форме были представлены оперы «Кармен», «Дон Жуан», «Севильский цирюльник», в текущем сезоне — «Снегурочка».
Театр предоставляет возможность всем студентам и сотрудникам учебных заведений посетить концертные исполнения оперы «Дон Паскуале» со скидкой. При предъявлении студенческого билета или удостоверения сотрудника вуза или колледжа любое место в зрительном зале будет стоить всего 500 рублей.
В первом премьерном спектакле 26 февраля на сцену выйдут:
Норина — Светлана Москаленко
Дон Паскуале — Дмитрий Скориков
Доктор Малатеста — Борис Пинхасович
Эрнесто — Борис Степанов
Пресс-релиз Михайловского театра
Итальянский тенор Андреа Хозе, лауреат 1-й премии Международного конкурса оперных певцов в Сполето (2005), успешно выступающий нынче во многих оперных театрах Европы, известный московским любителям оперы по участию в постановке «Дона Карлоса» Верди в Большом театре (2013) 2 апреля впервые споет здесь же партию Хозе в «Кармен».
Информация пресс-службы Большого театра
Теодор Курентзис подписал новый контракт, сообщили в пермском театре оперы и балета. Согласно документу г-н Курентзис будет занимать пост художественного руководителя Пермского театра оперы и балета имени Чайковского в течение ближайших пяти лет. Со стороны краевого правительства договор подписала вице-премьер Ирина Ивенских. Прежний договор с худруком театра закончился 10 января. Теодор Курентзис настаивал на двух важных условиях продолжения работы в Перми - сохранение финансирования театра и строительство новой сцены. «Стороны пришли к соглашению предпринять всё возможное для осуществления этих планов, что нашло отражение в договоре», - говорится в официальном сообщении театра.
Напомним, Теодор Курентзис возглавил Пермский театр оперы и балета в январе 2011 года. Вместе с ним в Пермь переехала большая часть музыкантов оркестра musicAeterna. Г-н Курентзис является многократным обладателем национальной театральной премии «Золотая маска».
Рифей. Пермь, 20.02
«Фигаро разводится» – такое интригующее название у новой оперы, мировая премьера которой состоялась 21 февраля в Валлийской национальной опере (Кардифф). Эта постановка – копродукция с Большим театром Женевы.
Фантазии на тему того, что могло бы произойти с героями «Свадьбы Фигаро» после феерического «безумного дня», легли в основу либретто, созданного знаменитым театральным деятелем и режиссером Дэвидом Паунтни и положенного на музыку российским композитором Еленой Лангер.
Как известно, существует две версии продолжения истории о Фигаро. Одну из них развил сам Бомарше в 3-й части своей бессмертной трилогии – «Преступная мать», считающейся менее удачной по сравнению с первыми двумя частями. Другой вариант принадлежит знаменитому австрийскому писателю Эдёну фон Хорвату, автору пьесы «Фигаро разводится». И вот теперь за этот сюжет взялся Паунтни.
Сам Паунтни и поставил новую оперу, в которой наряду с некоторыми новыми персонажами действуют хорошо всем нам знакомая пятерка – Фигаро, Сюзанна, Граф, Графиня и Керубино. Чего только нет в этой новой истории – и граф, спасающийся от Французской революции, и Сюзанна, беременная от Керубино, и много чего еще.
Валлийская опера подошла к презентации нового произведения фундаментально. Наряду с мировой премьерой опуса Лангер зрители увидят в эти дни также новые постановки двух других частей бессмертной трилогии Бомарше «Севильского цирюльника» Россини, празднующего в этом году 200-летие, и «Свадьбы Фигаро» Моцарта.
По материалам СМИ и пресс-релизов театров
Подготовил Евгений Цодоков