11-13 марта на Новой сцене Большого театра состоится премьера «Каменного гостя» Даргомыжского. Это третья постановка оперы на главной российской сцене. Первая состоялась в 1906 году (дирижер В.Сук, режиссер И.Лапицкий). Вторая – в 1976 году (дирижер М.Эрмлер, режиссер О.Моралёв). Спектакль 1976 года оказался долгожителем и продержался в репертуаре театра 23 года.
И вот теперь зрителям предстоит увидеть новую версию замечательной оперы Даргомыжского. Ее готовят дирижер Антон Гришанин и режиссер Дмитрий Белянушкин. На сайте театра уже опубликованы предполагаемые составы солистов.
Рецензия на спектакль будет опубликована в нашем журнале в одном из ближайших выпусков.
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко в последние годы часто обращается к операм XX века. Эта отрадная традиция продолжена и в этом сезоне. Совсем недавно зрители познакомились с произведением английского композитора Джона Тавенера «Кроткая». И вот теперь новая двойная премьера – 18 марта на малой сцене будут представлены одноактные оперы итальянского композитора Альфредо Казеллы «Сказание об Орфее» и чешского композитора Богуслава Мартину «Ариадна». Дирижер постановщик спектакля – Мария Максимчук, режиссер-постановщик – Екатерина Василёва, художник-постановщик – Александр Арефьев.
Мы знакомим читателей с пресс-релизом театра, посвященным этой премьере и подготовленным дирижером-постановщиком спектакля Марией Максимчук.
«Работа над операми "Cказание об Орфее" и "Ариадна" стала очень увлекательной для творческого коллектива театра. ХХ век, в котором переплелись и возродились с новой силой стили и жанры прошлого, до сих пор таит в себе множество загадок и открытий. Именно к таким жемчужинам относятся партитуры итальянца Альфредо Казеллы и чеха Богуслава Мартину.
Музыка Казеллы – очень эмоциональная, по-итальянски взрывная, строящаяся на резких, контрастных сопоставлениях. В оркестровке и трактовке вокальных партий ясно слышны черты стиля Пуччини, в гармоническом языке доминируют оригинальные приемы Дебюсси и Скрябина. Перед нами – многоликий неоклассицизм, охвативший Европу в 30-е годы прошлого столетия.
Другое дело – эстет Мартину. Жанр своего последнего сочинения – оперы "Ариадна" – сам композитор классифицирует как необарокко. Однако его музыкальные исследования уходят корнями к куда более древним стилям и формам. В музыке "Ариадны" мы слышим цитаты из раннехристианских византийских распевов, греческого фольклора. Архаичное звучание высоких флейт и арфы в симфонических интерлюдиях тонко передаёт колорит древней Эллады. Искусное использование ярких красок ударных инструментов вскрывают еще одну природу этой музыки – этническую. Бесспорно, Мартину – мастер оркестровки. При этом ему присущи точное чувство формы и лаконизм. По своей художественной ценности "Ариадна" Мартину, на мой взгляд, может по праву называться "Дидоной" ХХ века, ибо после гениального Генри Перселла еще никому не удавалось так возвышенно и так ясно создать музыкальную картину мифа.
Мы ждем всех на наших спектаклях и хотим разделить с публикой радость от общения с этой чудесной музыкой, обладающей свойством удивлять».
Для справки:
Мировая премьера оперы "Сказание об Орфее":
Театр Гольдони, Венеция, 6 сентября 1932 года.
Мировая премьера оперы "Ариадна":
Рурский музыкальный театр, Гельзенкирхен, 6 марта 1961 года.
10 мартa на Большой сцене Театра Наталии Сац состоится концерт «Прокофьев-Гала», посвященный 125-летию со дня рождения великого русского композитора. В первом отделении будет исполнена симфоническая сказка, которую Сергей Прокофьев написал 80 лет назад в теснейшем сотрудничестве с Наталией Сац, - гениальный путеводитель по инструментам оркестра «Петя и волк». В роли Рассказчика выступит Роксана Сац, за дирижерский пульт встанет главный дирижер театра - Алевтина Иоффе.
Во втором отделении будет исполнена кантата «Александр Невский», созданная композитором в 1939 на основе музыки, которую он написал для одноименного фильма Сергея Эйзенштейна. Кантата состоит из семи частей, текст к вокальным фрагментам писал сам Прокофьев. Мировая премьера «Александра Невского» состоялась 17 мая 1939 года в Большом зале Московской Консерватории, а в Театре Наталии Сац эта музыка будет исполнена солистами оперы, артистами хора и оркестром под управлением автора и вдохновителя концерта «Прокофьев-Гала» главного дирижера театра Алевтины Иоффе.
Начало концерта — в шесть часов вечера.
Пресс-релиз театра
15 марта театр «Геликон-опера» представит в зале «Покровский» раритет – оперу «Пигмалион» Луиджи Керубини на либретто Стефано Вестриса. Античная история о любви скульптора Пигмалиона к своему творению, статуе Галатеи, будет разыграна солистами «Геликона» в духе Ар-деко.
Пигмалион – легендарный кипрский царь и искусный скульптор, влюбившийся в сделанное им из слоновой кости изваяние нимфы Галатеи. Вняв мольбам Пигмалиона, Афродита вдохнула жизнь в статую, которая стала женой Пигмалиона и впоследствии родила ему дочь Пафос (по преданию в ее честь был назван город Пафос на Кипре). Сюжет о Пигмалионе был очень популярен в XVIII веке. Балет Мишеля де Лабарра «Триумф искусств» (1700), кантата Луи-Никола Клерамбо «Пигмалион» (1713), одноименный балет Жан-Филиппа Рамо (1748) – далеко не полный перечень сочинений. Этот же сюжет в 1770 году избрал Жан-Жак Руссо для своей мелодрамы «Пигмалион». В 1790 году композитор Джамбаттиста Чимадор переделал мелодраму Руссо в оперу. Либреттистом выступил Антонио Симоне Сографи, текстом которого воспользовался Стефано Вестрис.
Представитель жанра «опера спасения», один из основателей Парижской консерватории, автор популярных в XIX веке опер «Медея», «Лодоиска» и «Водовоз» итальянец Луиджи Керубини (1760–1842) жил и работал в Париже с 1788 года. За несколько лет до сочинения «Пигмалиона», находясь в зените славы, Керубини впал в депрессию, забыл о музыке и проводил время, составляя гербарии. Опера «Пигмалион», написанная по заказу Наполеона I Бонапарта, вернула композитора к жизни. Произведение создавалось для двух любимцев императора: известного певца-кастрата Джироламо Крешентини, исполнителя заглавной партии, и контральто Джузеппины Грассини, которой предназначалась роль Венеры.
Премьера «Пигмалиона» состоялась 30 ноября 1809 года в театре Тюильри, возглавляемом Керубини с 1789 года. Наполеон был доволен спектаклем и в дальнейшем постоянно поручал композитору официальные заказы: в 1810 году Керубини написал музыку к церемонии бракосочетания Наполеона и Марии-Луизы Австрийской, а в 1811 – сочинение по случаю рождения их сына.
После смерти Керубини «Пигмалион», как и большинство сочинений композитора, впал в забвение. Лишь в 1955-м году опера была записана на радио Милана (дирижер Эннио Джерелли). В России «Пигмалион» никогда не ставился. Концертное исполнение оперы звучало в 2011 году в рамках проекта «Открытая сцена».
В зале «Покровский» театр «Геликон-опера» представит полуконцертную версию «Пигмалиона». Спектакль будет проникнут атмосферой фильма «Великий Гэтсби». Создатели «Пигмалиона» предложат зрителю отпраздновать день рождения Галатеи и поразмышлять о превратностях судьбы и поисках любви.
Над премьерой работают:
Режиссер – Ирина Плотникова
Музыкальный руководитель – Сергей Чечётко
Художник по свету – Денис Енюков
Хореограф – Ксения Лисанская
В ролях:
Пигмалион – Дмитрий Хромов
Галатея – заслуженная артистка России Анна Гречишкина
Статуя Галатеи – Ксения Лисанская
Венера – Инна Звеняцкая
Амур – Дмитрий Овчинников
Орфей – Сергей Чечётко
Пресс-релиз театра
Ушел из жизни выдающийся эстонский дирижер и педагог Эри Клас. Гендиректор национальной оперы "Эстония" Айвар Мяэ сообщил, что маэстро умер после тяжелой болезни. Эри Класу было 76 лет.
Один из самых известных во всем мире эстонских музыкантов родился в Таллинне 7 июня 1939 года. Он окончил Таллиннское музыкальное училище (1959) и Таллиннскую консерваторию по классу хорового дирижирования профессора Густава Эрнесакса (1964).
С 1964 по 1967 учился в Ленинградской консерватории. С 1969 по 1971 проходил стажировку в Большом театре. В 1965 году стал дирижером, а с 1975 по 1994 гг. был главным дирижером и художественным руководителем театра "Эстония". В разное время Эри Клас был главным дирижером Королевской оперы в Стокгольме, главным дирижером симфонического оркестра в датском Орхусе, художественным руководителем Тампереского городского оркестра.
Почти пятнадцать лет Эри Клас сотрудничал с Новой Оперой, а в 2006 — 2011 годах был главным дирижером театра. Как отмечают в театре, его роман с Новой Оперой был счастливым: появились постановки (две из них — оперы «Любовный напиток» Доницетти и «Севильский цирюльник» Россини — и сегодня с успехом идут на сцене), многочисленные концертные программы; записаны компакт-диски.
15 октября 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ о вручении Эри Класу Ордена дружбы за значительный вклад в развитие культурных связей с Российской Федерацией. В 2014 году за выдаю¬щийся вклад в развитие театрального искусства был удостоен Российской национальной театральной премии «Золотая маска». Эри Клас за свою карьеру дирижировал более чем сотней оркестров по всему миру.
Muzсentrum.ru 26.02
Оргкомитет премии International Opera Award опубликовал шорт-лист претендентов на престижные призы в 2016 году.
В различных номинациях много российских музыкантов, среди них дирижер Владимир Юровский, певцы Анна Нетребко, Дмитрий Хворостовский, Игорь Головатенко, Аида Гарифуллина, Екатерина Боканова.
Третий год подряд на премию претендует также хор Пермского театра оперы и балета musicAeterna.
Среди конкурентов российских исполнителей много знаменитых зарубежных артистов: дирижеры Рене Якобс, Джанандреа Нозеда, Кристиан Тилеман, Карло Рицци, Марк Уиглсворт; вокалисты Анна Бонитатибус, Мариэлла Девиа, Кристина Гёрке, Эвелин Херлитциус, Асмик Григорян, Грегори Кунде, Хавьер Камарена, Стефан Дегу и др.
Познакомим читателей еще с некоторыми номинациями премии:
Среди режиссеров-претендентов – Каспер Хольтен, Дамиано Микьелетто, Лоран Пелли, Дэвид Паунтни, Мариуш Трелинский и др.
В списке новых оперных постановок спектакли «Пуритане» Валлийской национальной оперы, «Воццек» Лирической оперы Чикаго, «Питер Граймс» театра Ан дер Вин, «Сельская честь» и «Паяцы» Зальцбургского Пасхального фестиваля и др.
Среди лучших записей DVD на премию заявлены «Царская невеста» Берлинской Штаатсопер (режиссер Дмитрий Черняков), а также «Манон Леско» лондонской Королевской оперы, «Кавалер розы» Глайндборнского фестиваля, «Тангейзер» Байройтского фестиваля и др.
Королевская опера представляет в понедельник 14 марта новую постановку оперы Мусоргского «Борис Годунов» в авторской редакции 1869 года. Спектакль является копродукцией с берлинской Немецкой оперой. До 5 апреля будет дано семь представлений. 21 марта состоится прямая трансляция оперы в кинотеатрах мира.
Музыкальный руководитель Королевской оперы Антонио Паппано и британский режиссер Ричард Джонс, уже имеющие совместный опыт работы, в частности, над оперой «Леди Макбет Мценского уезда», представят на суд зрителей еще один шедевр русского оперного искусства.
В постановке задействованы валлийский бас-баритон Брин Терфел (Борис Годунов), британский тенор Дэвид Батт Филипп (Григорий), британский тенор Джон Грэм-Холл (Князь Шуйский), эстонский бас Айн Ангер (Пимен), британский бас Джон Томлинсон (Варлаам), русское сопрано Влада Боровко (Ксения), с этого сезона участвующая в программе для молодых певцов Jette Parker Young Artist, и др.
В Зале Гарнье Оперы Монте-Карло 18 марта состоится премьера оперы «Игрок». Новую постановку прокофьевского шедевра готовят дирижер Михаил Татарников и режиссер-постановщик Жан-Луи Гринда. В составе исполнителей много российских певцов.
Список солистов выглядит так:
Генерал – Дмитрий Ульянов, Полина – Оксана Дыка, Алексей – Михаил Дидык, Бабуленька – Эва Подлесь, Маркиз – Олег Балашов, Мистер Астлей – Борис Пинхасович, Бланш – Екатерина Сергеева, Князь Нильский – Александр Кравец, Барон Вурмергельм – Григорий Соколов, Потапыч – Бернард Имберт, Директор – Александр Телига.
По материалам СМИ и пресс-релизам театров
Подготовил Евгений Цодоков