Исполнение в Концертном зале Мариинского театра комической оперы Гаэтано Доницетти «Дочь полка» стало четвертым концертом абонемента «Мастера бельканто». Редко исполняемая теперь, эта известнейшая опера в 19 веке собирала аншлаги и шла с грандиозным успехом. Ее популярности у публики способствовали не только красота и богатство мелодического языка, филигранные яркие заглавные партии, но также ясность драматургии и отсутствие затейливых хитросплетений веселого сюжета. Например, за 50 лет она выдержала около 1000 представлений и не сходила со сцены в течение века, являясь обязательным спектаклем во Франции в День взятия Бастилии, 14 июля.
Как известно, французская комическая опера обладает особыми законами жанра и не является непрерывно развивающимся музыкальным произведением, поскольку пение в ней чередуется с разговорными диалогами. Для концертного исполнения диалоги были купированы, что сделало сюжет менее понятным для слушающих оперу впервые, ведь в ней присутствуют персонажи, у которых вообще нет вокальных партий, но есть разговорные роли. Впрочем, сюжетная линия оперы настолько ясно выстроена, что даже при отсутствии детализации с помощью диалогов, общий смысл происходящего нисколько не потерялся. Французский язык фонетически достаточно сложен для пения, однако надо отметить, что театр держит хороший уровень этого языка в вокале. Безусловная заслуга в этом принадлежит Ксении Клименко, как репетитору.
С точки зрения исполнительского состава концертов абонементной серии «Мастера бельканто», уже можно проследить стойкую тенденцию – в каждом из них присутствует только один приглашенный певец. На этот раз был приглашен Хаоинь Сюэ на партию Тонио. Эта партия по силам далеко не всякому тенору, а знаменитую арию Тонио «Ah, mes amis» с кабалеттой «Pour mon âme» из первого действия, с ее девятью заоблачными верхними «до» вообще называют вокальным аттракционом. Партия Тонио - основная загвоздка для того, чтобы эта веселая и задорная, легкая и очень радостная опера с жизнеутверждающим хэппи-эндом шла на сцене более-менее регулярно и без купюр. Несмотря на то, что ее персонажи уже гораздо менее близки современному слушателю, нежели публике позапрошлого века, опера могла бы и сейчас собирать залы.
Хаоинь Сюэ, в числе прочих заслуг, еще и обладатель Гран-при Международного конкурса им. Н. А. Римского-Корсакова, который как раз и был присужден ему за исполнение партии Тонио. Так что певцу эта партия давно знакома, но скорее всего, все равно требует полной самоотдачи. Кроме того, исполнитель считает большой ответственностью сам факт приглашения в Мариинский театр. Вероятно поэтому, поначалу артист был полностью сконцентрирован на вокале, на технике исполнения, давил, расходовал больше сил, чем следовало. Партия в целом была исполнена очень неплохо, и публику в полной мере удалось поразить вокальным аттракционом, но все первое действие певец держался очень скованно и заметно нервничал. Это безусловно сказывалось на звучании голоса, в котором присутствовал сухой, едва заметный хрипловатый призвук. Во втором действии певец расслабился, наконец-то начал подыгрывать партнерам и вокал зазвучал чище и ярче.
Партию Мари можно считать большой творческой удачей Ольги Пудовой. Певица не раз упоминала в своих интервью о том, что мечтает спеть ее. Тем радостнее, что это желание исполнилось именно так. Героиня с ее задорным, веселым и неунывающим характером оказалась настолько близка солистке Академии молодых певцов, что публика не ограничилась удовольствием от хорошо исполненной партии, но имела возможность наблюдать за совершенно искренней, непринужденной и озорной актерской игрой певицы. Чуть портил картину несколько излишний напор и продавливание концовок, но эти мелочи можно списать на премьерную ажитацию.
Великолепную актерскую пару Пудовой составил Сюльпис – Андрей Серов. Вместе им удалось разыграть настоящий отдельный спектакль. Отлично была обыграна сцена, в которой Мари поет романс. Здесь уже был не дуэт, а прекрасное актерское трио вместе с Маркизой – Анной Кикнадзе.
Музыкальный материал оперы полон бравурных мелодий, насыщен звуками медных духовых и ударных. Очень важная задача исполнения состоит в том, чтобы не сделать звучание оперы похожей на постоянное марширование военно-духового оркестра, ведь лиризма и полутонов в ней тоже предостаточно. Оркестру под управлением Заурбека Гугкаева не всегда удавалось удержаться на этой тонкой звуковой границе, порой певцов попросту не было слышно. Отдельные инструментальные соло, напротив, отличались тонкостью и чуткостью исполнения, например, виолончельное Дмитрия Ганенко. Хор солистов Академии молодых певцов обычно радует ярким свежим звучанием, но, хор прежде всего должен быть именно хором, слитым воедино организмом, а не разнобойными голосами молодых солистов, ведь только тогда появляется красота и стройность.
«Дочь полка» была невероятно тепло принята публикой, исполнители во главе с дирижером также выглядели весьма растроганными. В наше непростое время, когда люди испытывают явный дефицит положительных эмоций, полноценная сценическая версия этого озорного и понятного по сюжету, богатого мелодически и виртуозного по вокалу произведения могла бы стать настоящим подарком не только любителям оперы и начинающим слушателям, но и молодым исполнителям, чей голос лучше всего может вырасти и окрепнуть на целебном бальзаме бельканто.