Абсолютный шедевр позднего Доницетти скоро предстанет перед московской публикой – 19 апреля состоится премьера его оперы-буффа «Дон Паскуале» на Новой сцене Большого театра. Всего в первой серии спектаклей – 5 представлений. Постановку готовят польский дирижер Михал Клауза, режиссер Тимофей Кулябин и сценограф Олег Головко. Уместно накануне этой премьеры кратко рассказать читателям предысторию российских постановок этого знакового для мирового оперного искусства произведения.
Не так уж и часто опера «Дон Паскуале» Доницетти появлялась на отечественных просторах. Впервые в России ее представили спустя два года после парижской премьеры – 6 февраля 1845 года она была исполнена в Петербурге силами Итальянской оперной труппы. В партии Норины тогда блистала знаменитая Полина Виардо, Малатесту пел участник мировой парижской премьеры Антонио Тамбурини, партии Дона Паскуале и Эрнесто исполняли мало кому ныне известные певцы Ровере и Унануэ. Спектакль прошел 4 раза.
На сцене московского Большого театра за всю его историю эта опера ставилась два раза. В первый раз в далеком 1850 году, а затем в столь же далеком 1872. Оба спектакля шли под управлением знаменитых итальянских дирижеров, соответственно Эдуарда Бавери и Энрико Бевиньяни.
Маэстро Бавери знаменит тем, что именно он стал впоследствии участником мировой премьеры «Силы судьбы» в Петербурге (1862). Бевиньяни также много работал в России, ему принадлежит честь первого исполнения в нашей стране ряда знаковых произведений мирового репертуара. Но прежде всего он вошел в отечественную историю оперного искусства как первый исполнитель на профессиональной сцене «Евгения Онегина» (1881, Большой театр).
Следует также отметить еще одну важную страницу в российской истории «Дона Паскуале» – 9 января 1886 года под управлением маэстро Иосифа Труффи произведение Доницетти прозвучало в Московской частной опере Мамонтова на русском языке.
Послереволюционная отечественная сценическая история «Дона Паскуале» начинается спектаклем петроградского Театра комической оперы под руководством Константина Марджанова, представленным на открытии этого театра 5 июня 1920 года. Затем оперу поставили в 1931 году в ленинградском Малом оперном театре (дирижер С.Самосуд, режиссер Э.Каплан). В премьерном спектакле участвовали Р.Горская, М.Ростовцев, И.Нечаев и Е.Ольховский. В 1936 году «Дон Паскуале» был поставлен в Москве в Оперном театре имени К.С. Станиславского (дирижер А.Шавердов, режиссеры Г.Кристи и Ю.Лоран). Среди исполнителей: Н.Панчехин, А.Детистов (заглавная партия); Л.Воздвиженская, Л.Борисоглебская, М.Шарова (Норина); А.Орфенов, С.Смирнов (Эрнесто) и С.Бителев, Б.Гладков (Малатеста).
В послевоенные годы эта опера не часто появлялась на отечественных сценах. Можно отметить спектакль Свердловского театра оперы и балета 1953 года (дирижер А.Шморгонер, режиссер М.Минский) и возобновление 1954 года в Ленинградском Малом оперном театре (дирижер А.Коган, режиссер Н.Смолич). В 1970 году "Дона Паскуале" поставили в Самарском (Куйбышевском) театре оперы и балета (режиссер Б.Рябикин). Оперу изредка исполняли также в других республиках СССР, в частности в Алма-Ате (1959), Киеве (1962) и др.
Среди постановок конца прошлого века – спектакль Мариинского театра 1980 года (дирижер В.Гергиев, режиссер Ю.Александров); сценическая версия Пермского театра оперы и балета 1995 года (режиссер Г.Исаакян), представленная на «Золотую маску», которую в результате получили исполнители главных партий Татьяна Куинджи (Норина) и Анзор Шомахия (Дон Паскуале); постановка Геликон-оперы 1997 года (режиссер Н.Кунингас), где в партии Норины блистала Марина Андреева.
Среди постановок 21-го века – спектакли Санктъ-Петербургъ-оперы 2002 года (режиссер Ю.Александров), еще одна версия Геликон-оперы 2003 года (режиссер Н.Дыченко). В 2004 году в рамках сотрудничества между Мариинским театром и Санкт-Петербургской Консерваторией Академия Молодых певцов представила «Дона Паскуале» на сцене Театра оперы и балета консерватории (дирижер А.Петренко, режиссер сценической версии К.Плужников).
В последние годы две постановки подряд осуществила режиссер Ольга Маликова из Петербурга – сначала на сцене Астраханского театра оперы и балета (2011), затем в Бурятском театре оперы и балета (2012). Звучала опера и в концертном исполнении, в частности в Мариинском театре под управлением Андрея Петренко, а совсем недавно уже в этом году в Михайловском театре под управлением Михаила Татарникова с участием Дмитрия Скорикова в заглавной партии, Светланы Москаленко (Норина), Бориса Степанова (Эрнесто) и Бориса Пинхасовича (Малатеста).
Нельзя пройти мимо еще одного российского события, связанного с «Доном Паскуале». В 2007 году эту оперу привез в Москву и Петербург легендарный маэстро Риккардо Мути, исполнивший ее с Молодежным оркестром Луиджи Керубини и итальянскими солистами (Н. Алаймо, Л.Джордано, М.Касси, М.Дзеффири). В столице опера была дана в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в сценической версии Равеннского музыкального фестиваля, а в Петербурге в концертном исполнении.
Еще одна интересная страница отечественной истории «Дона Паскуале» относится к 1973 году, когда на Центральном телевидении режиссером Александром Баранниковым был снят одноименный черно-белый телефильм. В нем участвовали артисты Марк Перцовский (Дон Паскуале), Инна Лещинская (Норина), Алексей Шейнин (Эрнесто) и Сергей Кулагин (Малатеста). Роли озвучивали соответственно певцы Георгий Абрамов, Галина Сахарова, Анатолий Орфенов и Иван Бурлак. Дирижер Онисим Брон.
Предлагаем читателям послушать фрагмент из этого фильма – дуэт-ноктюрн Норины и Эрнесто Tornami a dir в исполнении (за кадром) Галины Сахаровой и Анатолия Орфенова.
Театры и фестивали
Персоналии
Произведения